Академик Дмитрий Лихачев говорил о языке как о «алгебраическом выражении народа». 14 апреля в очередной раз россияне и жители многих зарубежных государств напишут «Тотальный диктант». Эта масштабная акция по проверке грамотности речи – хороший повод задуматься над вопросами сохранения, развития русского языка, о чем мы говорим с председателем экспертной комиссии «Тотального диктанта» в Казани, членом Общественной палаты РТ, заместителем председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана, заместителем председателя правления Русского национально-культурного объединения РТ Ириной Александровской.
Ирина Алексеевна, акция, которую в 2004 году впервые провели студенты новосибирского вуза, получила, без преувеличения, планетарный масштаб. «Тотальный диктант» люди пишут на всех шести континентах Земли, в нынешнем году в акции принимают участие более 500 российских городов и свыше 240 зарубежных. Чем вы объясняете такую огромную популярность проекта по проверке уровня владения русским языком?
– Вы верно отметили, что акция «Тотальный диктант» инициирована самим населением, как говорится, «снизу». А любая идея, рожденная самим гражданским обществом, непременно становится популярной, как, например, «Бессмертный полк». Замечательно, что в нашей стране много активных, неравнодушных людей, кто выходит с конструктивными, актуальными предложениями и проектами и обязательно получает отклик. Студенты-филологи Новосибирска в 2004 году не могли предположить, что их инициатива выльется в столь широкую акцию… мирового масштаба! Сегодня на дворе 2018 год, и мы видим, что она все ширится, несмотря на санкции, злобные окрики отдельных политиков отдельных стран, где «Тотальный диктант» тоже популярен. Это говорит о многом. Мы должны помнить, что русский язык остается одним из шести официальных языков ООН и ЮНЕСКО. Это серьезный предмет для гордости, который в числе прочих объясняет, почему акция «Тотальный диктант» пользуется популярностью во всем мире и почему она очень полезна и своевременна.
Еще раз подчеркну, что, несмотря на какие бы то ни было политические ветры, вопреки антироссийской риторике ряда деятелей, русский язык востребован населением самых разных государств. Вспомним, что многие авторитетные политики неплохо владеют русским, например, Ангела Меркель. Не говоря уже о лидерах многих стран Азии, Африки и, конечно, Восточной Европы.
Можно наблюдать за интересными тенденциями возрастания интереса студенчества разных стран к государственному языку России. Он возвращается в учебные планы и программы, что свидетельствует о ситуации, обратной той, которую, повторюсь, желали бы определенные политические силы. Это влияет и на нашу молодежь. Ребята, видя такой повышенный интерес к акции за рубежом, не могут не задуматься над важностью правильной, богатой русской речи. Возьмем пример Эстонии, где ежегодно собирается одна из наибольших площадок «Тотального диктанта». Таллин в нынешнем году даже претендовал на звание столицы акции! Мы понимаем, что в этом прибалтийском государстве, наверное, сложнее реализовать данный проект, и тем не менее он востребован и проходит на таком высоком уровне. Значит, местные жители хотят быть современными и хорошо владеть русским языком.
А мы все ли делаем для того, чтобы наша речь была содержательной, глубокой? Какова речь, мысли, таковы и действия человека. В коммуникативной компетентности – преимущество личности как специалиста, профессионала. Потому нельзя считать, что качество речи – нечто второстепенное для лидера. Если хочешь быть таковым, нужно свою речь совершенствовать.
Можно говорить по-русски, но не владеть языком, его отличительной образностью…
– Именно так. Поэтому организаторы «Тотального диктанта» с самого начала поступили очень верно, что стали использовать тексты высокого качества, написанные современными писателями. Наверное, было бы проще использовать материал классиков. Но гораздо важнее, на мой взгляд, вот так привлекать широкое внимание общества к работе авторов, которые участвуют в современном литературном процессе и являются носителями, хранителями, передатчиками образного, богатейшего русского языка. К тому же это опять-таки дополнительно привлекает к акции молодежь, которая чаще читает современных писателей.
Очень приятно, что в нынешнем году автором текста для «Тотального диктанта» стала наша землячка из Казани Гузель Яхина. По всей стране и за ее пределами будет читаться новый роман «Дети мои», готовящийся сейчас к печати.
Также хочу отметить, что Казань претендовала на звание столицы грядущего «Тотального диктанта». Будем надеяться, что в ближайшие годы наше желание осуществится. Это будет справедливо, потому что в Татарстане делается многое для того, чтобы акция проходила не формально, распространялась по всем муниципальным районам республики. Ежегодно увеличивается число участников и площадок «Тотального диктанта». Если в 2015 году его написали 800 татарстанцев, то в 2017 году – 3500 человек! И более 70 процентов из них – молодежь до 30 лет. Многие вузы поддержали инициативу. Работали 48 площадок по республике: в крупных городах и 16 сельских районах.
