(15 июня 2016) По итогам недавнего социологического опроса, проведенного в РТ, был сделан вывод: приезжие адаптируются быстрее, если мы дружелюбнее к ним относимся. Духовные лидеры Татарстана рассказали о том, как представителям разных народов найти общий язык и избегать конфликтов.
По итогам недавнего социологического опроса, проведенного в нашей республике, был сделан вывод: приезжие адаптируются быстрее, если мы дружелюбнее к ним относимся. Но почему же большинство местных жителей уверены, что они в межэтническом диалоге не при чем: это мигранты сюда приехали?!
Этническое большинство и этническое меньшинство, разумеется, отличаются по отношению к жизни, языку, вероисповеданию, уровню менталитета, культуры. Как же найти общий язык и жить в согласии, без конфликтов? Что необходимо для профилактики скрытого, не проявленного явно межнационального напряжения и сохранения комфортного этнического фона в республике? Как «язык вражды», в котором национальность указывается не точно, а оскорбительно — чурка, хачик, чебурек, преобразовать в «риторику принятия»? На эти современные, актуальные для нашего общества вопросы мы попросили ответить для журнала «Наш дом – Татарстан» духовных лидеров республики.
Камиль хазрат Самигуллин, верховный муфтий России, председатель Духовного управления мусульман РТ:
— Татарстан — один из наиболее многонациональных субъектов Российской Федерации. Если по данным Всероссийской переписи населения в 2002 году в нашей республике проживали представители 115 народов, то по результатам аналогичной переписи 2010 года уже 173.
Да, каждый человек — представитель того или иного этноса, культуры и религии. И, безусловно, все мы разные. Однако это не значит, что мы должны конфликтовать, наоборот, должны сосредоточиться на том, что нас объединяет, познавать, изучать друг друга, взаимообогащать. В Благородном Коране, в суре «аль-Худжурат» в 13-м аяте говорится: «О люди, мы создали вас от мужчины и женщины; мы разделили вас на народы и племена, чтобы вы познавали друг друга». Не случайно в Исламе есть целая наука «та’аруф аль – хадарат» — взаимное познание цивилизаций.
В Татарстане никого не надо учить толерантности и терпимости друг к другу, все это заложено у нас в крови. Здесь русские и татары, чуваши и башкиры, удмурты, марийцы и другие народы уже сотни лет живут в мире и дружбе, и нам необходимо показать этот опыт для всего человечества.
Мигранты – это часть российского общества, мы должны помочь им пройти нелегкий путь адаптации и социализации. Главное — не критиковать и уважать друг друга, помнить, что нет плохих или хороших народов, а тем качеством, которое возвышает человека или этнос, является его богобоязненность и стремление делать добро во благо человечеству. Ислам — религия, провозгласившая идеалы всеобщего равенства, справедливости и свободы вероисповедания. «Нет преимущества араба над не арабом», — говорил пророк Мухаммад.
Важно прививать ценности добрососедства, толерантности, взаимопомощи, диалога культур и цивилизаций со школьной скамьи, ведь именно в детстве закладываются основные принципы, которыми человек будет руководствоваться в своей дальнейшей жизни.
Одно из универсальных правил – относись к любому человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе», — сказал наш любимый Посланник Аллаха. Слова ранят человеческую душу более всего, зачастую из-за нелицеприятных слов рождаются конфликты.
Нашему обществу нужно пройти путь от диалога культур — к культуре диалога. В этом, несомненно, важную роль должны сыграть религиозные, общественные, культурные, политические деятели России, а также СМИ, которые должны решительным образом отказаться от «языка вражды» и навешивания оскорбительных ярлыков определенным народам и религиям.
Татарстан – общий дом всех народов, населяющих республику. Считаю, что веротерпимость и кооперация народов во имя торжества добра, гуманизма и справедливости являются целью, которая сможет объединить наше многонациональное общество.
Феофан (Ашурков), митрополит Казанский и Татарстанский:
— Преодолевать отчуждение по отношению к приезжим и вообще к другим национальностям не просто можно, а нужно. Ведь в нашу республику приезжают люди из разных уголков Российской Федерации и из стран ближнего зарубежья.
Здесь привлекательный регион: развитый, с хорошей инфраструктурой и доброжелательной атмосферой. К людям, которые приезжают к нам для того, чтобы найти работу, осесть, войти в социум современного Татарстана, отношение, конечно, должно быть доброжелательное, милосердное, с пониманием, важно войти в их культуру, если они носители иной культуры. Самое главное, чтобы не было внешнего отторжения, чтобы не было автоматической неприязни, вот ты «чужой», значит, я тебя не приемлю.
Хотя, должен сказать, в нашей республике вы не увидите непринятия другой национальности, да и вообще в России. Все-таки вопрос национальности не является яблоком раздора. Часто это надуманно. Прибыв сюда, я не вижу, что есть рознь между русскими и не русскими, татарами и русскими, у нас этого нет сейчас. А какие-то маргинальные отдельные моменты бывают, но это не является эталоном.
