(11 июля 2020) Сегодня чуваши Татарстана отмечают «Уяв». Всю неделю продолжался онлайн-марафон, посвящённый одному из самых значимых праздников календарного цикла в чувашской культуре. Редакция портала Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана изучила историю праздника и его особенности.
О празднике
«Уяв» – это праздник весенне-летнего цикла, праздник чувашской культуры, народных традиций и обычаев, проходящий по окончании посевных работ. В его основе – общение, единение чувашского народа на основе исторических традиций, обращение к силам природы с просьбой о богатом урожае, обильном дожде, хороводах и игрищ. Слово «уяв» буквально означает «соблюдение» (от «уя» блюсти). Первоначально это слово означало просто соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любой праздник, любое обрядовое торжество.
Время проведения «Уява» в разных этнографических и территориальных группах определялось по-разному. Начало «Уява» совпадало с завершением весенних полевых работ, конец предшествовал летней страде – поднятию пара, сенокосу, и в любом случае – жатве. Период «Уява» длился 3, 5, 7 (обязательно нечётное число) недель. В разных местах увеселения и праздничные обряды также отличались. Так у верховых чувашей проводились традиционные сезонные молодежные хороводы, которые к концу XIX в. стали исчезать.
Средненизовые чуваши в «Уяв» обычно проводили большие общеродовые игрища. В материнскую деревню собирались жители всех дочерних деревень. Рядом с каждой материнской деревней на лугу, около рощи или на лесной поляне, было постоянное место для встреч молодежи, там устраивалась скамья для музыкантов. На поляну приезжали торговцы.
Низовые чуваши «Уяв» начинали в день «Семыка» и праздновали до Петрова дня. Взрослое население в это время соблюдало синсе (обряд бережения земли) и воздерживалось от каких-либо сельскохозяйственных работ. Традиционно проводились «Уявы» дневные и ночные. Для дневного «Уява» устанавливались 2 дня (пятница и воскресенье), или 3 дня (среда, пятница, воскресенье). Начинали с моления «Учук», завершали примерно через неделю молением о дожде. В течение этого времени соблюдались запреты на работы, связанные с землей, на ношение одежды тёмных тонов и из пестряди, на стирку, уборку помещений и мытьё. Также не разрешалось разжигать огонь, ставить самовар, есть горячую пищу. Питались заготовленной заранее едой, не подогревая её. Нарушители этих запретов подвергались наказаниям.
Ночной «Уяв» был в большей степени связан с хороводами и игрищами молодёжи. Такой «Уяв» отличался продолжительностью молодежных хороводов и игрищ. Дневной же «Уяв», выражался в соблюдении определённых запретов. Сроки проведения «Уява» и дни, в которые соблюдались запреты, устанавливались старейшинами села. Так разу после «проводов» усопших сородичей (обряд Семыка) молодые начинали водить хороводы.
В троицын день все парни и девушки собирались по улицам и шли на центральную площадь села. Каждая улица шла со своими песнями. Собравшись на центральной площади, молодежь уходила в лес к востоку от деревни, где парни выбирали подходящее дерево, а девушки украшали его цветами, венками, лентами, водили вокруг него хороводы. Вечерами под деревом жгли костры и вокруг них кружились в несколько кругов. Затем дерево срубали, приносили в деревню и устанавливали на традиционное место проведения игрищ и хороводов. Здесь, в период «Уява» веселье с хороводами проходило каждый день с утра до позднего вечера.
Иногда представители каждой деревни устраивали свои круги, и соревновались между собой в мастерстве пения и удальстве танцев. Проводились спортивные состязания и веселые шуточные состязания. Во время «Уява» парни ближе знакомились со своими избранницами. Девушки же плели венки и гадали, находили, участвуя в хороводе, своих суженых, демонстрировали наряды и украшения.
Особенно торжественно проводили хороводы по пятницам и воскресеньям. Парни и девушки, взявшись за руки, ходили вокруг костра в такт музыке. После каждого куплета песни направление движения менялось. Каждой песне соответствовали свой рисунок движения, свои правила игры. Часто на эти хороводы приходила молодежь из соседних деревень со своими песнями и играми. Таким образом, репертуар песен и игр постоянно пополнялся. Приходили на хороводы и взрослые, и пожилые, и дети. Старики рассказывали о хороводах их молодости, напоминали старые песни и игры, а молодежь быстро их подхватывала, и почти забытая песня вновь начинала жить. Проводы «Уява» совершали на восточной окраине селения.
