(7 февраля 2020) В 2019 году в нашей стране количество иностранных студентов, входящих в консорциум вузов-экспортеров высшего образования, приблизилось к 300 тысячам. С какими проблемами мигранты, приехавшие учиться, сталкиваются и насколько им комфортно в нашем регионе – в репортаже.
Количество иностранных студентов из года в год растет и в КФУ. В 2018 году он занимал второе место среди вузов страны их числу. По итогам приемной кампании 2019 года в университет, включая филиалы, было зачислено 3699 иностранных студентов.
«При поступлении в российские вузы иностранных студентов люди, работающие с ними напрямую, а также специализированные ведомства должны владеть информацией, позволяющей максимально эффективно провести процесс адаптации, в полном объеме. Мы должны учитывать их культурные особенности, нюансы профессиональной подготовки, и все это должно быть закреплено, в том числе, и в наших образовательных программах. Эта тематика более чем актуальна для России, в том числе из-за темпов роста образовательной миграции. Изучение этого сегмента миграции играет роль как для реализации государственной национальной политики, так и для принятия верных решений в области международных отношений», — сообщил начальник Управления по реализации национальной политики департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Данил Мустафин.
По итогам приемной кампании 2019 года география зачисленных в КФУ студентов насчитывала 60 стран. В топ-10 вошли Китай, Сирия, Ирак, Египет, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан. 17 процентов первокурсников от общего числа зачисленных являются гражданами стран дальнего и пять процентов — ближнего зарубежья.
Наибольшей популярностью у иностранцев пользуется Институт управления, экономики и финансов, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Институт международных отношений, Институт фундаментальной медицины и биологии, юридический факультет и Институт геологии и нефтегазовых технологий. Всего в вузе сейчас обучается свыше 9 тыс. иностранных студентов.
«Аккультурация иностранцев из Средней Азии»
«Необходимо признать, что Казань — город студенческий. Если мы глянем на улицу, то увидим иностранных студентов со всего мира. Возникает немало вопросов: как себя чувствуют наши гости, как они адаптируются и воспринимают новую для себя культуру, как происходит взаимовлияние культур, какова у них успеваемость, как они влияют на имидж республики, возвращаясь в свои страны? Главная проблема — психологическая адаптация иностранных студентов. Это проблема не новая, и она актуальна во всем мире, ведь иностранные студенты — явление мировое, они есть в вузах каждой страны. Она была предложена для изучения на кафедре психологии и образования КФУ. Это внутривузовский грант на исследование, выделяемый ректором», — сообщил «Татар-информ» доцент кафедры педагогической психологии КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.
Статистика свидетельствует о том, что в России больше всего образовательных мигрантов из стран Центральной Азии. Поэтому исследование будет называться «Предикторы психологической адаптации и аккультурации студентов-иностранцев из Средней Азии в КФУ». По мнению его инициаторов, в результате будут получены сведения, которые позволят поднять уровень успеваемости иностранцев, снизят уровень конфликтогенности и уменьшат когнитивный диссонанс в системе «преподаватель — иностранный студент». Все это, в конечном счете, нужно для того, чтобы создать положительный имидж КФУ и Татарстана в целом за рубежом.
«Задача нашего исследования заключается в изучении базовых убеждений, установок и ценностей молодых людей. Мы уже провели некоторый обзорно-аналитический анализ и выявили определенные проблемы. В процессе аккультурации есть фаза адаптации, когда человек приезжает из другой страны, имея свое восприятие культуры, убеждения и ценности. С другой стороны он воспринимает и принимает новую культуру. Потом идет этап принятия другой культуры или реакция в виде неприятия. Наша главная задача — не только проведение анкетирования, но и оценка поведенческих объективных характеристик», — отметил Гарифуллин.
Убийство будущего юриста и психологический дискомфорт
К примеру, в феврале 2017 года в Казани был убит 24-летний Махджуба Тиджани Хассан — студент КФУ, который приехал в Россию из Республики Чад, чтобы получить профессию юриста. Единственной причиной нападения на него стала межнациональная ненависть.
Как выяснилось, виновники преступления являлись приверженцами неонацистской идеологии. Следствие по этому делу длилось полтора года. В июне 2019 года Верховный суд РТ поставил точку в этом громком деле. Убийцами были признаны Роман Халилов и Руслан Архипов. Сроки, которые они получили, превышают их собственный возраст. 22-летний на тот момент Халилов получил 24,5 года, 24-летний Архипов — 24 года колонии строгого режима.
