(20 апреля 2016) О прошедшем заседании Казанской городской Думы в материале Бизнес-Online.
«Хәерле иртә!» — приветствовал сегодня митрополит Феофан собравшихся в зале казанской Ратуши. «Аминь!» — вторил ему Метшин, что в переводе значит «истинно» и принято в христианстве, исламе и иудаизме. «Шалом!» — приветствовал всех главный раввин Казани. А верховный муфтий РТ Камиль Самигуллин, поздоровавшись по-русски, довольно долго говорил на татарском. Так депутаты Казгордумы обсуждали сегодня создание условий стабильности мира и согласия в столице Татарстана.
ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ: ДАМИР ФАТТАХОВ ОТВЕТИЛ ЗА ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Сегодня с тонкого вопроса сохранения условий межнационального и межконфессионального согласия в столице Татарстана началась VI сессия Казгордумы. Казанская ратуша по этому случаю распахнула двери перед гостями, среди которых оказались не только чиновники республиканского уровня (например, глава совбеза Айрат Шафигуллин или ответственный за внутреннюю политику казанского Кремля Александр Терентьев), но и лидеры трех главных конфессий. Перечислив присутствующих, председательствовавший на сессии мэр Ильсур Метшин дал слово свежеиспеченному первому замруководителя исполкома — и на трибуну вышел Дамир Фаттахов.
Начав с известного выражения Габдуллы Тукая о Казани — яркой и вдохновляющей, лучистой и динамичной, Фаттахов заметил, что столица Татарстана — один из самых многонациональных и многокофессиональных городов России. Здесь живут 115 национальностей, действуют 35 национально-культурных организаций, 172 религиозные общины. В вузах учатся 7 тыс. различных представителей народов со всех континентов земного шара, и число иностранцев, приезжающих в Казань, постоянно растет. Так что опыт спокойной жизни всего этого разнообразия крайне важен и обеспечивается все это не только традициями, но и всесторонней работой — как самого общества, так и властей.
Фаттахов не стал вспоминать о бурлении площади Свободы, о событиях 90-х, едва не взорвавших центр России в сложные переходные времена. Он напомнил, что в Казани действует сейчас программа укрепления гражданского согласия на 2014 — 2018 годы, нацеленная на сохранение государственных языков, формирование толерантного сознания, гражданского единства, профилактику экстремизма и так далее. А в раздаточных материалах у депутатов оказались результаты опроса 400 казанцев старше 18 лет, касающегося этих вопросов. Судя по всему, все в этой сфере стремится к относительному благополучию. Замер на уровне 2% показатель негативного восприятия другой конфессии, до 37% опрошенных спокойно относятся к межэтническим бракам (или, по крайней мере, не чувствуют негатива — 22%). А более 86% не видят препятствий для проявления своего вероисповедания.
«Сегодня в этом зале присутствуют представители основных конфессий, это не случайно, — подчеркнул Фаттахов. — Во многих вопросах мы работаем рука об руку, и очень важно, что общество и религиозные организации не просто сосуществуют, а взаимодействуют, обогащая друг друга».
Фаттахов, разумеется, сыпал цифрами и названиями. Он перечислял количество церквей и мечетей — как оказалось, в Казани, помимо мусульман, христиан и иудеев, есть также бахаи, кришнаиты и буддисты. Есть где учить детей: действуют национальные школы, а, к примеру, иудейская находится в Старо-Татарской слободе. Все семиклассники проходят, как оказалось, как минимум двухчасовой урок в Доме дружбы народов. Перечислил первый зам массу различных национальных и культурных мероприятий — кряшенский Нардуган и русскую Масленицу, тюркский Науруз и иудейскую Хануку, крестные ходы и Уразу-байрам, Рождество и Пасху, реконструкцию мечетей и храмов, а также иудейской синагоги. 1800 различных мероприятий прошло в Казани в 2015 году. «Доля жителей города, положительно оценивающих состояние межэтнических отношений в городе, оказалась весьма высока. К представителям иной этнической группы у 66 процентов жителей Казани положительное отношение (в 2014 году подобный показатель был 65 процентов)», — отметил Фаттахов. Он упомянул и указ президента РТ Рустама Минниханова о создании Болгарской исламской академии и воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери под Кремлем, назвав его самым важным событием года.
