«В истории Свияжского уезда Казанской губернии фамилия маркизов Паулуччи известна с 1869 года, — рассказывает Римма АБЫЗОВА, заведующая музеем Янки Купалы в Печищах. – На правом берегу Волги Паулуччи владели селами Гребени, где у них был винокуренный завод, Ключищи, где размещалось кирпичное производство, Матюшино, Ташевка, Шеланга… Им так же принадлежали несколько волжских островов, один из которых именно в честь Паулуччи стал называться остров Маркиз. В собственности этой семьи были конный завод, два трактирных заведения, рыбная лавка, каменоломни, сады, более 10 000 десятин земли. Это были настоящие предприниматели. Интересно, что итальянцев привлекла не Москва, не Санкт-Петербург, а наш край с его уникальной красотой и плодородными землями!».
Дело труба!
Мое знакомство с историей рода Паулуччи и их ролью в развитии Свияжского уезда началось на съезде с трассы Казань-Ульяновск. Здесь, на развилке на Нижний Услон, мы договорились встретиться с Риммой Абызовой и вместе поехать в село Ключищи. Заведующая музеем белорусского поэта Янки Купалы специализируется не только на его жизни и творчестве, Римма Юрьевна вообще большой патриот Верхнеуслонского района и проводит экскурсии в разных уголках своей малой родины.
— Я помню это место с детства, — подсаживается Абызова ко мне в машину и сразу начинает рассказ. – Когда еще не было моста через Волгу, его ведь только в 1991 году построили, не было тут асфальта. Но и дорога эта, и развилка существовали и были вымощены бутовым камнем. Кстати, бут еще в каменоломнях Паулуччи добывали!
Для рассказа об итальянских маркизах трудно придумать место лучше, чем Ключищи. Но здесь, на высоком волжском берегу, на красивых холмах, еще остались некоторые артефакты, дающие хоть какое-то представление о том, как итальянские маркизы вкладывались в развитие нашего края.
Ведь от их «предпринимательской империи» мало что сохранилось, что-то уничтожено в советские времена, что-то попало под каток «стихийного капитализма» 90-х годов прошлого века, когда земли вдоль Волги «осваивались» новыми богатыми. — Все эти земли, — Абызова показывает за окно автомобиля, где мелькают основательные заборы и большие частные дома, — принадлежали Паулуччи. — Потом, после революции, в их усадьбах и в домах прислуги располагались и госпиталь для раненых красноармейцев, и санаторий для туберкулезных больных, а потом – сельхозтехникум и училище бухгалтеров. Земли маркизов нарезали под дачи. В 90-х и нулевых началась активная застройка под коттеджи, старые постройки рушили, сады вырубали.
— А вот здесь был кирпичный завод маркизов, он разрушен, только труба, сложенная из старинного темного кирпича, похожая на памятную стелу, напоминает, что здесь было старинное производство, — сокрушается музейный работник. – Да и трубу периодически собственники земельного участка пытаются разобрать. Но пока стоит… Здесь Паулуччи делали кирпичи, дальше усадьба, сады. Все было облагорожено, и все находилось рядом.
Дорога к храму
Дорога бежит вниз, к Волге, и приводит нас к белоснежному высокому храму, около которого мы делаем первую остановку.
— История появления рода Паулуччи в этих местах, — продолжает Римма Юрьевна, — связана с другим весьма прославленным дворянским родом – Нарышкиных. Этот храм Рождества Иоанна Предтечи был построен в 1804 году помещиком Павлом Петровичем Нарышкиным, который принадлежал роду матери Петра Первого – Натальи Кирилловны. Именно она пожаловала эти земли предкам Павла Петровича в 1693 году. А еще Нарышкины построили в Ключищах господскую усадьбу, флигели — все это было в окружении прекрасного соснового леса. Стиль зданий – классицизм, его часто называют «нарышкинским стилем».
Первый придел храма был освящен в честь святой небесной покровительницы жены Павла Нарышкина — великомученицы Варвары. А через 80 с лишним лет, в 1890 – 1891 годах, к храму пристроили левый придел. Селом Ключищи к тому времени уже владели Александр Филиппович и Елизавета Михайловна Паулуччи, и именно они пожертвовали крупную сумму на эту стройку. В числе прихожан храма была Даша Севастопольская – уроженка Ключищ Дарья Михайлова, одна из первых военных медсестер.