Для приезжих важно открывать обычаи, культуру, социальные устои того места, в котором они собираются жить, чтобы не получилось как в древней русской пословице: «в чужой монастырь со своим уставом». Это тоже важный фактор в установлении добрых отношений между местными жителями и приезжими, их взаимопонимания.
Есть одна замечательная базовая основа – это то, что мы все люди. В межнациональных отношениях нужно исходить именно из нее. Христианство учит нас: как хочешь, чтобы люди относились к тебе, так и ты относись к ним. Неважно, какой человек веры, какой национальности, какой у него разрез глаз.
Важно, что это — человек, образ Божий, так и надо к нему относиться, а все остальное постепенно придет само собой. Нужно время, чтобы приезжие адаптировались в новых условиях, приобщились к культуре, к языку. Надо знать и уважать свою веру, чтобы принимать и любить людей — носителей другой веры. Такой человек и сам достоин уважения.
Вообще, я не вижу на бытовом уровне какой-то вражды между людьми, принадлежащими к разным национальностям. Те, кто позволяет себе обзывать, неуважительно именовать другой народ, выказывает этим свое невежество. Это отдельные частные случаи, и не нужно возводить их на уровень нормы.
Вот что главное: если в нашем обществе мир и согласие, значит, и в наших домах — мир, спокойствие, тишина. Наши сердца бьются спокойно, ритмично. Нам легче созидать наши чистые улицы, украшать наш город Казань, вообще нашу республику – Татарстан. Мир и спокойствие обеспечат нам дальнейшую стабильность и процветание.
Ицхак Горелик, главный раввин Казани и Республики Татарстан:
— Сам факт, что в республике есть такая структура, как Ассамблея народов Татарстана, говорит о том, что власти делают все, чтобы каждый человек чувствовал себя здесь комфортно. А если говорить о бытовом уровне общения, то важную роль играют воспитание и самовоспитание. Детей необходимо учить, что есть другие люди, не чужие, но другие. И мы должны их уважать. Не надо бояться, что мы разные. Ведь каждая национальность в многонациональном обществе — как цветок, который украшает весь букет.
Людям свойственно обобщать: что-то сделал человек из правительства не так, как нам хотелось бы, – а! министры все такие, или журналисты, или начальники. То же происходит и с представителями иной национальности: а! эти… все такие! Наверное, есть что-то такое, что объединяет народы, национальности, объединяет представителей одной религии. Черты лица, акцент, манера разговора, поведение, реакция на разные явления. Конечно, есть и что-то плохое, но надо видеть хорошее.
Ведь, например, есть народы, которые живут как одна семья, помогают друг другу, влияют, вместе воспитывают детей. Это не грех сказать, что в людях, принадлежащих одной национальности, есть что-то, что их объединяет и делает в чем-то похожими. Каждый человек представляет свой народ, и у него должно быть чувство ответственности за то, как он его представляет. Этому надо учить с детского возраста.
Но в первую очередь важно, чтобы родители сами верили в это. Если дома, сидя на кухне, в самом обычном разговоре мы позволяем себе выражаться уничижительно о других национальностях, что мы передаем нашим детям? Это невозможно скрыть! Лекции тут не помогут. Важно понимать, что непринятие другого — это внутреннее явление, свойственное природе человека. Его можно преодолеть только осознанно. Это большой труд.
Нам кажется, что наше воспитание заканчивается в школе. На самом деле после школы, когда мы погружаемся в настоящую жизнь, все только начинается, и называется этот процесс – самовоспитание. Он должен длиться всю жизнь. И в этом очень помогает вера. Религиозный, верующий человек много времени посвящает размышлению над своей жизнью: что он делает правильно, а что нет, каков он в отношениях с людьми.
Мы не ангелы, мы – люди, можем сорваться, сказать что-то оскорбительное по отношению к другому человеку. Размышление помогает исправиться. Самое простое: уделить несколько минут перед сном, чтобы понять, как ты прожил день, как относился к другим людям. Это может делать любой человек.
Уважение между людьми, взаимное принятие национальной принадлежности друг друга не ослабляют общество, а наоборот, укрепляют его. У человека появляется любовь к тому месту, где он живет, к окружающим людям, он чувствует себя дома.
Всевышний любит, когда люди объединяются. Когда мы вместе, Он посылает благословение. И город, республика, страна становятся как полный сосуд.
Отец Диогенес, настоятель римско-католического прихода Воздвижение Святого Креста в Казани:
— Я сам приезжий, но живу в республике уже больше 20 лет, поэтому с трудом могу назвать себя иностранцем, я чувствую себя частью этого общества. Но это действительно важно — как общество принимает иностранных граждан. Моя родина — Аргентина. Это страна, которая сформировалась из миллионов приезжих.
