Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Константин Толкачев: «На стыке Европы и Азии»

Константин Толкачев: «На стыке Европы и Азии»

admin 01.12.2015

(15 декабря 2015) Председатель Государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан, профессор Константин Толкачев дал интервью Евразийскому юридическоу журналу.

Константин Борисович Толкачев родился 1 марта 1953 года в городе Новокузнецке Кемеровской области. Трудовую деятельность начал в 1970 году подручным сварщика труб на Кузнецком металлургическом комбинате. С 1971 по 1973 год служил в рядах Советской Армии в танковых частях Северной группы войск на территории ГДР. Окончил Рязанскую высшую школу МВД СССР, Академию МВД СССР. В 1977–1996 гг. занимал руководящие должности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. С августа 1996 года по 2003 год К.Б.Толкачев являлся начальником Уфимского юридического института МВД России.

С марта 1999 года К.Б.Толкачев является депутатом Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. Избирался Председателем Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан второго, третьего и четвертого созывов. В 1999–2001 гг. – член Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель представителя Российской Федерации в Палате регионов Конгресса местных и региональных властей Европы.

Член Совета законодателей Российской Федерации. Является председателем Комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Башкортостан, членом Президентского Совета Республики Башкортостан.

К.Б.Толкачев – доктор юридических наук, профессор, автор более трехсот научных работ. С 2002 года – действительный член Академии юридических наук Российской Федерации. В 2005 году избран профессором Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Лауреат VIII Всероссийского конкурса «Карьера–2001» в номинации «Достоинство и авторитет».

Член Всероссийской политической партии «Единая Россия». С 2009 года – секретарь политсовета Башкортостанского регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия».

В последние годы парламент Башкортостана приобрел признание и особый авторитет в вопросах развитости и полноты системы регионального законодательства среди субъектов Российской Федерации. Как законодательство помогает региону решать свои задачи, каковы взаимоотношения парламентариев Башкортостана с исполнительными органами государственной власти, какие отношения связывают Государственное Собрание с Федеральным Собранием Российской Федерации, получается ли между ними продекларированное конституционное партнерство? Об этом и не только Константин Толмачев рассказал в интервью.

– Константин Борисович, Башкортостан занимает поистине уникальное положение на самом стыке Европы и Азии. Как отражается этот географический фактор на жизнедеятельности одного из крупнейших субъектов Российской Федерации? 

– Действительно, Башкортостан расположен на территории как Европы, так и Азии. Такое выгодное размещение нашей республики на основных магистралях между севером и югом, западом и востоком, особое евразийское направление в экономической стратегии нашего Башкортостана дает возможность создать благоприятный инвестиционный климат в нашем регионе.

Руководство нашей республики осознает, что в перспективе Азия в экономическом смысле приобретет такое же значение, каким обладает Европа. Мы наблюдаем сегодня, что Башкортостан, Татарстан, Свердловская и Оренбургская области, как наиболее сильные регионы России, являются важнейшими экономическими сегментами Российской Федерации для взаимовыгодного сотрудничества двух континентов – Европы и Азии. Если говорить о роли юридического сообщества в этих процессах, то в наиболее концентрированном смысле она отмечена в предыдущем номере Евразийского юридического журнала Президентом Межрегиональной ассоциации юридических вузов России, президентом УрГЮА, профессором В.Д.Переваловом.

Безусловно, главы представительных органов субъектов Российской Федерации совместно с членами Межрегиональной ассоциации юридических вузов России активно участвуют в работе Европейско-Азиатского правового Конгресса с момента его возникновения как важнейшего инструмента в реализации весьма значимых проектов, отвечающих национальным интересам как каждого государства в отдельности, так и всего мирового сообщества.

-Принят ряд мер со стороны федерального центра с учетом рекомендаций данного правового Конгресса по поиску путей превращения территории указанных субъектов РФ в «зону свободного предпринимательства», что могло бы дать мощный толчок для еще большего экономического эффекта нашим регионам, расположенным на стыке Европы и Азии.

Следует напомнить: еще 10 декабря 2000 года Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан подписали Декларацию об учреждении международной организации – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Спустя десять лет мы с удовлетворением отмечаем, что, несмотря на ряд издержек, все же происходит сближение и унификация национальных законодательств этих стран, приняты решения консолидированного характера по увеличению совокупного экономического потенциала договаривающих сторон, проведена структурная перестройка экономики с целью их взаимодействия в условиях интеграции.

Заключены важнейшие договоры по регулированию таможенных соглашений, решаются вопросы взаимных расчетов с использованием единой валюты – российского рубля. Все это значительно смягчило последствия глобального экономического и финансового кризиса и способствовало росту экономических связей не только России, но и ее субъектов, в том числе Башкортостана, со странами СНГ.