— Старожилы рассказывали, — делится Римма Юрьевна, — что в эту церковь из Нижнего Услона приходил петь Федор Шаляпин в широкополой шляпе, в белом костюме! Есть сведения, что в колокольне были обнаружены картины и рисунки Николая Ивановича Фешина, перенесенные сюда с его летней дачи. В советские времена храм был разорен и закрыт, и только в 2011 году его восстановили на средства благотворителей.
Мы выходим из храма, который внутри оказался таким же светлым, как и снаружи, и мне кажется, что вся постройка словно парит над Волгой.
Приключения итальянца в России
— История рода Паулуччи в России, — продолжает рассказ Абызова, — началась с отца Александра-Николая Паулуччи – Филиппа Осиповича. Он был итальянским маркизом, сыном высокопоставленного австрийского чиновника, придворного императрицы Марии-Терезии и императора Иосифа II! Филипп Паулуччи родился в 1779 году в итальянском городе Модена на севере Италии. В 1794-м начал военную службу в армии Пьемонта, затем перешел в австрийскую армию. В начале 1806 года его военная карьера продолжилась в армии Наполеона, где в 27 лет Филипп получил звание полковника. Но уже к концу того же 1806-го Паулуччи уехал в Россию, и в марте 1807-го принят на службу в русскую армию в чине полковника и зачислен в свиту Императорского величества. Итальянский маркиз принимал участие в военных операциях против турок, участвовал в русско-шведской войне уже в звании генерал-майора. Командовал русской армией в Грузии. А во время Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Филипп Паулуччи возглавлял русские войска на границах России и Ирана. В том же 1812-м был назначен губернатором Риги и оставался им до 1821 года. А с 1821-го по 1829-й стал губернатором всей Прибалтики.
Интересно, что Паулуччи был последовательным ревнителем отмены крепостного права и добился определенных результатов на вверенных ему землях. В 1814 году по предложению Филиппа Осиповича были созданы комиссия по подготовке крестьянской реформы в Курляндии и аналогичная комиссия в Лифляндии. При его активном участии крепостное право в этих областях было отменено в 1816 году в Эстляндии, в 1817 году в Курляндии, в 1819-м — в Лифляндии, почти за 50 лет до знаменитого манифеста Александра II! А в 1829 году Паулуччи трижды безуспешно посылал в Петербург предложение об отмене крепостного права в Псковской губернии, которая так же была вверена его губернаторству.
В 1829-м, оставив службу, маркиз Паулуччи вернулся в Италию, где стал губернатором Генуи и командующим военным округом. Но история Паулуччи в России на этом не закончилась.
Маркиз и маркиза
— Так как же итальянские маркизы появились в Казанской губернии? – интересуюсь я.
— Сюда приехал сын Филиппа Осиповича — Александр-Николай Паулуччи, — поясняет заведующая музеем. – Александр родился и провел детство в Италии, в Генуе, но после смерти отца он оказался в России. Учился в Пажеском корпусе для детей аристократов, окончил в 1857-м и в чине корнета начал службу в лейб-гвардии гусарского полка. Но уже в 1961 году вышел в отставку.
Примерно в это же время он женился на Аделаиде Дмитриевне, наследнице дворянского рода Нарышкиных, а в 1865 году у них родился сын Александр Александрович Паулуччи. Аделаида Дмитриевна вскоре умерла, а Александр Паулуччи стал владельцем Свияжского имения, доходов и выкупных платежей с крестьян сел Шеланга, Гребени, Ташевка, Матюшино и Ключищи, которые ранее входили во владения Нарышкиных. В 1870 году маркиз Паулуччи вступил во второй брак, его избранницей стала Елизавета Михайловна Мартынова, кстати, племянница того самого Мартынова, что стрелял в Лермонтова. Так Елизавета Михайловна стала маркизой Паулуччи.
В 1877 — 1879 годах Александр-Николай участвовал в русско-турецкой войне, после окончания продолжил государственную службу в управлении конезаводства Министерства государственных имуществ до выхода в отставку в 1892 году.
Кстати, право пользоваться в России титулом маркиза Александру-Николаю Филипповичу Паулуччи было дано именным Высочайшим указом императора Александра III в 1890 году! Этот указ распространялся и на все потомство маркиза. А в 1893-м по определению и ходатайству казанского дворянского депутатского собрания род Паулуччи был внесен в 5-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии.