В свое время огромные потоки эмигрантов из Италии, Испании, Германии, а также из Сирии и Ливана приехали в страну. Но как только они стали гражданами Аргентины, они уже не чувствовали себя иностранцами, и общество не воспринимало их как иностранцев. Это самое главное.
В семьях, в школах, тем более в религиозных организациях нужно учить людей дружелюбию и культуре встречи, если можно так выразиться. Мы родились в разных уголках мира, но мы же все – люди! Нам нужно научиться видеть в других братьев, ведь мы дети одного и того же Бога.
И достоинство наше зависит не от того, в какой стране мы родились, а от наших поступков, наших ценностей. К сожалению, мы часто обобщаем: если нас обидел человек определенной национальности, считаем, что «все они такие». Этого делать нельзя, потому что если быть объективными, то хорошие, добрые, щедрые, бескорыстные люди есть везде, так же как и люди жестокие, несправедливые.
Нет ни одного общества, где все граждане были бы идеальными, поэтому надо избегать обобщений. Считать человека чужим, потому что он другой национальности — это прежде всего признак нашего эгоизма. Конечно, эгоизм присутствует во всех, и неважно, кто ты по национальности. Побеждается он правильным воспитанием, в том числе и религиозным.
Это не простая работа, и чаще всего она начинается в семье. Это один из таких опорных пунктов для воспитания уважения к другому человеку, тем более если он принадлежит к другой национальности. Взрослым людям необходимо заниматься самовоспитанием.
Многим помогает религия. Я знаю людей, которые с помощью веры во взрослом возрасте смогли преодолеть себя и посмотреть на других людей как на братьев. Часто разжиганием конфликта может быть «язык вражды» — неуважительное название какой-либо национальности. Многие привыкли к «языку вражды» и не замечают, что используют обидные слова, например, чурка. Если это от непонимания, то человек может задуматься и перестать использовать такие слова.
Но может быть и так, что этот «язык» используется от чувства собственного превосходства и пренебрежительного отношения к другой национальности. Тут требуется честность, чтобы задать себе вопрос: а чем я лучше других? Что дает мне право таким образом с таким пренебрежением относиться к другому человеку?
Раз я так несправедливо и презрительно отношусь к другим, значит, я не такой уж хороший. Если я считаю себя порядочным, добрым, хорошим человеком, как я могу такими словами называть людей? Хотелось бы, чтобы каждый народ, который проживает в Татарстане, старался сохранить свою культуру, свой язык, наследие предков, чтобы делиться этим с другими. Нам всегда нужно учиться культуре встречи и понимать, что мы сильные, только когда мы вместе.
Пастор Давид, настоятель евангелическо-лютеранской церкви имени Святой Екатерины в Казани:
— Само слово отчуждение — чисто теологический, религиозный термин, отчуждение между людьми началось с момента грехопадения. С тех пор как человек перестал признавать авторитет Бога и стал считать себя «властелином Вселенной», в нем зародился эгоцентризм и, как следствие, в каждом из нас появилось отчуждение. Потеряв связь с Богом, люди стали чужими друг для друга.
Для нас, пасторов и священников, это всегда была важная духовная работа — помочь человеку уйти от отчуждения, освободиться от него. Конечно, в этом главную роль играет духовное просвещение и воспитание. Любить человека, который совсем другой, чужой, очень сложно, но Христос призывал любить всех. Евангелие учит, что я не люблю Бога, если не люблю ближнего (и дальнего!), и не могу любить человека, если не люблю Бога. Зависимость здесь прямая.
В церкви Божьей нет национальности, все равны, и мы не думаем, какая национальность лучше, какая хуже, не имеет значения, все равны. И это не только в христианстве, во многих религиях так. Воспитывать детей в уважении к другим национальностям нужно с раннего детства.
Важно учить, что есть Бог — Творец, мы Его любим и уважаем, а значит, нужно любить и уважать каждого человека, сотворенного Им. Это комплексная духовная работа. В наше время интеллигентные образованные люди должны понимать, как важно духовное образование.
Библия говорит — чем полно сердце, то и говорят уста. Для человека главное, чтобы он изменился внутри, чтобы сердце его было чистым, чтобы его помышления, внутреннее состояние были искренними, доброжелательными. Любовь — это благорасположение, то есть я желаю блага людям искренне и стараюсь делать доброе.
Делание добра человеку, уважение его прав и свобод — это общечеловеческое явление. Этому учит и искусство, и хорошая литература, и вся культура. Человек живет в обществе, и он должен быть заинтересован в том, чтобы всем было хорошо. Важно следить за речью. Тот, кто бросается оскорбительными словами, показывает свой низкий культурный уровень.
Нам нужно понимать, что межнациональный вопрос самый трудный и сложный, потому что он затрагивает эмоциональные и внутренние глубинные структуры и наследственные, генетические связи, здесь вступает в силу защита интересов своей национальности, своей семьи. Поэтому обществу необходимы просвещение в области межнациональных отношений и, конечно, правильное воспитание детей.