(22 мая 2015) На сайте Госсовета Татарстана разместили проект поправок к закону «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», внесенный группой парламентариев от «Единой России».
Татарстанские депутаты предлагают возложить на администрации сельских поселений ответственность за состояние межнациональных отношений и обязанности по адаптации мигрантов.
Глава комитета по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин, член комитета Рауиль Рахматуллин и Ильдус Касымов из комитета по бюджету и финансам предлагают перераспределить отдельные обязанности с республиканского на муниципальный уровень. А именно — «дополнительно закрепить за сельскими поселениями наиболее характерные для сельской местности вопросы», к таковым, по мнению депутатов, относятся водоснабжение и снабжение топливом, дорожная деятельность, а также благоустройство мест массового отдыха граждан.
Плюс к этому на местный уровень предлагается передать обязанности по социализации мигрантов, профилактике конфликтов на национальной почве, сохранению и развитию языков и культуры народов, реализации мер, «направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия».
Идея депутатов — это переложение ответственности на и без того перегруженные муниципальные структуры, считает Козлов. «Думаю, депутаты исходили из того, что большинство конфликтов носят бытовой характер и наиболее заметны на низовом звене, — рассуждает он. — Честно говоря, я не думаю, что это будет работающая инициатива. Если ее примут, это будет дополнительный кнут по отношению к этим сельским образованиям».
Руководители сельских поселений относятся к инициативе Госсовета без энтузиазма. «Надо посмотреть, что из этого выйдет»,— рассуждает замглавы поселения в Тукаевском районе Татарстана. По его словам, мигранты часто выбирают для жизни сельскую местность, но проблем от них в отличие от крупных городов там почти нет. Адаптация проходит незаметно, говорит собеседник.Проблема с финансированием полномочий сельских поселений существует, подтверждает завкафдрой конфликтологии КФУ, политолог Андрей Большаков. Те же представители «Единой России», добавляет он, говорили, что проблемы дефицита бюджетов не испытывают только 2% муниципальных образований в стране. Остальные зависят от вливаний регионов и федерального центра. Но часть средств по республиканским целевым программам распределяется на местный уровень, «поэтому говорить, что денег нет совсем, я бы не стал», продолжает собеседник.
Большаков соглашается: власти на местах загружены технической работой и проблемами поиска средств, однако постепенно полномочия будут децентрализованы.
В отличие от муниципалитетов, подавляющее большинство которых озабочены только исполнением дефицитных бюджетов, у республики «ресурс совершенно иной», говорит Козлов. На региональном уровне уже действуют сразу несколько целевых программ по профилактике экстремизма, сохранению и развитию государственных языков и национальной культуры. В частности, финансирование региональной программы развития языков до 2020 года, по прогнозам, должно превысить 1 млрд рублей. На целевую программу по профилактике терроризма и экстремизма, закончившуюся в 2014 году, было выделено более 200 млн рублей.
На практике национальная политика может осуществляться только на местном уровне, уверен Большаков: большие города «стонут от засилья мигрантов», в то время как в поселениях не хватает рабочих рук. «Когда человек приезжает из другой страны — трудового мигранта возьмем, — он поступает в распоряжение муниципальных властей, сдает экзамены и приступает к работе. Если он приезжает на уровень сельского поселения, руководители этого уровня должны посмотреть, есть ли у них работа, земли, которые можно обрабатывать», — объясняет собеседник.
Фото: gossov.tatarstan.ru, .kazan.kp.ru