Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Как чувашский Уяв стал культурным брендом Татарстана

Как чувашский Уяв стал культурным брендом Татарстана

admin 11.07.2020

(11 июля 2020) Сегодня чуваши Татарстана отмечают «Уяв». Всю неделю продолжался онлайн-марафон, посвящённый одному из самых значимых праздников календарного цикла в чувашской культуре. Редакция портала Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана изучила историю праздника и его особенности.

Открытие Дома Дружбы и "Уяв" в Нурлате (27.06.15)

О празднике

«Уяв» – это праздник весенне-летнего цикла, праздник чувашской культуры, народных традиций и обычаев, проходящий по окончании посевных работ. В его основе – общение, единение чувашского народа на основе исторических традиций, обращение к силам природы с просьбой о богатом урожае, обильном дожде, хороводах и игрищ. Слово «уяв» буквально означает «соблюдение» (от «уя» блюсти). Первоначально это слово означало просто соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любой праздник, любое обрядовое торжество.

Время проведения «Уява» в разных этно­графических и территориальных группах определялось по-разному. Начало «Уява» совпадало с завершением весенних полевых работ, конец предшествовал летней страде – поднятию пара, сенокосу, и в любом случае – жатве. Период «Уява» длился 3, 5, 7 (обязательно нечётное число) недель. В разных местах увеселения и праздничные обряды также отличались. Так у верховых чувашей проводились традиционные сезонные молодежные хороводы, которые к концу XIX в. стали исчезать.

Средненизовые чуваши в «Уяв» обычно проводили большие общеродовые игрища. В материнскую деревню собирались жители всех дочерних деревень. Рядом с каждой материнской деревней на лугу, около рощи или на лесной поляне, было постоянное место для встреч молодежи, там устраивалась скамья для музыкантов. На поляну приезжали торговцы.

Чувашский праздник Уяв в Нурлате (август 2014)

Низовые чуваши «Уяв» начинали в день «Семыка» и праздновали до Петрова дня. Взрослое население в это время соблюдало синсе (обряд бережения земли) и воздерживалось от каких-либо сельскохозяйственных работ. Традиционно проводились «Уявы» дневные и ночные. Для дневного «Уява» устанавливались 2 дня (пятница и воскресенье), или 3 дня (среда, пятница, воскресенье). Начинали с моления «Учук», завершали примерно через неделю молением о дожде. В течение этого времени соблюдались запреты на работы, связанные с землей, на ношение одежды тёмных тонов и из пестряди, на стирку, уборку помещений и мытьё. Также не разрешалось разжигать огонь, ставить самовар, есть горячую пищу. Питались заготовленной заранее едой, не подогревая её. Нарушители этих запретов подвергались наказаниям.

Ночной «Уяв» был в большей степени связан с хороводами и игрищами молодёжи. Такой «Уяв» отличался продолжительностью молодежных хороводов и игрищ. Дневной же «Уяв», выражался в соблюдении определённых запретов. Сроки проведения «Уява» и дни, в которые соблюдались запреты, устанавливались старейшинами села. Так разу после «проводов» усопших сородичей (обряд Семыка) молодые начинали водить хороводы.

В троицын день все парни и девушки собирались по улицам и шли на центральную площадь села. Каждая улица шла со своими песнями. Собравшись на центральной площади, молодежь уходила в лес к востоку от деревни, где парни выбирали подходящее дерево, а девушки украшали его цветами, венками, лентами, водили вокруг него хороводы. Вечерами под деревом жгли костры и вокруг них кружились в несколько кругов. Затем дерево срубали, приносили в деревню и устанавливали на традиционное место проведения игрищ и хороводов. Здесь, в период «Уява» веселье с хороводами проходило каждый день с утра до позднего вечера.

Иногда представители каждой деревни устраивали свои круги, и соревновались между собой в мастерстве пения и удальстве танцев. Проводились спортивные состязания и веселые шуточные состязания. Во время «Уява» парни ближе знакомились со своими избранницами. Девушки же плели венки и гадали, находили, участвуя в хороводе, своих суженых, демонстрировали наряды и украшения.

Особенно торжественно проводили хороводы по пятницам и воскресеньям. Парни и девушки, взявшись за руки, ходили вокруг костра в такт музыке. После каждого куплета песни направление движения менялось. Каждой песне соответствовали свой рисунок движения, свои правила игры. Часто на эти хороводы приходила молодежь из соседних деревень со своими песнями и играми. Таким образом, репертуар песен и игр постоянно пополнялся. Приходили на хороводы и взрослые, и пожилые, и дети. Старики рассказывали о хороводах их молодости, напоминали старые песни и игры, а молодежь быстро их подхватывала, и почти забытая песня вновь начинала жить. Проводы  «Уява» совершали на восточной окраине селения.

