(26 июня 2021) В многонациональной России словом «сабантуй» часто обозначают весёлые и шумные посиделки. Но на самом деле это исконно национальный праздник, причём приуроченный к определённому времени года.
В нашей стране Сабантуй празднуют башкиры и татары, причём — с особым размахом. Иначе никак: ведь Сабантуй знаменует окончание весенних трудов и наступление долгожданного лета. В переводе с татарского «сабантуй» («сабан туе» или «сабан байраме») — это «свадьба плуга».
Сабантуй исторически длился долго, начинаясь весной и заканчиваясь уже ближе к лету. Сегодня положение дел несколько иное и праздник проводят одним днем.
Традиции праздника
Традиция проведения Сабантуя подразумевает обязательную уборку в доме и сбор подарков накануне праздника. Само празднование и место, где оно проводится, называется одинаково — майдан. Здесь расставляют столы с угощением и всё, необходимое для соревнований. В Казани Сабантуй обязательно открывает речь президента республики, после чего начинается культурная программа с музыкой и танцами. После настаёт время спортивных состязаний, за победу в которых участники получают призы. Самая зрелищная часть состязаний — последняя, в которой бойцы-батыры сражаются друг с другом в национальной борьбе. Традиционный приз для последнего финалиста — живого барашка — вручают и по сей день, хотя в последние годы его всё чаще дополняют чем-то более крупным, к примеру, автомобилем. Веселье на майдане проходит с позднего утра и до середины дня. Конные соревнования на татарском празднике Сабантуй являются своего рода «гвоздем программы». Это идет еще с древних степных Сабантуев, где конные соревнования были весьма разнообразны. Например, в них обязательно входила так называемая спортивная джигитовка, которая состояла из выполнения на скаку разнообразных сложных спортивных приемов.
Мастерство наездников также заключалось в умении: стрелять по цели из лука, метать копье, забрасывать аркан на мишень, заарканивать коня, поднимать с земли мешочек с деньгами или другими мелкими предметами, бросать кольца или снимать их. И все эти действия, конечно, производились исключительно на полном скаку.
Если конные соревнования, национальная борьба, лазание на столб и борьба на руках подразумевают физическую подготовку, то в других состязаниях, например, в бое с мешками, наполненными соломой или опилками, может участвовать любой желающий из числа зрителей. И, в основном, из такого рода соревнований уже начинается юмористическая и веселая сторона спортивного Сабантуя.
На Сабантуе можно увидеть большое количество разнообразных соревнований, в каждом из которых может участвовать и получить приз любой желающий. Среди них: борьба на руках; выжимание гири; бой мешками, наполненными соломой; разбивание горшков с закрытыми глазами; перетягивание каната или палки; хождение по наклонному бревну; влезание на верхушку столба; бег с ведрами, наполненными водой; бег с куриным яйцом; бег в мешке; парный бег двух человек с привязанными друг к другу ногами; доставание ртом монеты из катыка (кефир); ловля руками живой рыбы; ловля курицы; распил бревна и т.д.
Сабантуй сопровождается выступлением творческих музыкальных коллективов, национальными танцами, демонстрацией быта и уклада жизни татар, творчества народных умельцев, приготовлением национальных блюд.
После обеда начинается более молодёжная и менее официальная часть Сабантуя («вечерний Сабантуй»).
История праздника
В советское время Сабантуй не очень-то одобрялся, а многие традиционные действия были запрещены. Сегодня всё обстоит с точностью до наоборот: все три президента РФ в разное время присутствовали на казанском Сабантуе и даже самолично принимали участие в конкурсах.
Этот древний праздник Сабантуй не имеет точной даты празднования. Однако еще в 921 году сам праздник описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада, но, как правило, проводится в промежутке между последними числами мая и конца июня.
В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш, и, конечно, конные скачки.
Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.
Наши дни
В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
Сабантуй в Татарстане и мире
В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю — в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.
Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
С 2001 года в различных городах России проводится Федеральный Сабантуй. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.
Сабантуй в столице Татарстана — Казани — последний из длинной череды праздников, которые проходят по всей Республике. С конкретной датой обычно подгадывают к воскресенью: официального дня для Сабантуя нет. Исторически Сабантуй был наполнен множеством обрядовых действ, которые выполнялись в строгой последовательности. В их число входили и покраска яиц, и хождение по гостям, и сбор продуктов для совместного приготовления определённых праздничных блюд. В наши дни всё стало немного проще, но тоже весело: Сабантуй в Казани — это народные гуляния, угощение и игрища. В последние годы мероприятия часто проходят за городом.
Сабантуй сегодня
В этом году основное действо «праздника плуга» пройдет на традиционной площадке в Березовой роще в поселке Мирном, также праздничные площадки развернутся в Дербышках, на Казанском ипподроме и в лесопарке у озера Лебяжьего. Напомним, по указу Президента Татарстана Рустама Минниханова, на селе Сабантуй прошел 12 июня, в Набережных Челнах празднование состоялось 19 июня, в Казани — сегодня, 26 июня.
Информационный центр ДДнТ