Усилия по реализации совместных программ экономического развития субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ, способны превратить их в своего рода метрополию, т. е. «ближнюю Европу», для стран Средней Азии, а также Белоруссии, Украины, входящих в СНГ, и стран Прибалтики, входящих в ЕС. Тесные экономические взаимосвязи являются гарантией безопасности и роста доверия по отношению друг к другу. Несмотря на финансово-экономический кризис, Башкортостан, находящийся на стыке Европы и Азии, имеет, как признают аналитики, стратегическое значение в современных глобализационных и региональных интеграционных процессах.

О возрастании роли реализации экономических функции  субъектов  Российской Федерации наглядно было подтверждено блестяще  прошедшие в текущем году в  «Саммиты ШОС и БРИКС в Республике Башкортостан, которые минимизируют последствия непродуманных санкции со стороны отдельных западных стран. Считаю ,  что  в условиях  экономически и технологически   друг с другом  интегрированных  членов ВТО,   подобные  экономические барьеры , причем преимущественно  по политическим  мотивам  является нонсенсом и противоречит Положениям ВТО.

— Существуют тесные контакты Республики Татарстан и Республики Башкортостан. Они не только являются соседними республиками, обладающими одинаковым статусом, но татар и башкир сближает сходство культуры, языка и религии. Между Башкортостаном и Татарстаном заключены официальные договоры по самым разнообразным сферам в том числе нефтяной промышленности, культуры, образования.

Я помню  еще в 2000-м году, когда велась подготовка к подписанию Протокола о дальнейшем развитии сотрудничества между Государственным Собранием Башкортостана и Государственным Советом Татарстана, очень важного документа, который наметил перспективы взаимоотношений между парламентами двух соседних республик на длительный период. Надо сказать, что отношения между нашими парламентами сложились какими-то особенными, я бы их назвал даже идеальными. Это объясняется целым рядом причин — близостью истории, языка, культуры и традиций башкир и татар, схожестью ментальности наших народов, примерно одинаковым уровнем развития двух субъектов Российской Федераци.  

С тех пор состоялись десятки встреч, совещаний и переговоров с участием моего коллеги Председателя Госсовета РТ, Председателя Ассамблеи народов Татарстана Фарида Хайрулловича Мухаметшина. Жизнь наглядно показала, что практически мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами, поэтому опыт ближайших соседей важен и необходим. Несомненно, все эти контакты положительно повлияли на законотворчество обеих республик и способствовали развитию российского федерализма и регионализма, которые безусловно способствовали гармонизации этноконфессиональных отношений в обеих республиках, где компактно проживает более 100 различных национальностей, народностей нашей необъятной страны.

Должен сказать очень деловые,  в то же время сердечные отношения установлены между первыми  руководителями  двух республик, так  2 сентября в Казани  Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Особенности разведки и разработки месторождений нетрадиционных углеводородов», которая проходит в рамках XXII Татарстанского нефтегазохимического форума.

Пользуясь предоставленной возможностью  хочу привести выдержку из вступления на нем  Главы Башкортостана где,  он сказал буквально следующие: «..приветствую от имени Республики Башкортостан всех участников и гостей XXII Татарстанского нефтегазохимического форума. Пользуясь случаем, хочу сердечно поздравить Вас, Рустам Нургалиевич, и всех жителей республики со знаменательными датами – 95-летием образования Татарской АССР и 25-летием принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан.

Мы две не просто соседние, а по-настоящему братские республики. Искренне радуемся значимым успехам Татарстана во всех сферах жизни. Эти успехи достигнуты во многом благодаря тому, что во главе республики стоит эффективный лидер, энергичный и современный руководитель. Рад, что имеющие богатую историю отношения дружбы между нашими народами, экономические и культурные связи сегодня динамично развиваются на благо  всех народов Российской Федерации»

– Сегодня Республика Башкортостан по основным макроэкономическим показателям входит в первую десятку регионов России. Республика имеет большое количество собственных хозяйственных систем во многих отраслях экономики, органически включенных в российский хозяйственный комплекс. 

Если обратиться к статистике, республика по праву занимает 5-е место по вводу жилых домов; 6-е – по объему платных услуг населению, 7-е – по обороту розничной торговли, 8-е – по объему инвестиций в основной капитал; 9-е – по объему валового регионального продукта и строительных работ. Мы видим, что в этих успехах отражается и общероссийская тенденция постепенной трансформации экономики к социально-ориентированной рыночной экономике. Процесс углубления рыночных преобразований сопровождался решением важнейших задач сохранения и наращивания имеющегося производственного потенциала, усилением социальной ориентированности экономики, правового регулирования предпринимательской деятельности.

Наиболее значимым для сопровождения проектов экономического блока был ряд пакетов нормативно-правовых актов. Среди них Закон РБ «О промышленной политике», Закон РБ «О приватизации государственного имущества в Республике Башкортостан», Закон РБ «О развитии малого предпринимательства», Закон РБ «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов», Закона РБ «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан», Закон РБ «О коневодстве», Закон РБ «О пчеловодстве», Закон РБ «О продовольственной безопасности» и другие.

