Статья Мухаметшина Р.М. «Проблема идентичности татар в начале ХХ века глазами национальной интеллигенции: этнонациональные и политические аспекты.»
Татарская общественная мысль начала XX века во всей совокупности проблематики различных течений и направлений имела общую нацеленность на формирование национальной идеологии и определение основных идей национально-освободительного движения, национального самосознания. Именно в этот период были серьезно поколеблены основы традиционного мировоззрения, заложены основы секуляризации теоретической мысли. Эти тенденции особенно отчетливо проявились после революции 1905-1907 годов, когда широкое распространение получили периодические издания, светское образование, пробудился интерес к достижениям современной науки и техники, появилась возможность создавать политические партии и объединения, относительно свободно выражать свои политические взгляды.
Именно в этот период возник широкий интерес к наследию прошлого, к национальным корням, духовным и религиозно-этическим традициям. Одновременно изучались и осмысливались литературные и культурно-политические взаимосвязи с Западом и Востоком. Идеи свободы, конституционализма и парламентаризма получили в начале XX века широкое распространение.
Народы, которые заинтересованы в своем существовании, в науке, литературе и философии серьезно занимаются этой проблемой, его возрастающая мощь на каждом шагу напоминает о себе и в таких практических сферах как право и экономика. Этот вопрос, связанный с поисками истины во всей духовной сфере и практической жизни, у нас также возник исторически и вполне естественным путем, как только мы встали на путь пробуждения. Во всех сферах жизни – в научной и практической – он уже требует пристального внимания”. Носителями и выразителями национализма выступили прежде всего современно образованные слои общества. Не случайно среди теоретиков национализма у татар оказались Ю. Акчура и С. Максуди, получившие высшее светское образование в Сорбонне, Г. Газиз, окончивший историческое отделение Казанского университета и др.
Безусловно, в условиях довольно интенсивного распространения национализма в татарском обществе, многие века развивавшемся как составная часть мусульманской цивилизации, возникли проблемы принципиального характера, связанные с переосмыслением роли и места ислама в жизни общества. Но несмотря на это, процесс формирования и распространения национальной идеологии, в своей основе секулярной, шел довольно быстро, поскольку вытекал из внутренних потребностей общества.В силу этого татарская интеллигенция очень остро реагировала на многочисленные обвинения в распространении панисламизма: вопрос бурно обсуждался и на страницах периодической печати, и в официальных заявлениях депутатов мусульманских фракций в Государственных Думах и т.д. Среди публикаций следует отметить и выступление Садри Максуди на заседании Государственной Думы 13 марта 1912 года, где он довольно обстоятельно раскрыл причины возникновения идеологической шумихи вокруг панисламизма и ее возможные и уже реальные последствия для татарского общества. При этом он особо подчеркивает, что между русским государством и национальной жизнью не только татар, но и других мусульман России “нет ничего, что могло бы противоречить друг другу. Как граждане России, мы всегда активно будем участвовать в общественной жизни. Но дайте нам спокойно жить среди своего народа и в своих семьях по-своему, сохраняя национальный дух, идущий от наших дедов и прадедов”. Показательно, что А. и С. Максуди и другие представители татарской интеллигенции национальное развитие рассматривают в контексте таких понятий как “родина” и “патриотизм”. Действительно, для татар, потерявших свою государственность еще в 1552 году и сохранивших в своей исторической памяти эту идею, данная проблема была очень актуальной. В истории татарской общественной мысли этот вопрос поднимался и трактовался по-разному. До конца ХVIII в. он рассматривался в традиции исламской “уммы” – как единство всех мусульман независимо от языка, расовой, этнической принадлежности или места проживания.
Начиная с середины XIX века постепенно произошло секуляризация понятия родины и оно приобретает этноконфессиональное и политическое содержание.
