(11 января 2021) О наиболее актуальных проблемах современной государственной национальной политики и законотворческой деятельности Комитета — эксклюзивное интервью для журнала «Наш дом — Татарстан» с Председателем Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Валерием Газзаевым.
— Валерий Георгиевич, национальный вопрос и межнациональные отношения в нашем многонациональном государстве всегда остаются важными и злободневными. Какую роль в их решении играет Комитет Государственной Думы РФ по делам национальностей? Какие задачи сейчас выходят на первый план?
— Вы правы, для многонационального государства, где веками бок о бок живут представители почти двухсот народов, национальный вопрос не может быть второстепенным. Большинство народов нашей страны веками проживают на территории современного государства и внесли существенный вклад в сохранение и развитие российской государственности. А потому вопросы реализации государственной национальной политики прочно вошли в число стратегических приоритетов нашей страны.
Сегодня и федеральные, и региональные органы власти занимаются решением задач укрепления межнационального мира и согласия на системной основе. Пример в этом показывает наш Президент Владимир Владимирович Путин. Под председательством главы государства проходят заседания Совета при Президенте по межнациональным отношениям. Некоторые депутаты Комитета входят в состав названного Совета. Наряду с признанными специалистами в сфере межнациональных отношений, видными общественными, государственными деятелями, учеными наши депутаты участвуют в выработке необходимых мер государственной национальной политики. Результатом такой масштабной работы стали более 80 поручений главы государства.
Законодательному аспекту отводится большая роль. Поэтому наш Комитет стал площадкой для выработки таких предложений и инициатив, касающихся нормативного регулирования задач сохранения этнокультурных традиций наших народов. Чтобы не быть голословным, приведу в пример недавнее поручение Главы государства, которое было дано Правительству страны. Так, совместно с Правительством два президентских Совета — Совет по русскому языку и Совет по межнациональным отношениям — должны представить предложения по разработке концепции государственной языковой политики Российской Федерации, а также по созданию системы мониторинга реализации Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации».
Комитет Государственной Думы по делам национальностей остается по-настоящему открытой площадкой для обсуждения всех мер в сфере реализации государственной политики. В рамках контроля за правоприменительной практикой депутаты также внимательно изучают региональный опыт. Таким образом, Комитет является площадкой, где рассматривается и обобщается не только позиция наших коллег из федеральных министерств и ведомств, но и учитывается и используется опыт наших регионов.
Если говорить о первоочередных задачах, которые Комитет перед собой ставит, то их немало. Среди первоочередных — укрепление позиций русского языка как внутри страны, так и за ее пределами, введение дополнительных мер поддержки родных языков народов страны, решение вопросов патриотического воспитания подрастающего поколения, сохранения исторической памяти о событиях великой истории нашей многонациональной страны, развитие этнокультурного туризма, законодательное обеспечение положений новой редакции Конституции Российской Федерации и многие другие.
— На какие актуальные темы возглавляемый Вами Комитет Государственной Думы по делам национальностей подготовил и провел парламентские слушания?
— В начале года Комитет Государственной Думы по делам национальностей совместно с Молодежным парламентом при Государственной Думе провел круглый стол на тему «Историческая память народов России о Великой Отечественной войне. Связь поколений». В Год памяти и славы, которым объявлен 2020 год в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы посчитали своим долгом серьезно поговорить с молодежью о недопустимости переписывания и фальсификации истории. Именно это происходит сегодня в мире, когда умаляется роль Советского Союза в борьбе с фашизмом.
В мероприятии приняли участие первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников, руководитель фракции Политической партии «Справедливая Россия» в Государственной Думе Сергей Миронов, депутаты Государственной Думы, члены Молодежного парламента при Государственной Думе, руководители Федерального агентства по делам национальностей, Федерального агентства по делам молодежи, молодежных отделений федеральных национально-культурных автономий, всероссийских молодежных организаций и движений, реализующих проекты в сфере межнациональных отношений и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. К диалогу присоединились крупнейшие ученые, историки, правозащитные деятели.
Участники обсудили опыт и перспективные задачи молодежных общественных организаций этнокультурной направленности в патриотическом воспитании молодежи, в сохранении исторической памяти о подвиге многонационального народа России в годы Великой Отечественной войны.