Эволюция праздника происходила в сторону исчезновения дневного «Уява» и сопровождавших его запретов, а также в сторону сокращения времени проведения ночного «Уява». Постепенно ушли составляющие религиозной основы обряда (моления и жертвоприношения).
Уяв в Татарстане
Корни праздника «Уяв» уходят в глубину веков. Благодаря энтузиастам и фольклористам он стал одним из культурных брендов республики. Сегодня «Уяв» – это значимое событие в жизни всего многонационального народа Татарстана.
История проведения праздника «Уяв» восходит к языческим временам. Его возрождение относится к 1940-50 годам, когда сельские жители собирались после проведения весенних полевых работ и водили хороводы. С начала 90-х годов проведение традиционных праздников приобрело массовый характер, в каждом селе, городе, районе стали проводиться традиционные праздники народов Татарстана, в том числе чувашский празднк «Уяв».
Праздник традиционно проводится в одном из районов компактного проживания чувашского населения. Впервые на республиканском уровне «Уяв» прошел в 1993 году в с. Нижняя Кондрата Чистопольского района по инициативе клубных работников с приглашением участников фольклорных коллективов близлежащих районов: Алексеевского, Аксубаевского, Черемшанского, и Алькеевского.
С 2006 года праздник проводится в Нурлатском муниципальном районе, где 27% населения составляют чуваши. Они сумели сохранить и донести до наших дней самое большое богатство своих предков: традиции, обычаи, устное народное творчество, самобытную обрядовую культуру и фольклор. В этот день звучит много любимых чувашских песен, происходит знакомство с танцами, играми и песнями соседних деревень — и стар, и млад водят хороводы.
В числе организаторов праздника исполнительный комитет Нурлатского муниципального района, Министерство культуры Республики Татарстан, Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, Чувашская национально-культурная автономия в Республике Татарстан под руководством Дмитрия Самаренкина.
Традиционно активное участие в празднике принимает делегация из Чувашской Республики. За время проведения значительно расширилась география и количество участников праздника. Поэтому праздник «Уяв» по праву можно именовать межрегиональным. В Нурлатском районе сложился определенный порядок проведения праздника, в который входят традиционные элементы. Праздник открывается ритуалом вбивания колышка в землю, что означает начало хорошего, доброго дела.
По чувашской традиции, прибывающих на майдан, гостей встречают фольклорные коллективы гостевой песней и национальным напитком – сыра. В этот день звучит чувашская музыка, чувашские песни, водятся хороводы, в которых принимают участие приехавшие коллективы. Для гостей действует выставка «Город мастеров», где широко представлены исконно чувашские виды декоративно-прикладного искусства: вышивка, деревянное зодчество, картины, рукоделие. Жюри подводит итоги конкурса в четырех номинациях: на лучший фольклорный коллектив, мастера ДПИ, национальное блюдо, национальный напиток. Конкурсные работы детей традиционно отмечаются поощрительными призами.
В рамках праздника проходит конкурс фольклорных коллективов Нурлатского района, где зрителям демонстрируются фрагменты чувашских обрядов: свадебного, колыбельной, посиделок. Победителей поощряют призами. Выступления фольклорных коллективов и исполнителей из республики и регионов проходят на двух сценических площадках, им вручаются памятные призы, альбомы с фотографиями праздников «Уяв». Не забывают и о самых маленьких зрителях. Для них обустроен городок «Летнее настроение». Кульминацией праздника является общий хоровод вокруг забитого в землю колышка в несколько колец с традиционными обрядовыми песнопениями. Завершается праздник конкурсом красоты и талантов «Уяв Пики».
Справка:
В Татарстане проживают более 126 тысяч чувашей. Являясь третьей по численности этнической группой в республике, чуваши играют видную роль в его культурной, общественной и экономической жизни. Активную работу по сохранению и развитию традиций чувашского народа проводят 23 национально-культурных центра, 238 библиотек. В 20 районах и городах Татарстана действует 53 чувашских дошкольных образовательных учреждения, 148 чувашских школ, где более трех с половиной тысяч детей обучаются на родном языке. В республике — около 100 чувашских творческих коллективов, 21 из которых удостоены звания «народный».
Информационный Центр ДДнТ