В 2017 году четверо хулиганов напали на иностранных студентов возле общежития на Оренбургском тракте в Казани. Одного из пострадавших избили, а второму удалось сбежать. На помощь потерпевшим поспешили другие студенты-иностранцы, одного из которых злоумышленники тоже жестоко избили, сломав ему руку и нос. Хулиганы были задержаны и осуждены.
«Психологический климат — одна из важных составляющих нашего исследования. Как может студент адаптироваться, если он находится в условиях ожидания опасности? Мнение самих молодых людей на этот счет для нас очень важно. Возможно, по итогам исследования окажется, что студенты не о чем не беспокоятся и живут припеваючи, разгуливая по ночам по улице Баумана. Психологическая адаптация — ключевой термин исследования», — подчеркнул Гарифуллин.
Психолог отметил, что любое убеждение проявляется на поведенческом уровне. Возможно, погибший молодой человек принял местную культуру, доверился и не думал, что такое возможно. У него не было объективного представления о среде, в которой живет. И это очень серьезный вопрос: насколько у студенчества объективно представление о той среде, в которой оно живет.
«В ходе исследования мы выявим ключевые, важные параметры поведения в социальной системе мигрантов, чтобы впредь избегать подобных происшествий. Мы попытаемся получить рецепты, чтобы таких проблем больше не возникало. В конечном итоге мы хотим разработать такую программу, благодаря которой студенты могли бы повысить свою успеваемость, чувствовали себя здесь комфортно и жили в безопасности. Также для нас немаловажно, чтобы уезжая из нашей страны, студенты создавали положительный имидж Татарстану», — сказал собеседник «Татар-информ».
Развенчиваем мифы об иностранцах
«Я собрал предварительные данные, и оказалось, что есть немало студентов, которые планируют остаться в Татарстане. Они в будущем будут конкурировать с представителями нашей республики на рынке труда. А это значит, что данные студенты адаптировались к нашей культуре, приняли ее и захотели остаться. Поэтому большое заблуждение считать, что большинство студентов уезжает», — считает Гарифуллин.
Еще одно заблуждение заключается в том, что иностранные студенты, якобы из-за недостаточных знаний русского языка, плохо учатся. Это совсем не так, уверен собеседник «Татар-информ». Он рассказал, что принимал зачет у студента из Узбекистана, который недавно открыл в Казани небольшой ресторан и при этом успешен в учебе.
«В нашем исследовании есть такой аспект, как изучение стереотипов и неадекватного восприятия преподавателями студентов-мигрантов. Они считают, что если студент не знает языка, то плохо учится. Есть парадоксальное исследование, проведенное в библиотеке. Оказывается, частота посещений студентами-мигрантами библиотеки гораздо выше, чем у других студентов. А это значит, что они готовятся и стараются. Стереотипы могут мешать учебному процессу и создают у иностранцев комплекс неполноценности. Однако среди них есть немало очень талантливых молодых людей», — подчеркнул психолог.
Гарифуллин отметил, что незнание русского языка сказывается на общей успеваемости лишь на первом году обучения. Потом эти молодые люди успешно наверстывают упущенное. При этом преподаватель-психолог считает, что было бы неплохо, если бы иностранные студенты изначально приезжали к нам более подготовленными в плане русского языка.
Ярким свидетельством сказанного был финал премии «Студент года РТ-2019». Ее обладателем стал студент Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Бобохонов Камолиддин Нуриддин угли из Узбекистана. Главная номинация конкурса сулит победителю не только признание и денежный приз в размере 50 тысяч рублей, но и возможность пройти обучение в любом университете мира.
Интересно, что победители премии «Студент года РТ» прежних лет в основном выбирали для обучения вузы Соединенных Штатов Америки и стран Европы. Однако уроженец Узбекистана, продемонстрировавший успехи в учебе и общественной деятельности, сообщил, что Татарстан — самый лучший регион, и он не собирается никуда уезжать отсюда.
Общий размер вузовского гранта на проведение исследования «Предикторы психологической адаптации и аккультурации студентов-иностранцев из Средней Азии в КФУ» в случае его успешной защиты составит 500 тыс рублей. Предполагается, что в нем примут участие четыре сотрудника кафедры педагогической психологии КФУ. По плану, участниками исследования станут 2 тыс. иностранных студентов.