«Тотальный диктант» пишут люди самые разные: и журналисты (что особенно приятно), и инженерно-технические работники, и представители практически всех национально-культурных объединений Ассамблеи народов Татарстана, и ветераны, и студенты, и старшеклассники… Подключился Иннополис – люди высокоинтеллектуальной деятельности тоже заинтересованы в том, чтобы разговаривать не только языком Интернета, но иметь «визитную карточку» интеллигентного человека – грамотную устную, письменную речь.
Важно и приятно, что каждый год акцию «Тотальный диктант» поддерживают медийные персоны. Телеведущие, деятели искусства, депутаты Государственного Совета РТ выступают в качестве дикторов. Узнаваемые персоны с удовольствием приходят в воскресный день в качестве участников акции.
Кстати, чтобы готовиться к диктанту, в Казанском федеральном университете организованы курсы «Русский по пятницам», на которые может прийти каждый желающий и получить консультацию филологов. Идея таких занятий возникла естественным образом из практики проведения акции: у участников появился запрос на подготовку к успешному написанию диктанта.
Значит, более интересной, азартной делает акцию элемент соревновательности. По-видимому, так должны проводиться образовательные и просветительские проекты, чтобы стать массово успешными?
– Да, и их становится все больше.
Ирина Алексеевна, вы входили в рабочую группу по созданию программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы». Охарактеризуйте, пожалуйста, те главные, заложенные в программе принципы, на которых строится работа по защите чистоты и преемственности русской речи.
– Один из базовых принципов – в том, что важно вести разнонаправленную работу по сохранению и развитию языка: и образовательную, и научную, и культурно-просветительскую. Что я имею в виду? Поясню на примере. Конференция «Изучение и сохранение русского фольклора в полиэтническом социокультурном пространстве» напоминает всем, что фольклор – это сокровищница русского языка, истоки которого скрываются в глубине веков. Анализ фольклорных произведений заставляет нас задуматься об этимологии слов. Нельзя забывать об известной истине: чем лучше мы будем знать историю своего языка, тем лучше сможем сохранять его, передавать новым поколениям. Как говорил русский художник Николай Рерих: «Из чудесных камней прошлого сложим ступени грядущего». Поэтому очень важно стимулировать проведение лингвистических, этнографических исследований, издавать соответствующую научно-популярную литературу, а также воспроизводить народные традиции, такие, например, как празднование широкой Масленицы, Святок, поддерживать работу фольклорных коллективов, что и делается в рамках реализации национальной политики в Республике Татарстан.
Вы говорите о необходимости изучать историю русского языка, что представляется особенно актуальным в связи с последними доказательствами ученых о существовании русской речи в древнейших цивилизациях и другими сенсационными открытиями…
– Да, поэтому я подчеркиваю, что правильно приобщать к изучению государственного языка с детских лет, формировать эту компетенцию – знать не только современный язык, но и его историю, чтобы сполна понимать значение русского языка в мире. В этой работе также очень важно помогать этнокультурному и лингвистическому образованию учителей. Задумаемся, кто отвечает за овладение ребенком хорошим русским языком? Ведь это не только учитель-словесник, но и, конечно, учитель начальной школы и, в принципе, преподаватель любого предмета. Не секрет, что, когда отличный педагог по географии, истории, математике или биологии говорит скудно или, не дай Бог, пишет на доске с ошибками, его авторитет у учеников падает, даже если, повторюсь, он прекрасно владеет своим предметом.
А как преподаватели русского языка и литературы, входящие в экспертную комиссию «Тотального диктанта» в Казани, отзываются об общем уровне работ?
– Знаете, встречаются совершенно блестяще написанные диктанты, что не может не радовать. Данная акция показывает, что в нашем обществе немало знатоков, корифеев в области русского языка, которые работают в разных профессиональных сферах. Это говорит и о высоком уровне читательской культуры, о том, что и молодежь продолжает любить и ценить книгу, как и старшее поколение.
И еще я очень рада, что акция «Тотальный диктант» не стоит на месте, расширяя как географию своего присутствия, так и аудиторию. Иностранным гражданам, людям, для которых русский язык не является родным, трудно писать диктант наравне с коренными россиянами. Поэтому для первых подготовлен адаптированный текст, который будет оцениваться отдельно. Кстати, руководитель проекта «Тотальный диктант» Ольга Ребковец во время своего недавнего приезда в Казань обсуждала эту новацию в Доме дружбы народов Татарстана с Молодежной ассамблеей, получила от ребят важную обратную связь.
Что, на ваш взгляд, нужно делать еще для того, чтобы акция «Тотальный диктант» и подобные ей становились все более массовыми, популярными среди населения?
– Пожалуй, хочется, чтобы информационная поддержка таких проектов была еще более сильной. Об акции «Тотальный диктант» много говорят и пишут до и после ее проведения. На мой взгляд, важно создать систему постоянного информирования о мероприятиях такого рода, чтобы это информирование было интересным, грамотным, ненавязчивым. Все-таки большая доля населения еще не знает о «Тотальном диктанте», о конкурсе «Глаголица» и так далее. А так, любые трудности по развитию проекта, несущего в себе глубокий смысл и пользу, преодолимы. Способствовать тому, чтобы наш великий русский язык приобретал новых знатоков и любителей, – большая честь и радость.