(3 апреля 2020) О единственном в своем роде, уникальном краеведческом музее «Дружба народов» в селе Ципья Балтасинского района читайте в журнале «Наш Дом — Татарстан» и на нашем портале.
Краеведческий музей «Дружба народов» в селе Ципья Балтасинского муниципального района недавно посетил Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Он наградил директора музея — участника Великой Отечественной войны Гарифзяна Галиева — в соответствии с Указом Президента РФ за проявленный героизм и самоотверженность, значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне юбилейной медалью «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
Ветеран
Гарифзяну Галиевичу — 93. Он до сих пор живая ходячая энциклопедия своего многонационального Балстасинского района республики! И хотя время берет свое — каждый шаг, каждое движение даются ему с большим трудом, — в глазах все тот же неподдельный интерес к жизни! Ветеран каждый день на своем рабочем месте, в созданном им музее «Дружба народов». Сегодня при полном параде — вся грудь в орденах и медалях.
Гарифзян Галиев ушел на фронт добровольцем и прослужил в рядах Красной Армии до сентября 1948 года. Принимал участие в боях против японских милитаристов в составе 38-й штурмовой дивизии в качестве воздушного радиста-стрелка штурмового самолета ИЛ-2. Удостоен ряда наград. Вернувшись на родину, начал учить истории местных школьников.
— Для нас День Победы — это очень важный праздник, — сказал Гарифзян Галиевич. — Я оказался на войне в 17 лет, получил серьезное ранение и 9 месяцев находился в госпитале. Сейчас мне уже 93 года, и я благодарен Богу, что дожил до сегодняшних дней. Очень важно, чтобы молодые помнили о том, каким трудом мы завоевали Победу.
Директор
Гарифзян Галиев провел для Президента Татарстана экскурсию по уникальному музею, в котором 9 экспозиционно-выставочных залов. Большое внимание уделено истории края, культуре и быту проживающих здесь народов. В прошлом году в музее завершен капремонт, в ходе которого строители обновили фасад и кровлю здания, заменили системы отопления, канализации, электроснабжения, благоустроили прилегающую территорию.
— В музее я работаю 55 лет, из них на общественных началах — 37, — говорит, улыбаясь, Гарифзян Галиевич. — В 1965 году, когда был учителем истории в Ципьинской средней школе, начал первые археологические раскопки. Как мне помогли тогда увлеченные пятиклассники! Видите, некоторые из них на этой черно-белой фотографии. Теперь и она музейная редкость, — разводит руками Галиев. — Директор Ципьинской средней школы, заслуженный учитель РСФСР Ягфар Яппаров поддержал инициативу учащихся и выделил под школьный музей комнату в 6 квадратных метров.
Уму непостижимо — через несколько лет юные краеведы собрали более 2500 экспонатов, которым, разумеется, стало тесно в школьных стенах. Тогда по инициативе районного руководства в центре села Ципья было построено небольшое двухэтажное здание. Проект для него бесплатно выполнил архитектор из Нижнекамска Рашит Миннулин.
С 1986 года музей «Дружба народов» села Ципья — филиал Национального музея Республики Татарстан, в нем собрано более 13 тысяч экспонатов. Экспозиции ярко представляют культуру и быт народов края. Сельский музей знают за пределами Татарстана и России, об этом свидетельствуют многочисленные тома Книги отзывов на 38 языках.
Эскурсовод
— Посмотрите внимательно сюда, — взяв указку, экскурсовод показывает на огромные полотна. — Автор картин — наш земляк, учитель рисования Демьян Соловьев. По моей просьбе он изобразил в национальных костюмах татар, удмуртов, марийцев, русских, традиционно проживающих в нашем крае.
Кстати, картины написаны с живых людей — представителей той или иной национальности. Глядя на них, нетрудно понять, в какие национальные костюмы одевались девушки на выданье, их матери, отцы.
Абсолютно по-разному выглядят вышивки фартуков и монеты, украшающие наряды. Но судьба у этих людей одна, общая, — вдруг осеняет меня. Продолжая слушать экскурсовода, ловлю себя на мысли, что мы не просто переходим из зала в зал, а как будто на машине времени перемещаемся из одной эпоху в другую. Столько много необычных, запоминающихся экспонатов, которые позволяют прикоснуться к определенному срезу времени.
Вот мы в каменном веке. Как в солидном краеведческом музее, здесь потрясающие археологические находки: рога бизона, бивни и зубы мамонта! Но поражает, что на балтасинских экспонатах указано, что нашли их местные жители. Взять хотя бы бивень мамонта — находка на дне сухой речки у деревни Пархода в июле 1969 года Габдульфарта Исламова. А небольшой зубик мамонта весом 11 килограммов 200 граммов на берегу реки Шошма в 1978 году отыскал Эльбрус Исмаев.
— В 1981 году мы провели со школьниками археологические раскопки 38 старинных могил, расположенных по дороге в деревню Сырья, — объясняет Гарифзян Галиевич. — Видите, оттуда необычный каменный топор — гарпун, старинные женские бусы и серьги.
Идем дальше, за экскурсоводом, и попадаем в дореволюционную Россию XIX века. Здесь лавка купца с весами, гирями, счетами тех лет. А сколько старинных часов — швейцарских, германских, английских! А утварь — самовары, прялки, ложки, поварешки… и даже ухват на колесиках!
— Президент Минтимер Шаймиев тоже долго стоял у этого экспоната, — как будто читает мысли экскурсовод. — Помню, как удивлялся инженерной мысли изобретателя ухвата на колесах!
Внимание привлекает обувь, по которой можно судить о социальном расслоении дореволюционной России. Причем независимо от национальности.
