У разных народов существуют свои новогодние и рождественские персонажи. Дед Мороз из Великого Устюга — главный зимний волшебник в России. С 1998 года его родиной называют город в Вологодской области Великий Устюг. С 18 ноября 2005 года в России официально празднуют день рождения новогоднего волшебника. По наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы и вступает в силу настоящая зима.
Дед Мороз
Образ фольклорного Мороза, Карачуна, Трескунца, который считался языческим символом холода и зимы, в литературе впервые описал в 1840 году писатель Владимир Одоевский. Он издал сборник «Сказки дедушки Иринея», в котором одним из главных героев был Мороз Иванович. Старик жил в ледяном доме и спал на перине из пушистого снега. Подарки он не дарил, а серебряными пятачками награждал исключительно за службу. В поэме Николая Некрасова «Мороз — Красный нос» Мороз также был повелителем ледяного холода и пурги. Обходя свои владения, он любил хвастаться своей силой перед людьми. В пьесе Александра Островского «Снегурочка» Дед Мороз тоже — властный и жестокий старик. Поэтому поначалу имя Деда Мороза никак не связывали ни с Рождеством, ни с Новым годом. Образ сказочного волшебника, дарящего детям подарки, был создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей праздничные ёлки. Торжественный детский новогодний утренник провели в Харькове. На праздник Дед Мороз пришел со своей помощницей внучкой Снегурочкой. На роль Деда Мороза взяли актера одного из харьковских театров, а на роль Снегурочки — девочку из одного из кружков Дворца пионеров.
Кыш Бабай
В Татарстане героем новогодних праздников считают Кыш Бабая. Это не традиционный Дед Мороз, а самобытный сказочный татарский персонаж, герой тюркской мифологии — зимнее божество Тенгри, которое родилось в ночь с 21 декабря на 22. Именно в этот день тюркские народы праздновали Новый год. Торжество длилось несколько дней и заканчивалось только 1 января, в праздник Нардуган. Во время празднования Кыш Бабая сопровождали дочка Кар Кызы и его верные друзья Кар Малай и Кар Эби, а также добрые дух леса Шурале и дух воды Су Анасы. У Кыш Бабая есть своя резиденция в еловом лесу на берегу реки Ия, в 60 километрах от города Казани в селе Яна Кырлай.
Ямал Ири
Главный зимний волшебник Ямало-Ненецкого автономного округа — Ямал Ири. Этот сказочный персонаж воплотил в себе лучшие качества коренных народов Севера и носит исключительно национальную одежду и подпоясывается стильным национальным поясом, украшенным изделиями из кости мамонта. Кроме чудесного посоха, у него есть волшебный бубен из оленьей шкуры, звуки которого отгоняют злых духов. Живет северный волшебник в поселке Горнокнязевск (15 километров от Салехарда). Его верный друг и спутник — не Снегурочка, как принято, а собаки хаски.
Тол Бабай
Удмуртского Тол Бабая считают родственником алангасаров — великанов, которые жили на прикамских просторах еще до появления людей. Великан знает язык птиц и зверей, а также ему все известно о целебных свойствах растений. За сотни лет он изменил свой облик и приходит зимой к людям в образе мудрого Старца. Сначала он жил в деревне Титово, а после того, как там от наплыва гостей стало слишком тесно, он переехал в село Шаркан.
Йушто Кугыза
Марийский Дед Мороз живет вместе со своей внучкой Лумудыр в селе Кукнур, Сернурского района, Республики Марий Эл. На языке народа мари его имя означает «Холодный дедушка». Как утверждает историк, краевед, кандидат исторических наук Руслан Бушков. Йушто Кугыза раньше жил в большом каменном доме. Вместе с волшебником проживали его жена Йушто Кува, сын Поран и дочь Теле. Внешне Йушто Кугыза напоминает традиционного Деда Мороза. У него большая белая борода, длинный теплый белоснежный тулуп и рукавицы, украшенные национальным марийским орнаментом, меховая шапка с белым верхом и волшебный посох из дерева. Подпоясан он красным кушаком.