К сожалению, мы в этом году, как и весь мир, стали заложниками сложной эпидемической ситуации. Государственная Дума как высший законодательный орган страны соблюдала и соблюдает особые меры. Это позволило депутатам в самые непростые месяцы работать и принимать все безотлагательные законы по поддержке наших граждан и экономики страны. Как говорит Председатель Государственной Думы, главное – качество законов и принимаемых парламентом решений. Поэтому работы не стало меньше, мы стали проводить больше совещаний, расширенных заседаний Комитетов и рабочих групп в дистанционном формате. Это существенно снижает риски заражения людей, при этом сохраняет качество принимаемых решений и нужный уровень безопасности.
На 2020 год мы запланировали не менее пяти крупных парламентских слушаний и круглых столов. Это и традиционные для Комитета парламентские слушания по защите прав коренных малочисленных народов России, по вопросам сохранения и развития языкового многообразия страны, деятельности домов дружбы, социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации. Провести их в привычном для всех режиме с приглашением широкого круга экспертов и представителей субъектов Российской Федерации пока невозможно. Поэтому мы договорились, что такие мероприятия обязательно состоятся, но позже. Сейчас большинство вопросов депутаты и Комитет рассматривают в режиме видеосвязи и многочисленных конференций.
— Один из Ваших предшественников, председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев в интервью нашему журналу заявил, что России нужны два суперведомства. Во-первых, мощная Федеральная миграционная служба с полномочиями министерства, во-вторых, министерство по делам национальностей. Что Вы думаете по этому поводу?
— В Стратегии государственной национальной политики России отдельно выделены вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество, а государственная программа «Реализация государственной национальной политики» содержит соответствующие мероприятия. Сегодня эти полномочия находятся у Федерального агентства по делам национальностей. То есть все понимают, что миграционное давление напрямую влияет на состояние межнационального согласия в том или ином регионе. Согласен с Гаджиметом Сафаралиевым, что вопросами адаптации и интеграции мигрантов необходимо заниматься серьезно и на системной основе.
В этой связи фракция «Справедливая Россия» в Государственной Думе не раз выступала за создание Министерства по делам национальностей, в полномочия которого входили бы в том числе вопросы адаптации мигрантов. Очевидно, что масштаб стоящих сегодня задач требует создания большого ведомства. Надеемся, что рано или поздно такое ведомство будет создано.
В целом, к адаптации и интеграции мигрантов необходимо привлекать некоммерческие общественные объединения, национально-культурные автономии, другие общественные организации этнокультурной направленности, диаспоры, землячества – все институты гражданского общества. Именно на пути диалога и совместной работы власти с общественностью есть гарантия достижения хороших результатов. В каких-то регионах такая работа ведется, где-то только предстоит все отладить.
— Одной из исходных предпосылок современной национальной политики является вопрос о российском народе и национальной идентичности. Существует опасение, что постулат единой гражданской нации России по аналогии с постулатом «советский народ» приведет к утрате национальной самобытности этносов России. Это, в общем, традиционный вопрос нашего журнала. Хотелось бы услышать Ваши соображения и оценки.
— В единстве и многообразии этнокультурных традиций наших граждан разных национальностей сила России. Еще с екатерининских времен в государственной политике особое внимание уделялось вопросам мирного сосуществования представителей разных национальностей и народов.
Вспомните, пожалуйста, период Великой Отечественной войны. Самым святым для нас примером единства навсегда останется величайшая в мировой истории человечества Победа над фашизмом. Именно благодаря мужеству, героизму советских солдат, единству народов Советского Союза мы освободили Европу и мир от нацистского безумия.
Каждый, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, мыслил и говорил не иначе как «Мы одолеем врага», а в атаку шел со словами «За Родину!» Именно это превратило страну в единый, монолитный, а значит, непобедимый народ.
Наши отцы и деды сражались в одних окопах, делили одну шинель и фронтовой паек, вместе шли в атаку, оплакивали и хоронили близких. И никто не спрашивал, кто какой национальности… Это был истинный, понятный и настоящий патриотизм.
Такой патриотизм нужно воспитывать в нашем подрастающем поколении, передавать ему это знание и понимание силы нашего государства в единстве и многообразии народов.
— В последнее время на уровне властных структур заметно активизировалась деятельность в области национальной политики, межнациональных отношений. Создан Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ, разработана и утверждена Стратегия государственной и национальной политики Российской Федерации до 2025 года, созданы соответствующие Советы в субъектах РФ. Какова, на Ваш взгляд, эффективность принятых мер?
