(28 июня 2020) Цикл публикаций о традициях и современных особенностях народных праздников в Татарстане, продолжает рассказ о чувашском празднике Учук, который отмечается сегодня.
О празднике
Учук это – общенародное полевое моление чувашей. Обряд имеет несколько терминов-вариантов, из которых наиболее распространенным и утвердившимся является Учук, полученный путем слияния двух слов: уй «поле» + «чук» «жертвоприношение, моление».
С 2007 года в Татарстане проходит Открытый фестиваль чувашей Закамья «Учук». Люди радуются выращенному урожаю и желают не меньшего в следующем году. Климатические явления: засуха, сильные ветры и град всегда беспокоили земледельца и становились причинами обращения к богам. В XIX в. и, особенно, в начале XX в., данному обряду стали придавать дополнительные свойства: его устраивали и в связи с неурожаем, и с целью избавления от болезней. Чуваши «Учук» считают традицией, идущей издревле от прадедов.
Организаторы этого культурного проекта не случайно назвали его фестивалем, условно разделив на две части, поскольку первая часть – сам обряд – он скрыт от посторонних глаз; вторая часть – светская, зрелищно-развлекательная. Фестиваль носит название «Открытый», так как в нем принимают участие не только чувашские коллективы, но и приглашенные гости (русские, татарские, мордовские артисты). Событие давно вышло за рамки района – ежегодно прибывают гости из Чувашской Республики, из городов и районов Закамья Республики Татарстан.
Цель ежегодного фестиваля неизменна. Это — сохранение и развитие культурных традиций малых народностей, укрепление межнационального согласия и гражданского мира, толерантности и национально-культурного взаимообогащения жителей Татарстана, также патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Как отмечают
В настоящее время «Учук» считается частью верований, восходящих корнями к зороастризму. Он организовывается после весеннего сева до взмета пара в начале лета — в июне. Казалось бы, старый обряд должен остаться в язычестве, но и в православии есть такая традиция — когда долго нет дождя, верующие собираются в священном месте и молятся, прося его у Бога. В этой традиции поменялось место для моления – это священный родник «Ученей»
Обряд представляет собой обращение старейшин села к верховному богу Тура с просьбой о покровительстве. Молящиеся просят о благополучии селения, о мирном и урожайном годе, о том, чтобы выросло то, что было посажено накануне.
По мнению предков, бог Тура с помощью своего брата-близнеца Киремета создал Вселенную, Землю и все сущее на ней. Вселенная представляет собой единство природы, общества и личности. Все обряды и ритуалы древнечувашского быта направлены на поддержание постоянного мирового порядка, на восстановление нарушенной гармонии. Личность всегда в ответе перед обществом, общество перед природой и Тура.
Попавший под воздействие Зла Киремет стал в чувашской мифологии олицетворением дисгармонии и злых духов. С помощью жертвоприношений простые люди издревле надеялись умилостивить силы зла, уберечь себя от их воздействия и заслужить прощения верховного бога Турă за совершенные прегрешения.
Что готовят
Главный обряд праздника «Учук» – приготовление каши дождя является своего рода обращением к верховному языческому богу Тура с просьбой дать благоприятную для урожая погоду. В былые времена ее всегда варили в складчину, из продуктов, которые могла положить в общий котел каждая семья. Затем все вместе ее кушали. Теперь также кашу варят из нескольких видов круп – гречки, риса, пшена и картофеля, сдабривают маслом и молоком. Недалеко от родника, закипают двенадцать котлов. Они символизируют двенадцать месяцев. В котлах варится мясо, потом туда положат крупу. Бабушки готовят специальные лепешки, которые положено в этот день обряда. Они с изображением лица. Готовят все женщины, хорошо знающие народные традиции. Процесс сопровождается пением.
Скорлупу от яиц надевают на прутья вдоль священного ручья. Все жители села собираются на «Учук», приносят с собой чашки и ложки. Моление совершается у дождевой каши. И потому фестиваль встречает запахом костра.