«Провокации, усиление экстремизма, попытки разделить людей по национальным, конфессиональным, расовым признакам между тем в мире усиливаются, — добавил нотку тревоги докладчик. — И в этих условиях необходимо еще больше работать — не для галочки, а для укрепления базового фундамента благополучия и согласия общества, гражданского согласия в Казани».
«МЫ НЕ ПРИЗЫВАЕМ ЛЮБИТЬ ВСЕХ, ДРУЖИТЬ СО ВСЕМИ, НО…»
«Будут ли вопросы к докладчику?» — поинтересовался Метшин. Увидев руку, кивнул: «Пожалуйста, депутат…» Поднялся с места меж тем ни кто иной, как Дмитрий Бердников. «Он не депутат!» — внесла поправку вице-мэр Людмила Андреева. «Типун на язык!» — оговорился градоначальник, дав-таки слово записному кандидату на любых выборах как в Татарстане, так и за его пределами.
А Бердников, порадовавшись тому, что живет в столь хорошем Татарстане, спросил, почему некоторые люди уезжают на территорию ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.). Ведь они, возвращаясь, представляют угрозу для общества. А заодно он уточнил, как исполком с этим борется. Фаттахов ответил, что подробно рассказал о работе с общественными организациями, задача которых как раз — разъяснить суть тех или иных событий, дать человеку информацию о ситуации, а уж если человек принял то или иное решение, это никак не прокомментировать с трибуны…
«Дешевая национальная политика дорого обходится государству», — процитировал высказывание известного политика Рамазана Абдулатипова директор Дома Дружбы народов Татарстана, депутат Госсовета РТ Ирек Шарипов. Он тоже перечислил серию праздников, рассказал о работе Дома Дружбы. «Человек страшится того, чего не знает», — привел Шарипов еще одну цитату — на сей раз Виссариона Белинского, добавив о сайте своей организации и о том, как в регионах копируют опыт Татарстана в части создания подобного дома дружбы народов. Конечно, не все гладко: не хватает системности в освещении национальных вопросов, а представители диаспор часто фигурируют в криминальных новостях — упоминание национальности при этом становится причиной напряженности. «Мы не призываем всех любить — любовь может быть и безответной. Мы не призываем дружить со всеми — другом станет не каждый, — резюмировал он. — Но уметь жить в согласии нужно всем нам в нашей многонациональной стране».
ПРИТЧА МИТРОПОЛИТА, СРАВНЕНИЕ МУФТИЯ И ИСТОРИЯ РАВВИНА
А затем к трибуне поочередно вышли главы трех конфессий.
«Хөрмәтле дуслар! Хәерле иртә!» — поприветствовал всех митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Он прибег к татарскому легко и непринужденно, причем если и с акцентом, то, что называется, с городским. В обычной своей разговорной манере митрополит рассказал древнегреческий миф о яблоке раздора, когда во время свадьбы покровительницы рек и морей Афродиты богиня раздора Эдита бросила между трех богинь — Афродитой, Герой и Афиной — яблоко с надписью «Самой красивой». Закончилось это, как известно, войной и гибелью Трои, завершил притчу Феофан. Ибо ни одна из трех богинь не могла уступить.
«Очень часто в наше общество подбрасывают яблоки, — перешел к дню сегодняшнему глава Татарстанской митрополии. — Яблоки красивые и соблазнительные, и нередко на яблоках написано «Самый справедливый», «Самый честный», «Твоя религия самая лучшая», «Твоя национальная община самая богатая». А суть одна: если ты — самый, то остальные пониже! В наше время эти яички золотые с прекрасными словами нередко подбрасывают нам извне — даже из-за пределов нашей страны, и мы поступаем по неразумию… Я полностью согласен — да, у нас многое делается, но самое главное, чтобы это наше «вместе» было не только отчетной декларацией на торжественных форумах, а чтобы оно «вместе» было в повседневной нашей жизни».