До революции 1905-1907 годов свои этнополитические взаимоотношения с Россией татары открыто не обсуждали, поскольку это было равносильно признанию потери своей государственности и своего бесправного политического положения. Правда, эта проблема впервые была поставлена еще Ш. Марджани, поскольку в середине XIX века политико-правовое положение татар нуждалось не только в конфессиональном, но и в этнополитическом осмыслении. А такой подход уже предполагает постановку проблемы “Татары – Россия”. В начале XX века, наоборот, политическая сторона вопроса вышла на первый план, а в послереволюционный период были сильны надежды и ожидания демократических свобод, а понятие “родина” наполнилось новым гражданственным содержанием, подразумевающим единство политических прав и обязанностей, что было принципиально новым для татарской общественной мысли. Действительно, на манифест Николая II 1905 года татары возлагали большие надежды. Газета “Казан мухбире” по этому поводу заметила, что “закон от 17 октября радикально изменит структуру нашего государства”. Здесь имелось в виду, что признание России родиной предполагало обретение татарами равных со всеми народами, проживающими на ее территории, политических и других прав. Эта идея красной нитью проходит практически во всех документах и заявлениях политических и общественных организаций татар начала XX века. Первый всероссийский съезд мусульман в своей резолюции от 15 августа 1900 года по этому поводу заявил, что ”… прогрессивная часть мусульман, разделяя идеалы передового русского общества, действует в смысле установления в стране правового порядка на началах участия свободно избранных народных представителей в законодательстве и управлении государством.
Сознавая, что достижение указанных целей возможно при пользовании мусульманами одинаково равными с русским населением правами, прогрессивная часть мусульман всеми законными средствами действует в смысле отмены всех изъятий и ограничений, которые установлены в отношении мусульман действующими узаконениями, правительственными распоряжениями и административной практикой, и полного уравнения мусульман с населением Русского Государства во всех правах – политических, гражданских и религиозных”.
Мусульманская фракция во второй Государственной Думе России в своей программе, например, записала что “наиболее соответствующей формой государственного устройства России, при нынешних условиях, фракция признает конституционную парламентскую монархию, в которой высшая государственная власть принадлежит монарху, ограниченному в своих правах Конституцией, и народу, в лице его представителей, действующих на основании той же конституции” Г. Исхаки в 1917 году, выступая на первом съезде мусульман, в своем докладе по этому поводу заявил, что в России “должна быть установлена демократическая (народная) республика, обеспечивающая каждому региону, каждой области территориальную автономию в широком смысле”.
В связи с этим Г. Газиз отметил, что в современных условиях закономерностью развития государств является то, что они постепенно приобретают “многонациональный характер”. “Как бы в ответ на это, история породила правительства в форме федерации.
Безусловно, это еще не дает возможность утверждать, что татарская интеллигенция активно использовала прогрессивные западноевропейские идеи в формировании современной национальной идентичности. Даже более того, она довольно настороженно относилась к духовным ценностям Запада, способным разрушить многовековые традиции, строящиеся на принципах ислама. Но, с другой стороны, она прекрасно понимала, что политическая модель и экономическая система Запада более привлекательны, чем российская действительность, для создания благоприятных условий сохранения тех же традиционных ценностей татарского общества.
Резюме: Конечно, нельзя утверждать, что такой прагматизм татарской интеллигенции определял основную канву формирования национальной идентичности татар в начале ХХ века. По крайней мере, это дает возможность делать вывод о том, что татарская интеллектуальная мысль в этот период повернулась лицом к тем ценностям, которые могли посодействовать модернизации российского и татарского обществ[1].
Примечание представителя ИД “Право и государство-пресс” по РБ и РТ, к.ю.н., доцента Файзуллина Г.Г.: Мухаметшин Рафик Мухаметшович с 2006 г. — ректор Российского исламского университета. Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники (2005 г.). член-корреспондент Академии наук РТ. Автор 120 научных трудов, 6 монографий . Женат, воспитывает двоих детей.
Полный текст статьи: Проблема идентичности татар в начале ХХ века глазами национальной интеллигенции этнонациональные и политические аспекты
[1] Полный текст научного доклада см.: http://info.tatcenter.ru/