Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Федорченко: «В Татарстане — национальная власть, думающая о сохранении своей культуры»

Федорченко: «В Татарстане — национальная власть, думающая о сохранении своей культуры»

admin 15.06.2016

(15 июня 2016) Лауреат Венецианского фестиваля, режиссер фильма «Овсянки» Алексей Федорченко рассказал о своем творчестве и исчезновении языков.

— Вы приехали в Казань на театральную лабораторию «Город АРТ-подготовка». Насколько вам интересен театр, не хотели бы себя попробовать в театральной режиссуре?

— В последнее время достаточно часто бываю на таких мероприятиях, потому что театр меня интересует, и я к нему подхожу постепенно, и напрашиваюсь к Олегу Лоевскому (руководителю лаборатории «Город АРТ-подготовка» — прим. ред.) уже на четвертую, если не на пятую, лабораторию. Если у меня есть возможность приехать в город, то я приезжаю, мне это очень нравится.

Я сам написал пьесу и думаю об ее постановке сейчас. Это большая пьеса, по библейским мотивам — по Второй книге Царств.

— Это будет тоже «театр не для всех»? Или вы не согласны с определением «кино не для всех» применительно к вашим картинам?

— Это надо зрителя спрашивать: «А вы считаете себя «недозрителем»? Зритель имеет право смотреть или не смотреть, я с уважением отношусь и к тем, и к другим. Мне, честно говоря, все равно. Мне больше нравится делать, чем показывать. Потому что, когда я показываю свое кино, то сразу вижу множество недочетов. У меня сразу возникает желание все перемонтировать. Поэтому я не смотрю свои фильмы.

88761

— А критику читаете?

— Про нас больше хвалебных статей, чем критики. Поэтому, когда я читаю критику, то делаю это свысока: ладно, позлобствуйте (смеется). А иногда бывает даже интересно. Например, когда вышел фильм «Небесные жены луговых мари», то на одном марийском сайте его уже обсуждают года четыре. И картина разделила марийское общество на два равных по величине лагеря — одни хвалят и боготворят, другие ненавидят и проклинают. Я даже хочу книжку издать этих отзывов, и тех, и других. Потому что так интересно написано. Такие неожиданные отзывы, суждения и даже термины в отношении картины.

— Можно сказать, что этой картиной вы разбудили самосознание марийского народа.

— Я считаю, что этот фильм — энциклопедия марийской жизни. И впредь о марийской культуре в первую очередь будут судить по фильму «Небесные жены» — это данность. Потому что в мире об этом никто не знал. Да что там в мире, в России никто не знал, кто такие марийцы, а луговые марийцы тем более.

Мне еще нравится, что мы возвращаем в обиход какие-то слова. Например, никто не знал, что такое «овсянки». Раньше считали, что овсянка — это каша, а теперь все знают, что овсянка — это птица. Также и с марийцами, теперь знают, что это народ с богатейшей историей, философией, религией. Мне кажется, что мы много сделали для марийского народа.

78

— О ваших фильмах часто говорят, что все они о том, как исчезают под напором глобализации разные культуры, языки. И скоро исчезнут совсем. Для Татарстана это довольно болезненная тема…

— Так это мои слова. Так и есть. Ареал каждого языка сокращается с каждым днем. Все новые слова, которые появляются, они заимствуются из других языков. Исконные, патриархальные предметы уходят из обихода, а вместе с ними исчезают и слова. Допустим, марийский язык используется в пределах забора и двора в деревне. Пока есть главные орудия глобализма — самолеты, интернет, телевизор, языки будут исчезать. С этим ничего не поделаешь. Хотя мы и стараемся этому противостоять, и немного удлинить их век. А в Йошкар-Оле молодежь уже не знает родного языка и его не преподают в школе. Но там есть газеты, театр, телепередачи, то есть это нормальный рабочий язык. Но в Казани, я думаю, что с этим дела лучше обстоят.

— Почему вы так считаете?

— Потому что здесь власть национальная, а там — русская. Главе Марий Эл Леониду Маркелову нравится строить церкви, как делали все государевы наместники в этом краю. И Йошкар-Ола, он же Царевококшайск, всегда была русским городом, там раньше марийцам нельзя было селиться в пределах 40 километров. А в Татарстане национальная власть, думающая о сохранении своей культуры. Это правильно. Мне это нравится.

Подробнее на «БИЗНЕС Online»















Дни рождения

10 мая
Вячеслав Никифоров
16 мая
Гульнара Галиакберова
21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57