Феофан рассказал о желании провести совместный лагерь православной и мусульманской молодежи. Выразил благодарность Минниханову за взвешенное решение по строительству Болгарской исламской академии и «великую идею» воссоздания собора. Призвал к отсутствию перекосов. И предложил депутатам исключить всякое упоминание национального, конфессионального признака в дебатах — в конце концов, на осенних выборах в Госдуму. «Путь предвыборный и путь, который должен еще раз засвидетельствовать: Татарстан — это лучшая республика по сохранению мира и согласия. Где бы я ни был, я всегда открыто говорю: вы говорите, как устроить мир? А мы можем практически показать, как мы умеем жить… Храни мир, Татарстан! А мы будем все вместе!»
«Аминь!» — отозвался Метшин под аплодисменты зала, предоставив слово муфтию ДУМ РТ Камилю хазрату Самигуллину. Видимо, по зеркальной аналогии с выступающими, которые начинают с татарской формулы приветствия, муфтий, прежде чем говорить по-татарски, поприветствовал всех на русском. Он напомнил, что кровь человеческая едина: нет различий, а потом объяснил, почему все народы разные: чтобы мы могли познать друг друга. Всевышний дает в Коране именно такое объяснение. И кто лучше, кто благороднее — татарин ли, русский, мариец, чувашин? Нет, это наиболее богобоязненный, подчеркнул Камиль хазрат. Казань — город, где звуки азана вплетаются в голос колоколов, еврейская школа находится в Старо-Татарской слободе, а храм старообрядцев соседствует с католическим. И этим никого в Казани не удивить, и это серьезное достижение, которого нет у либерального Запада.
«Рәхмәт, хөрмәтле хазрат», — поблагодарил Метшин, давая слово главному раввину Татарстана Ицхаку Горелику. Ребе не стал мудрствовать лукаво, объединив все приветствия в одно. «Шалом! — сказал он. — Добрый день! Каждый из нас, любой нормальный человек, пытается соблюдать здоровый образ жизни — кушать правильные вещи, заниматься спортом, кошерное питание… Каждый из нас хочет быть здоровым!»
По мысли Горелика, это все прекрасно, но не все зависит от нас — есть и другие люди. Да, мы можем соблюдать правила у себя, но другие люди соблюдают иные правила или не соблюдают никаких, что оказывает влияние и на нас. И есть общая аура, общая атмосфера, которую мы создаем все вместе, — это духовный слой жизни общества.
«Я приехал сюда, когда только начали разговаривать, что надо жить вместе, что все хорошие, что все религии важны. То поколение жило совсем по-другому, и это были просто слова. Их произносили много раз. И те дети, которые тогда родились, это было 20 лет назад, — сейчас это новое поколение. Это дети, которые живут и дышат правильным воздухом. И за это я хочу сказать всем спасибо! И не только за разговоры, а за дела. Мы ощущаем, что мы просто живем здесь, в Казани, просто так живем и можем развивать каждый свою религию. Мы настоящие партнеры. И когда мы отмечали 100 лет нашей синагоги — это был общий праздник. Для нас для всех. Это продолжается, хотя каждый из нас живет по-своему, по своим правилам, другой человек правильно живет по своим правилам. Спасибо за это всем нам».
УВАЖЕНИЕ К ИНОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ВАКЦИНА ОТ ЭКСТРЕМИЗМА
Резюмируя все выступления, Метшин назвал равное уважение к чужой культуре вакциной от националистических проявлений.
«Сегодня в этом зале находятся представители религий, правоохранительные органы, участники созидательной работы. Я бы даже сказал, что это не работа, а нравственная воля нашего многонационального народа — жить в согласии, — заявил мэр. — И я благодарен всем, кто причастен, в первую очередь горожанам. Но сфера межнациональных отношений весьма хрупкая, мы видим, как мир сегодня сотрясают конфликты на межнациональной почве. Возникают колоссальные миграционные потоки, новые угрозы. От нас требуется особое внимание к этим вопросам».
Необходимо и дальше воплощать в жизнь политику создания равных условий для всех национальностей, создания целостной системы образования, сохранения культурного, национального наследия РТ.
«Наш долг — научить детей ценить, беречь и развивать нашу историю, язык, культуру, традиции народа. Равное уважение к чужой культуре — лучшая вакцина от любых экстремистских проявлений», — сказал Метшин.