Эволюция праздника происходила в сторону исчезновения дневного «Уява» и сопровождавших его запретов, а также в сторону сокращения времени проведения ночного «Уява». Постепенно ушли составляющие религиозной основы обряда (моления и жертвоприношения).

уяв

Уяв в Татарстане

Корни праздника «Уяв» уходят в глубину веков. Благодаря энтузиастам и фольклористам он стал одним из культурных брендов республики. Сегодня «Уяв» – это значимое событие в жизни всего многонационального народа Татарстана.

История проведения праздника «Уяв» восходит к языческим временам. Его возрождение относится к 1940-50 годам, когда сельские жители собирались после проведения весенних полевых работ и водили хороводы. С начала 90-х годов проведение традиционных праздников приобрело массовый характер, в каждом селе, городе, районе стали проводиться традиционные праздники народов Татарстана, в том числе чувашский празднк «Уяв».

Праздник традиционно проводится в одном из районов компактного проживания чувашского населения. Впервые на республиканском уровне «Уяв» прошел в 1993 году в с. Нижняя Кондрата Чистопольского района по инициативе клубных работников с приглашением участников фольклорных коллективов близлежащих районов: Алексеевского, Аксубаевского, Черемшанского, и Алькеевского.

С 2006 года праздник проводится в Нурлатском муниципальном районе, где  27% населения составляют чуваши. Они сумели сохранить и донести до наших дней самое большое богатство своих предков: традиции, обычаи, устное народное творчество, самобытную обрядовую культуру и фольклор. В этот день звучит много любимых чувашских песен, происходит знакомство с танцами, играми и песнями соседних деревень — и стар, и млад водят хороводы.

Чувашский праздник «Уяв» отметили в Татарстане

В числе организаторов праздника исполнительный комитет Нурлатского муниципального района, Министерство культуры Республики Татарстан,  Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, Чувашская национально-культурная автономия в Республике Татарстан под руководством Дмитрия Самаренкина.

Традиционно активное участие в празднике принимает делегация из Чувашской Республики. За время проведения значительно расширилась география и количество участников праздника. Поэтому праздник «Уяв» по праву можно именовать межрегиональным. В Нурлатском районе сложился определенный порядок проведения праздника, в который входят традиционные элементы. Праздник открывается ритуалом вбивания колышка в землю, что означает начало хорошего, доброго дела.

По чувашской традиции, прибывающих на майдан, гостей встречают фольклорные коллективы гостевой песней и национальным напитком – сыра. В этот день звучит чувашская музыка, чувашские песни, водятся хороводы, в которых принимают участие приехавшие коллективы. Для гостей действует выставка «Город мастеров», где широко представлены исконно чувашские виды декоративно-прикладного искусства: вышивка, деревянное зодчество, картины, рукоделие. Жюри подводит итоги конкурса в четырех номинациях: на лучший фольклорный коллектив, мастера ДПИ, национальное блюдо, национальный напиток. Конкурсные работы детей традиционно отмечаются поощрительными призами.

Чувашский праздник «Уяв» отметили в Татарстане

В рамках праздника проходит конкурс фольклорных коллективов Нурлатского района, где зрителям демонстрируются фрагменты чувашских обрядов: свадебного, колыбельной, посиделок. Победителей поощряют призами. Выступления фольклорных коллективов и исполнителей из республики и регионов проходят на двух сценических площадках, им вручаются памятные призы, альбомы с фотографиями праздников «Уяв». Не забывают и о самых маленьких зрителях. Для них обустроен городок «Летнее настроение». Кульминацией праздника является общий хоровод вокруг забитого в землю колышка в несколько колец с традиционными обрядовыми песнопениями. Завершается праздник конкурсом красоты и талантов «Уяв Пики».

Справка:

В Татарстане проживают более 126 тысяч чувашей. Являясь третьей по численности этнической группой в республике, чуваши играют видную роль в его культурной, общественной и экономической жизни. Активную работу по сохранению и развитию традиций чувашского народа проводят 23 национально-культурных центра, 238 библиотек. В 20 районах и городах Татарстана действует 53 чувашских дошкольных образовательных учреждения, 148 чувашских школ, где более трех с половиной тысяч детей обучаются на родном языке. В республике — около 100 чувашских творческих коллективов, 21 из которых удостоены звания «народный».

Информационный Центр ДДнТ















Дни рождения

16 мая
Гульнара Галиакберова
21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57