Дом Дружбы народов Татарстана посетили слушатели курсов профессиональной переподготовки «Социально-культурная адаптация и обучение русскому языку как иностранному несовершеннолетних иностранных граждан и других категорий обучающихся с миграционной историей», которые проводит Институт развития образования Республики Татарстан.

Директор Дома Дружбы Тимур Кадыров провёл экскурсию для учителей из школ Казани, Нижнекамска и Набережных Челнов.

Гости посетили интерактивный культурно-образовательный проект «Уроки Дружбы и согласия», а также урок русского языка для детей мигрантов, который проводится в Доме Дружбы.

Затем гостям был презентован опыт, направленный на социально-культурную адаптацию иностранных граждан и их детей. Тимур Кадыров также уделил внимание вопросам организации курсов русского языка для детей мигрантов.

«Как уже известно, с этого года в Татарстане действует система тестирования по русскому языку для поступления в школы детей мигрантов. Тестирование проводится ежемесячно,дети, не прошедшие тестирование, могут повторить попытку через три месяца. Для ускоренного изучения русского языка создана программа на 72 часа, которую можно пройти в 54 школах республики. Дом Дружбы народов Татарстана также является одной из площадок, на которой организованы курсы русского языка для детей иностранных граждан. Занятия ведут учителя школы №41 г. Казани. В ноябре 2025 года в Доме Дружбы обучение проходили 40 детей. Дополнительно в Доме Дружбы работает Многонациональная воскресная школа, где изучают родные языки и культуру , а также педагоги помогают детям адаптироваться в общеобразовательной школе», — обратился к учителям русского языка Тимур Кадыров.
Заместитель директора Многонациональной воскресной школы г.Казани Лейсан Сафиуллина рассказала об образовательных и культурных проектах, которые направлены на изучение родного языка, культуры и традиций народов проживающих на территории РТ.

«В 2025-2026 учебном году в Многонациональной воскресной школе ведется изучение предметов: родной язык (это языки народов Поволжья, грузинский, армянский, азербайджанский, ингушский, бурятский, тувинский, киргизский, таджикский, турецкий и т.д.) культура и традиции, хореография и вокал по 30 программам. На данный момент школа работает по двум направлениям: социально-педагогическое (деятельность по сохранению исторической памяти, культурного наследия и родного языка, формирование гражданской идентичности; межнациональные и межэтнические коммуникации) и художественно-эстетическое (задачи – расширять возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России). Одно из приоритетных задач данной направленности – это сохранение культурного наследия: фольклор, этнокультурные традиции народов России», — рассказала Лейсан Сафиуллина.
Опытом социально-культурной адаптации мигрантов, работы с родителями и детьми,а также правовой поддержки иностранных студентов поделился заместитель директора Дома Дружбы народов Татарстана Рафил Ахмадуллин.

«Наша главная задача — оказание содействия в реализации государственной национальной политики. На данный момент в 45 учебных заведениях Татарстана обучаются 23 тысячи иностранных студентов. Более 10 тысяч из них студенты КФУ.Казанский федеральный университет занимает 2-ое место по количеству иностранных студентов. Мы встречаемся с ними, разъясняем традиционные российские духовно-нравственные ценности, правила поведения в российском обществе и ответственность за участие и содействие террористическим организациям, разжигание социальной, национальной и религиозной розни. Кроме того, в республике очень много трудовых мигрантов, в течении года мы стараемся встретиться со всеми — встречаемся с ними на предприятиях которых они работают, а также проводим встречи по социально-культурной адаптации в Доме Дружбы, объясняем им все необходимые требования, которые они должны придерживаться находясь на территории Российской Федерации. Первым делом, доводим до всех информацию о необходимости соблюдения Конституции Российской Федерации», — поделился опытом Рафил Ахмадуллин.

Встреча прошла в формате дискуссии, учителя русского языка задавали интересующие вопросы, а также наметили вектор сотрудничества в работе с детьми мигрантов.

Информационный центр ДДНТ