— Не секрет, что долгие годы вопросы национальной политики были на периферии общественного внимания. Это и понятно, в 90-е годы наш народ выживал и решал насущные вопросы экономики. Ситуация, как вы знаете, изменилась во многом благодаря пониманию главой государства важности национального вопроса.
За последние 10 лет очень многое сделано. Сегодня мероприятия национальной политики финансируются из федерального бюджета, ведется обучение чиновников на местах. Но останавливаться на достигнутом не следует. Мы живем в изменяющемся мире и должны своевременно, опираясь на традиции нашего общества отвечать на все новые и новые вызовы.
— Из 86 субъектов Российской Федерации только 46 имеют специализированные государственные структуры, занимающиеся вопросами национальных и межнациональных отношений. К примеру, в Удмуртии, Марий Эл и Башкортостане есть соответствующие министерства. У нас в Татарстане различные органы власти в тесной связи работают с Ассамблеей народов Татарстана – общественной организацией. Какая структура, на Ваш взгляд, является наиболее эффективной?
— Каждый регион нашей страны самобытен по национальному составу, в каждом по-своему складываются традиции в управлении и решении задач государственной национальной политики. Поэтому навязывать единообразие в структуре органов государственной власти субъектов, думаю, не стоит. Важно, что в каждом регионе есть чиновники не ниже уровня заместителя губернатора, которые курируют исполнение Стратегии государственной национальной политики.
И здесь вы правильно отмечаете, что никакая, даже самая грамотная политика и работа властей не будет эффективной, если люди будут оставаться в стороне от инициатив и мероприятий по сохранению и развитию этнокультурных традиций. В тех регионах, где активно работают национально-культурные автономии и другие общественные организации этнокультурной направленности, успехов, интересных проектов и мероприятий в разы больше.
— В этом году Вы стали почетным гостем V Всероссийского форума молодежи «Золото тюрков», проходившего в Казани, а также посетили Дом дружбы народов Татарстана, где познакомились с деятельностью Ассамблеи народов Татарстана. Теперь Вы не понаслышке знаете, какая целенаправленная и последовательная работа проводится у нас в республике в данном направлении. Как Вы ее оцениваете?
— Татарстан был и остается в числе субъектов лидеров Российской Федерации. И работа коллег и общественности в республике заслуживает самых высоких похвал.
В ходе визита я встречался с Председателем Государственного Совета Республики Татарстан, мы обменялись мнениями по вопросам реализации государственной национальной политики. Приятно видеть, насколько последовательна, системна и продумана деятельность всех уровней власти, общественных организаций в части сохранения и развития этнокультурных традиций представителей всех народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Важно отметить и работу с молодежью, которая воспитывается на прекрасных традициях взаимоуважения и социальной активности.
Надеюсь, что Комитет обязательно посетит с рабочим визитом республику и проведет здесь выездное заседание. Такой прекрасный опыт могут использовать коллеги из других регионов страны.
— Как мы знаем, средства массовой информации нередко освещают межэтнические отношения однобоко и негативно, не задумываясь о последствиях тех или иных телевизионных репортажей или публикаций в прессе. Проводится ли какая-то работа в данном направлении Комитетом Государственной Думы по делам национальностей?
— Вы правы, журналистское слово в таких деликатных темах может как примирить, так и усугубить возможные противоречия. Сегодня влияние СМИ на формирование общественных настроений в обществе как никогда велико. Доступность и открытость информации, возможность ее тиражировать с помощью интернет-технологий – все это напрямую влияет на нашу жизнь. Поэтому профессионализм и ответственность журналиста, который освещает межнациональные темы, очень востребованы.
Интересно, что, согласно недавним опросам общественного мнения, почти 80% граждан страны считают отношения между людьми разных национальностей доброжелательными. Я считаю, что в этом большая заслуга средств массовой информации. Все чаще в программах федеральных и региональных теле- и радиокомпаний создаются рубрики и передачи, посвященные традициям и культуре наших народов. Пример в этом показывают телеканалы «Культура», «ОТР», «МИР», информационные агентства «ТАСС» и «Россия сегодня».
Ежегодно Комитет поддерживает Всероссийский конкурс на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений. Наши депутаты традиционно входят в жюри конкурса. Тысячи сюжетов, программ, статей и репортажей журналистов участвуют в конкурсе ежегодно. Постепенно складываются хорошие традиции в такого рода журналистике. И этот факт приятно отмечать.