Подготовка к празднику
Подготовка обряда «Учук» начинается с совещания старожилов села – наиболее уважаемых молельщиц, которые определяют день проведения. Обсуждается, сколько нужно средств на покупку жертвенного животного (бычка, овец). Они же и проводят обряд. Одно из главных условий обряда — для ритуала необходима вода, поэтому он проводится около родника. Это место, выбранное однажды предками, не меняется, является неприкосновенным и священным.
Родник так и называется «Учук». Здесь недопустимы увеселительные мероприятия, распитие спиртных напитков, что, по поверью, может привести к несчастью. Второе условие — рядом должно находиться дерево – береза или дуб. Оно предназначено, чтобы довести часть жертвоприношения до злых духов и умилостивить их. «Учук» уходит корнями во времена далеких предков. Они проводили обряды и устраивали народные гуляния, чтобы все беды обходили их стороной, всходы вовремя поливал дождь, а на земле был мир. Такую же смысловую нагрузку несет праздник и в наши дни. Народные гуляния разворачиваются обычно на огромной поляне за селом.
Молодежь во время моления не подпускается, ей можно играть чуть в стороне. Она: гуляла, водила хоровод, топила баню, воровала лук, переставляла ворота, соединяли опилками дома женихов с невестой. После всех приготовлений, молодежь с ведрами обливает всех водой. В старину считалось, что никто не вправе противиться обливанию иначе это приведет к засухе. По традиции, мост разделяет две площадки праздника: на одной, согласно многовековому обряду, готовится каша, на другой звенит сам фестиваль. Праздник «Учук» сохранялся даже в советское время, тогда язычники проводили его тайком, по ночам, часто без жертвоприношения, просто молились: старики считали, что если не проводить «Учук», то всё будет плохо.
Нынешняя председатель Альметьевского представительства Чувашской национально-культурной автономии РТ Инна Альмукова добилась того, что «Учук» из местного праздника превратился в региональный фестиваль чувашской культуры, на который приглашают фольклорные коллективы. Причём не только чувашские, но и мордовские, русские, приезжают ансамбли из соседних деревень. Получается большой многоэтничный праздник. Сначала выступают коллективы, зрители наблюдают за действием. В это время варится каша, проводятся моления – группа из 5-6 женщин читают молитвы. При этом одна из них держит в руках мужскую шапку, на плечах у нее мужской пиджак в знак того, что когда-то этот обряд проводили мужчины. В селе Старое Суркино Альметьевского района обряд «Учук» имеет активное бытование. Уже 13 лет здесь проводится фестиваль «Учук».
«На самом деле, мы не создавали праздник, — рассказывает Инна Альмукова. Обряд «Учук» проходил здесь еще за много лет до нас. Фестивалем мы хотели показать традиции, жизнь и вообще рассказать, кто такие древние чуваши. К сожалению, в этом году мы не сможем провести праздник в полном масштабе. Также, не все можно провести в формате онлайн — людей же не накормишь виртуальной кашей… Но мы со старейшинами проведём обряд на месте Киремета. Придём туда с горячим хлебом. Они также помолятся за здоровье всех сельчан, за избавление от напастей. А в режиме онлайн будет представлена фестивальная часть праздника.
Мы затеяли этот фестиваль для того, чтобы показать, что мы открытые люди. Это фестиваль дружбы и традиции. Сам праздник объединяет нас. Если мы будем помнить и чтить свою историю, то у народа будет великое будущее. Безусловно — это большое достояние, что люди любой национальности нашей республики имеют возможность проводить такие мероприятия. Фестиваль «Учук» за столько лет перерос из районного в республиканский, и количество людей, ежегодно присутствующих на нем, доказывает, что он востребован народом. Это большое счастье для людей – говорить на родном языке, изучать и развивать народные традиции. «Учук» представляет культуру и обычаи чувашского народа. Он объединяет представителей этой национальности, живущих в разных уголках страны. Но желанными гостями здесь всегда были и есть представители абсолютно всех национальностей.
Анастасия Исаева,
Информационный Центр ДДнТ