Так же и герб маркизов Паулуччи с золотым щитом, на котором изображены черный медведь, крест и аббревиатура S.P.Q.R – сенат и народ Рима, увенчанный маркизской древней короной, внесен в общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи!
Маркиз да сад
— Есть книга, — мы садимся в машину, и Римма Юрьевна достает листы — копии издания XIX века, с ятями. – Это справочник «Приволжские города и селения в Казанской губернии», издание 1892 года Казанского губернского статистического комитета. Вот тут видите: «Земли, лес и другия угодья по набережной линии реки Волги от села Нижнего Услона до деревни Лабышки Теньковской волости принадлежат маркизе Паулуччи», то есть большая часть правого берега! – восклицает музейный работник. – Даже в селе Нариман сохранилась старинная усадьба маркиза Паулуччи, правда она в ужасном состоянии. Таких летних резиденций было несколько.
А вот запись непосредственно про Ключищи: «Село много красит дом с усадьбой теперешней землевладелицы маркизы Паулуччи… Жители села Ключищи, кроме земледелия, занимаются, почти все, садоводством, ломкою камня для извести… мукомольным производством… окраской холста и ниток».
Здесь особенно выделяется садоводство. Видимо, именно в этих краях земля способствовала разведению плодовых деревьев. Я уверена, что многие саженцы, которые росли в ключищинских садах, были привезены из заграницы. Рядом с барским домом был яблоневый сад, а по периметру его окружили дубовой и липовой аллеями вперемешку с березами и соснами. Это делали вместо того, чтобы обносить усадьбу забором. Сейчас остались только липы, целая аллея. Давайте доедем, посмотрим на эту красоту!
Липы, яхты, острова
Мы едем немного назад, снова проезжаем мимо трубы кирпичного завода, ныряем в обычную с виду лесопосадку и оказываемся на знаменитой липовой алее Паулуччи. Первое ощущение – я оказался в декорациях к какой-то чеховской постановке XIX века. Ряды ровно посаженных лип, стройно уходящих к горизонту, как будто приглашают тебя не гулять, а именно прогуливаться в тени более чем столетних деревьев!
— Здесь 128 лип! — восклицает Абызова. – На одинаковом расстоянии друг от друга. Они были посажены в 1913 году, и это было время существенного подъема имения итальянских маркизов. Тот расцвет связан с приездом сюда Виктора Александровича Паулуччи, сына Александра Филипповича и Елизаветы Михайловны.
Он родился в 1873 году, а в 1892-м окончил Пажеский корпус. Служил в Кавалергардском полку и в 1894 году получил чин корнета гвардейской кавалерии. Был камергером Императорского двора. В 1873 году он поступил на гражданскую службу в общий департамент МВД и дослужился до чина титулярного советника.
В 1912 году Виктор Паулуччи со своей женой Марией Николаевной, дочерью русского дипломата, посла в Бельгии и Австро-Венгрии Николая Гирса, переезжает из Санкт-Петербурга в Казань, где селится в роскошном особняке М.С. Марко-Набокова на улице Гоголя, 4. Летом семья маркизов живет в сельских усадьбах в Шеланге, Верхнем Услоне, Ключищах и так далее.
Семья Паулуччи занимает видное положение среди высшего общества Казанской губернии. Маркиз с 1914-го по 1917 год является свияжским уездным предводителем дворянства, маркиза – попечитель женской гимназии Свияжска. Кроме всего прочего, Виктор Паулуччи известен как президент казанского яхт-клуба, он организовывает гонки на яхтах и яликах. На островах, принадлежащих маркизу Паулуччи, устраивали отдых для дворянского сословия. Здесь везде бурлила жизнь. Но… Предчувствуя революцию, семья маркизов Паулуччи эмигрировала из России, а для их усадьбы началось совсем другое, новое время.
За интересным рассказом мы не замечаем, как прошли по длинной липовой алее туда и обратно.
— Я очень люблю это место, — откровенничает Римма Юрьевна, — и когда привожу сюда экскурсии, всегда говорю, вдохните этот воздух, представьте себя в том времени, когда здесь гуляли аристократы, это фантастическое ощущение, ведь видеть и переживать эту связь эпох – намного сильнее, чем прочитать или послушать рассказ о том времени.
Роман УСАЧЕВ
ФОТО Элина АБЫЗОВА и из фондов Национального музея РТ
Журнал «Наш Дом – Татарстан» №3(075)