(15 декабря 2015) Депутаты Госсовета Татарстана выступили за необходимость серьезной доработки проекта Концепции преподавания русского языка и литературы в части преподавания в национальных школах.
Этот вопрос сегодня вызвал острую дискуссию на заседании Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.
Председатель Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев отметил, что в условиях многонациональной России сохранение и развитие русского языка и литературы, как и родных языков, невозможно без качественного филологического образования.
«Актуальность вопросов изучения и развития русского языка как государственного языка народов России не вызывает никаких сомнений, — подчеркнул он. — Однако в республиках и областях, где действуют национальные школы, проект концепции вызвал немало вопросов в части преподавания родных языков».
Проект концепции в Госсовете РТ представил заместитель министра образования и науки РТ Ильдар Мухаметов. Он отметил, что в Татарстане идет широкое общественное обсуждение проекта данной концепции, ведь данный документ, по мнению разработчиков, должен составить основу филологического образования в школе.
«Для нас важен учет концепцией этно-региональной специфики Татарстана», — заявил он. По словам И.Мухаметова, был проведен ряд заседаний, проект концепции неоднократно пересматривался, при этом на рассмотрение документа было мало времени.
Он сообщил, что в концепции 4 основных раздела: значение предметов «Русский язык» и «Литература» в современной системе образования; проблемы изучения русского языка и литературы; особенности преподавания русского языка как неродного и иностранного; пути решения проблем преподавания русского языка и литературы. Докладчик также перечислил основные положения концепции.
Вместе с тем, И.Мухаметов подчеркнул, что в концепции сохраняется ряд положений, принятие которых может нанести урон национальному образованию, сохранению и развитию родных языков народов России.
«Так, разработчики концепции указывают на то, что на сегодня более 4 тысяч школ России дают образование не на русском языке, что ставит граждан России в неравные условия. По мнению авторов концепции, игнорирование данной проблемы приведет к ситуации утраты языкового единства государства, усилению социального расслоения и нарастанию напряженности, что является прямой угрозой национальной безопасности.
С тезисом, что обучение на родных языках приводит к социальному расслоению и напряженности и грозит национальной безопасности нельзя согласиться. Данный тезис нами неоднократно оспаривался как научно необоснованный», — заявил И.Мухаметов.
Кроме того, в концепции предлагается «создать единую государственную систему обучения русскому языку как неродному, предполагающую обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углубленным изучением родных языков и литератур».
«Данные положения концепции не могут быть приняты в подобной редакции, так как сведут на нет образование на родных языках, национальное, этнокультурное образование. На наш взгляд, концепция должна учитывать национальные и региональные особенности нашей страны и может быть принята только с учетом наших замечаний», — подчеркнул замминистра образования РТ. Он сообщил, что в новых редакциях концепции есть определенное смягчение позиции по принципиальным для Татарстана вопросам, но «вопрос, касающийся обучения в школах детей на родных языках, пока остается без изменений».
Генеральный директор телерадиокомпании «Новый век», депутат Государственного Совета РТ Ильшат Аминов заявил во время обсуждения концепции, что если проект не будет доработан, то это будет «концепция по уничтожению национального образования России».
Председатель исполкома Всемирного конгресса татар, депутат Государственного Совета РТ Ринат Закиров выразил опасение, что если концепция будет принята без учета мнений национальных республик, то это может привести к социальному напряжению в обществе. Он предположил, что авторы концепции плохо осведомлены о жизни в регионах, если предполагают, что, в частности, в Татарстане плохо владеют русским языком. «Данные по Татарстану говорят об обратном – результаты ЕГЭ в Татарстане даже выше, чем в среднем по России», — сказал он.
Подводя итоги обсуждения, Разиль Валеев сообщил, что уже было обращение Президента Татарстана по поводу концепции в адрес Председателя Госдумы ФС РФ Сергея Нарышкина, который является руководителем рабочей группы по разработке единой Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях. Кроме того, с Нарышкиным лично встречался Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и передал предложения татарстанских депутатов, которые будут изучаться.
Сегодня депутаты Госсовета Татарстана решили дождаться итогов решения относительно доработки концепции и приняли постановление с рекомендацией Минобрнауки РТ продолжить сотрудничество с Минобрнауки РФ и рабочей группой по разработке концепции в целях ее совершенствования с учетом сложившихся национальных, региональных, этнокультурных особенностей образовательной системы Татарстана и других субъектов РФ.