(27 января 2021) Переезд не должен стать препятствием для школьника, если он стремится выучить родной язык, убеждена глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Законопроект, над которым работают сенаторы, позволит сохранить уникальное языковое многообразие нашей страны и реализовать закреплённое поправками к Конституции право каждого человека на изучение родного языка. О других приоритетных для комитета инициативах и дальнейшей судьбе проекта закона о дистанционном образовании глава комитета рассказала накануне открытия весенней сессии в Совете Федерации.
— Лилия Салаватовна, чем вызвана такая необходимость в законопроекте о родном языке?
— Сегодня изучать родной язык ученик может в пределах возможности школы. То есть если семья, допустим, из Башкирии переехала в Москву, то, скорее всего, продолжать изучение башкирского языка подросток уже не сможет. По нашему мнению, это сильно ограничивает права детей. Тем более что в обновлённой Конституции закреплено право на изучение национальных языков наряду с русским. Мы прорабатываем возможность предоставить школьникам такое право с помощью дистанционных технологий, чтобы ребёнок независимо от места проживания мог изучать свой родной язык. Это поможет сохранить языковое многообразие нашей страны, а детям — не терять свои корни, где бы они ни жили. Нашу идею поддержали в экспертном сообществе, поэтому с начала новой сессии будем засучив рукава отрабатывать инициативу.
— Многие родители негативно относятся к дистанционным технологиям, из-за чего Госдума отложила рассмотрение подготовленного вами законопроекта. Почему этот законопроект стал мишенью для разного рода фейков и как будет складываться его дальнейшая судьба?
— Эпидемия коронавирусной инфекции наложила отпечаток на все стороны нашей жизни, в том числе и на образование. Давайте вспомним март 2020-го, когда не было никакой возможности продолжить учёбу, кроме как перейти на дистант. Конечно, это было нелегко, тем более что во многих семьях на удалёнке оказались не только дети, но и родители. Где-то не было Интернета, не хватало компьютеров, учителя не сразу смогли адаптироваться к новым условиям. Сложностей было очень много, но в то же время дистанционное образование оставалось единственной возможностью поддерживать связь учителя и ученика. И наши профильные министерства сработали здесь очень оперативно. Сегодня, по данным мировым экспертов, российская школа справилась со всеми проблемами лучше многих других. Ещё весной мы внесли в Закон «Об образовании» поправку о возможности вводить дистанционное обучение на территории отдельного муниципалитета, региона или по всей стране во время режима ЧС или повышенной готовности. Это необходимо, чтобы обеспечить непрерывность образовательного процесса.
За время пандемии мы получили много писем от родителей: как должен оплачиваться труд учителя, что делать, если нет Интернета, сколько ребёнок должен проводить за компьютером времени в течение дня, что с зарплатой учителей, нагрузка на которых значительно возросла? Внесённый сенаторами законопроект уточняет полномочия Минпросвещения и Минобрнауки по порядку электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Это своего рода правовая настройка дистанционного обучения. Напомню, наш законопроект получил поддержку Правительства и 82 положительных отзыва от субъектов.
Когда родителям постоянно твердят, что образование хотят полностью перевести в дистанционный формат, я прекрасно понимаю их тревоги и огорчения. Уверена, что все вместе мы доведём до конца работу над этим законопроектом. Повторяю, онлайн может применяться как дополнение к традиционной модели обучения, когда нет других возможностей поддерживать связь учителей с учениками. Но организацию онлайн-обучения нельзя отдавать на откуп директору школы. И наконец, самое важное — в случае принятия закона у учителей, учеников и их родителей появятся гарантии государства, что дистанционное обучение будет организовано на должном уровне как часть образовательного процесса.
— Над какими ещё законопроектами будет работать комитет в весеннюю сессию?
— Над законопроектом о реформе детских школ искусств, внесённом Президентом в декабре прошлого года. Инициатива главы государства предусматривает, что одарённые дети будут учиться по особым программам, а школы искусств не будут приравнивать к обычным кружкам дополнительного образования. Именно с такой просьбой обратились родители, педагоги, да и сами ребята. С принятием закона особый статус этих учреждений закрепят законодательно, и педагоги смогут сопровождать талантливых детей с самого раннего возраста.
Кроме того, мы продолжим работу над разработкой единых подходов в системе оплаты труда педагогов. Пока, как мы знаем, подходы к начислению зарплат в регионах дифференцированные. В некоторых субъектах базовая часть зарплаты учителей — менее 25 процентов. Получается, что педагог за полную ставку может рассчитывать на 8-9 тысяч рублей в месяц, а всё остальное ему начисляют надбавками на усмотрение директора школы.
Напомню, первым постановлением, которое сенаторы приняли во время осенней сессии, стало обращение в Правительство, чтобы были единые подходы в системе оплаты труда педагогов. Мы добиваемся, чтобы зарплата учителей была понятной и прозрачной, а подходы к ней был одинаковыми на всей территории России.
Сегодня эти подходы практически сформированы: в общей заработной плате учителей базовая часть должна составлять не менее 70 процентов.
Стимулирующие выплаты, разумеется, тоже должны быть. Их могут начислять за победу на олимпиадах, мастерство педагога в организации воспитательной работы. При этом стимулирующие выплаты, по нашему убеждению, нельзя выплачивать за уборку пришкольных участков и функционал, который не отражает труд педагога. Сегодня эти положения закреплены в проектах двух постановлений Правительства РФ. Мы надеемся на их скорейшее принятие. Обязательно доведём этот вопрос до логического завершения, чтобы в школу пришла молодёжь, не было оттока кадров, а зарплата соответствовала запросам современных учителей.