Уэс Дадэ
Кабардино-балкарского Деда Мороза зовут Уэс Дадэ (дадэ — значит «дедушка»). Вместо халата у кавказского старца — национальный костюм, посох ему заменяет традиционный для горца кинжал, а оленей — верный конь. За неделю до праздника Уэс Дадэ спускается с гор, чтобы поздравить жителей республики и вручить детям подарки.
Паккайне
Карельского Деда Мороза зовут Паккайне. Он вовсе не выглядит как дедушка. По легенде, это добрый молодец, который родился 1 декабря, в сильный мороз, когда его родители-купцы возвращались с ярмарки. Он рос не по дням, а по часам, и к концу своей первой зимы превратился в статного юношу и занялся торговлей. Паккайне скупал у олонецких мастериц кружева, выгодно продавал их в других городах, а в свою лавку привозил заморские сладости и разные диковинки. Когда становилось ему скучно, он отравлялся путешествовать.
Чысхаан
Сказочного персонажа в Якутии называют Чысхаан. Он выглядит как старец с длинной бородой. Современный образ якутского повелителя холода появился в 1990-х годах. Статуэтку Чысхаана создал на республиканском конкурсе «Создание символа Полюса Холода» житель Оймяконского района Семен Сивцев, а костюм современного Чысхаана создала в 2002 году якутский модельер Августина Филиппова. Он состоит из кафтана и нагрудника, украшенных традиционными эвенкийскими и якутскими орнаментами, а также шапки с огромными рогами.
Саган Убген
Саган Убген (Сагаан Убугун) — бурятский зимний волшебник. По преданиям, он уже родился стариком — такое наказание выбрали волшебники для его матери, которая отказалась дать им попить воды. Главный волшебник Бурятии живет в резиденции, расположенной в Этнографическом музее народов Забайкалья в Улан-Уде. Бурятского Деда Мороза легко отличить от других волшебников-дарителей по посоху. Он у него с головой дракона, а его белая шуба и меховая шапка украшены национальным бурятским орнаментом.
Якшамо Атя
Мордовский Дед Мороз Якшамо Атя живет в резиденции в селе Кивать Кузоватовского района. Гостей он встречает в кафтане с мордовским орнаментом, белой рубахе, с посохом с рогатиной на конце.
Хель Мучи
Чувашский Дед Мороз — самый музыкальный зимний волшебник. Он играет на древних народных инструментах и сам их делает. У Хель Мучи также есть сундук, исполняющий желания, говорящий самовар. Помощницей у дедушки служит Юр Пике (Снегурочка).
Соок Ирей
В Туве роль новогоднего волшебника играет Соок-Ирей. Он пришел из тувинской «Легенды о сотворении мира». Он одевается в одежду синего и белого цвета, такого же, как снег и лед, а спутницей и помощницей зимнего волшебника является Тугэни Энекэн (Матушка-Зима).
Кöдзыд Пöль
В республике Коми доброго волшебника зовут Кöдзыд Пöль. Он живет в Финно-угорском этнопарке в селе Ыб. Коллега Деда Мороза одет не в тулуп, а в короткую куртку, почти как у финского Йоулупукки, на голове у него небольшая шапочка, а борода разделена на несколько завитых частей.
Эхээ Дыыл
Якутский Дед Мороз — Эхээ Дьыл — живет в районе поселка Оймякон, где температура зимой опускается до -71 градуса по Цельсию. Вместе с ним живет его жена Кыхын Хотун, которая ведает зимним временем, и три дочери Саасчана, Сайыына и Кyхyyнэй. Они распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности. В помощниках у Эхээ Дыыл — старшая внучка Хаарчаана, покровительница снега. Есть у волшебника еще и питомец — огромный и сильный бык. Осенью он выходит из океана и начинает отращивать рога. Согласно поверью, чем длиннее вырастут рога у быка — тем сильнее будет мороз в Якутии.