— Смотрите, у богатых были толстые валенки, у середняков — чумы из шерсти, а бедняки обматывали ноги в три слоя льняными портянками с паклей, а потом обували лапти.
— Ой, здесь есть вышитые гладью портянки…
— Знаете, какой народ так вышивал? Нет? Тогда слушайте притчу. Господь Бог послал по кусочку сахара русской, грузинке и татарке. Первая, не задумываясь, решила его съесть, вторая — отдать детям. А третья, татарка, сказала, что припасет мужу! Поэтому портянки могла вышивать только татарская женщина.
Энтузиаст
Идем дальше за Гарифзяном Галиевичем и оказываемся на полях сражений Гражданской войны прошлого века. Взглянув на один из стендов, можно легко представить, с помощью каких турецких, бельгийских, немецких винтовок и пистолетов проходили сражения.
— Армию Колчака красногвардейцы остановили на берегу Вятки, это недалеко от нашего села, — рассказывает экскурсовод. — Видите, это гильзы от патронов пулемета «Максим». Наши школьники нашли их на берегу реки. А это значит, что на дне обязательно должен быть пулемет для этих гильз образца 1910 года.
— Пулемет, который в выставочном зале, вы подняли со дна Вятки?
— Нет, не получилось, — отвечает Гарифзян Галиевич. — В 1989 году я обратился в Татвоенкомат с просьбой найти для музея подобный экспонат. Мне культурно отказали. Я не стал сдаваться, а пошел на прием к первому человеку в Татвоенкомате. Тот сразу вызвал подчиненного, давшего мне отказ, и заявил: «Ему не отписка, ему «Максим» нужен!» В итоге такой же «Максим» мне нашли в одной из военных частей Пензенской области. Когда я туда дозвонился, мне ответили: «Приезжайте! Но только на машине и с сопровождением!» «Да откуда у меня, крестьянского сына, машина?» Когда же я своим ходом приехал за пулеметом, мне его не дали! Военные отрезали: «Без транспорта пулемет перевозить запрещено! «Максим» весит 62 килограмма!» Но после долгих разговоров-уговоров мне все-таки пошли навстречу: до Пензы-2 дали пятерых сопровождающих. Но на радостях я забыл у них в машине чехол. А с пулеметом в охапку меня, конечно же, ни в какой поезд не пускали! Тогда я додумался разобрать пулемет на три части и таким образом сел в пассажирский поезд. И надо же, именно нога ревизора коснулась пулемета! «Этого еще не хватало!» — заорал он. Я опять стал популярно объяснять, что везу экспонат для музея. До Казани, Аллага шокер, доехал, а до Ципьи никто не брал! Так на рейсовом автобусе и довез пулемет до музея.
Когда рассказ о приобретении только одного экспоната подходит к концу, становится ясно, что без директора-энтузиаста не было бы в Балтасях никакого музея, никто бы не передал будущему поколению многонациональную историю района.
Идем по залу и упираемся в огромный памятник Ленину, такие раньше украшали парки и скверы. Вместо типичных заявлений, свойственных поколению Галиева, о том, что при советской власти жили куда лучше, он философски замечает:
— Сейчас много разговоров, кто виноват в нашей неспокойной жизни. Сначала винили Ленина, потом Сталина. А я говорю, что нельзя жить под чью-то диктовку! Надо стремиться жить своими мыслями и чужими чувствами. Если бы мы не жили чужими мыслями, у нас никогда бы не было такого бардака!
Переносимся в эпоху ликвидации безграмотности, организации колхозов. Трудно оторвать взгляд от уникальных экспонатов — «Крестьянская газета» для начинающих читать, свидетельство об окончании школы малограмотных. Татары, русские, удмурты, марийцы — всем им вместо веры в Бога насаждали веру в силу образования.
Идем дальше за экскурсоводом и попадаем в годы Великой Отечественной войны. Редкий экспонат — часы-ходики Таисии Сергеевой из деревни Сизнер остановились ровно в 4 утра 1941 года. А вот другой, абсолютный эксклюзив — осколок снаряда, который житель Балтасинского района Фарзи Гимадеев носил в своем теле 55(!) лет.
— А это трофейный экспонат! — с гордостью говорит директор. — Эту фашистскую карту взяли наши земляки у пленного немца.
Экспозиция за экспозицией, раритет за раритетом — и уже становится ясно как Божий день, что директору музея удалось воссоздать «страницы» совместной, хотя и непростой жизни народов Балтасей. Шесть Героев Советского Союза, свыше двадцати докторов наук, заслуженные деятели культуры, министры, артисты — дети тех, кто вырос в этом многонациональном крае. Здесь одинаково гордятся такими земляками, как заслуженный артист РСФСР, народный артист Татарстана Альберт Асадуллин; писатель Ибрагим Салахов; экс-министр сельского хозяйства и продовольствия РТ, заместитель Председателя Госсовета РТ Марат Ахметов, экс-министр по делам молодежи, спорту и туризму РТ, депутат Госдумы России Марат Бариев; музыкант и певец, исполняющий песни на трех языках, Николай Кузнецов; экс-председатель национально-культурной автономии удмуртов РТ подполковник милиции Кузьма Петров.
«Богатая историей земля Балтасей всегда была славна замечательными людьми, — написал в Книге отзывов музея «Дружба народов» Минтимер Шаймиев. — Здесь испокон веков живут в дружбе и взаимопомощи татары, удмурты, мари, русские, представители других национальностей. И в тяжелое время войны, и в годы мирного созидательного строительства они самоотверженно трудились и трудятся, делая все для преумножения благосостояния республики, народа».