Конкурс проводит Межрегиональная общественная организация «Гильдия межэтнической журналистики», с которой наш Комитет тесно и продуктивно сотрудничает. Кроме того, мы стараемся быть максимально открытой для журналистов площадкой, рассказываем об инициативах и нашей работе в сфере национальной политики. Надеюсь, это помогает тем СМИ, которые стремятся к объективной и взвешенной подаче информации.
— Какие факторы, по Вашему мнению, способны снять межнациональное напряжение в нашем обществе?
— Я уже отметил, что по опросам общественного мнения почти 80% граждан страны считают отношения между людьми разных национальностей доброжелательными. Поэтому говорить о напряжении не стоит, важно решать текущие задачи. Среди них особое внимание следует уделить патриотическому воспитанию молодежи.
В весеннюю сессию 2020 года Государственной Думой был принят инициированный Президентом законопроект по вопросам воспитания обучающихся. Теперь воспитательной работе в школах и вузах страны будут уделять не меньшее внимание, чем самому обучению.
Этот шаг мы ждали уже давно, поскольку мы с вами хорошо помним советские времена и знаем, что не может школа только учить, перекладывая всю ответственность за воспитание ребенка на семью. Эту обязательную функцию воспитания подрастающего поколения в равной мере должны выполнять и семья, и школа.
Кроме того, глава государства поручил разработать государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2025 годы». Каждый из субъектов должен представить свои предложения в государственную программу. Комитет планирует принять самое активное участие в этой работе.
Строить благополучное будущее государства возможно только на крепком и надежном фундаменте. И этот фундамент – патриотизм. Патриотизм — это деятельное чувство, ежедневная работа по улучшению жизни своей семьи, школы, вуза, своего города, страны. Кроме того, это еще и знания о многонациональном богатстве своей Родины.
— Валерий Георгиевич, Вы — прославленный футболист, тренер. Как Вам удается сочетать две абсолютно разные сферы: спортивную и по делам национальностей? Или одна сфера способна помочь другой?
— Я родился на Кавказе, мне близка и знакома тема межнациональных отношений. Кроме того, спорт и национальные вопросы объединяют все и всех. Естественно, каждый представитель народов хочет проявить себя и в спорте, политике, бизнесе. Не каждый спортсмен, который начинает свою профессиональную деятельность, становится великим спортсменом или мировой звездой. Но то, что он становится сильным человеком, который будет приносить пользу своей семье, своей фамилии, своей профессиональной деятельности, своей стране, — в этом даже сомнений быть не может. Поэтому я считаю, что спорт и национальные вопросы вместе дают возможность государству быть сильным, а народу – сильной единой нацией.
— Ильдар Гильмутдинов, который до Вас возглавлял Комитет Государственной Думы РФ по делам национальностей, в интервью нашему журналу сообщил, что одно из приоритетных направлений деятельности Комитета Государственной Думы по делам национальностей — дальнейшее развитие правовой базы по защите прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. Скажите, сейчас такое же пристальное внимание к этой теме? С чем это связано?
— Вопросы законодательного обеспечения прав коренных малочисленных народов традиционно входят в предметы ведения Комитета по делам национальностей. Это важные и социально чувствительные вопросы. Государство взяло на себя обязательства по сохранению традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Представители этих народов, которых чуть больше 240 тысяч в нашей стране, живут в крайне суровых климатических условиях, традиционным способом охотятся, ловят рыбу, занимаются оленеводством.
Есть законодательные инициативы, которые уже приняты Государственной Думой по защите их прав. Есть вопросы, к которым предстоит вернуться в эту парламентскую сессию, в частности вопросу процедуры этнологической экспертизы и совершенствования законодательства о территориях традиционного природопользования коренных народов. Продолжим взаимодействовать с крупнейшей общественной организацией — Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, Комитет предложил одно из заседаний Совета при Президенте Российской Федерации провести в одном из 28 субъектов России, в которых проживают коренные малочисленные народы. Это позволит проанализировать региональный опыт работы по защите прав коренных малочисленных народов, а лучшие практики использовать на федеральном уровне. Мы считаем важным продолжать эту работу, в том числе в свете закрепления в законодательстве принятых изменений в Конституцию страны.