Следует сказать и о том, что в начале первого десятилетия нового века значительно обновилась Конституция РБ, что было обусловлено воздействием изменений, происходящих в конце XX – начале XXI в., и необходимостью развития системы республиканского законодательства в соответствии с общефедеральной законодательной системой и нормами международного права.

– Константин Борисович, для читателей журнала, ориентированного на евразийскую аудиторию, было бы интересно узнать о народе, имя которого носит республика.

В Республике Башкортостан живет и трудится более 130 национальностей, принадлежащих к различным конфессиям и социальным группам, очевидно, это находит свое отражение в деятельности Парламента как высшего законодательного органа республики. Во многом благодаря взвешенной позиции руководства республики в советский (да и постсоветский) период и по сей день сохраняется достаточно стабильная ситуация в межнациональных отношениях, позволяющая в общем избежать межнациональных разногласий. По всеобщему признанию, четырежды орденоносная республика является одним из наиболее развитых в социально-экономическом отношении регионов среди  субъектов Российской Федерации.

Если взглянуть на историю нашей республики, то, по утверждению ученых-историков, первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в сочинениях Геродота (V в. до н. э.). На карте Птолемея (II в. н. э.) показана река Daiks (ныне р. Урал). Ценные сведения содержатся в сочинениях Саллама Тарджемана (IX в.) и Ахмеда ибн-Фадлана (X в.); ал-Балхи (X в.), которые писали о башкирах как о народе, разделенном на две группы, одна из которых обитала на Южном Урале, другая – около Дуная, близ границ Византии.

Со второй половины XVI до начала XIX века башкиры занимали территорию от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от р. Сылвы на севере, включая все левобережье Волги, до среднего течения Яика на юге, т. е. находились на Среднем и Южном Урале, в Приуралье, включая Приволжье и Зауралье.

Далее происходит образование союза башкирских племен. С X в. среди башкир распространяется ислам, ставший в XIV в. господствующей религией. В середине XVI в. башкиры приняли русское подданство на основе соглашения с правительством Ивана Грозного. С тех пор на благодатной земле живут в мире и дружбе россияне, принадлежащие разным национальностям и исповедующие православие, ислам, иудаизм, буддизм и др. В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратились феодальные междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. Устанавливались хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами. Русское правительство гарантировало сохранение за башкирами занимаемых ими земель на основе вотчинного права. В 1574 г. была основана будущая столица Башкортостана – город Уфа.

19 мая 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики», в котором определялись взаимоотношения органов государственной власти республики и Российской Федерации.

В годы Великой Отечественной войны Башкортостан превратился в один из крупнейших регионов по приему эвакуированных предприятий и населения, обеспечению фронта вооружением, горючим, продовольствием и снаряжением. В 1941–1942 гг. республика приняла и разместила около 100 эвакуированных заводов и фабрик, десятки госпиталей, ряд центральных государственных и хозяйственных организаций, 278 тысяч беженцев.
За мужество и героизм 261 человек, родившийся и призванный из республики, удостоен звания Героя Советского Союза, в том числе летчик-штурмовик Муса Гареев дважды.

Переход народного хозяйства республики к мирному строительству после войны был завершен к концу 1946 г. Возросла добыча нефти на Туймазинском, Шкаповском и Арланском месторождениях, вследствие чего Башкортостан превратился в крупнейший центр нефтяной промышленности страны. Вместе с добычей развивалась и переработка нефти.

В это время значительное развитие получили нефтяная, горнорудная, машиностроительная отрасли промышленности. Химическая промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей народного хозяйства республики.

В условиях преобразований политической и экономической систем 3 августа 1994 г. был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан».

Согласно Договору признавалось право Республики Башкортостан самостоятельно решать проблемы, связанные с государственным устройством, собственностью, бюджетом, законодательством, судоустройством, международной и внешнеэкономической деятельностью.
В республике сформировался парламент – Государственное Собрание – Курултай, состоящий из двух палат.

12 декабря 1993 г. был избран первый Президент Республики Башкортостан – Муртаза Рахимов. 24 декабря 1993 г. была принята Конституция Республики Башкортостан. 3 ноября 2000 года Государственное Собрание Республики Башкортостан приняло Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан». В рамках оптимизации взаимоотношений федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ 3 декабря 2002 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан», таким образом была завершена конституционная реформа.

Обновленная редакция Конституции Республики Башкортостан содержит целый ряд принципиальных положений, направленных на дальнейшую гармонизацию взаимоотношений с федеральным центром, оптимизацию государственного устройства внутри республики, более четкое распределение полномочий между ветвями власти и представляющими их органами государства, укрепление демократии при осуществлении публично-властных функций, расширение прав и свобод человека и гражданина.

– Как бы Вы охарактеризовали роль возглавляемого Вами парламента в общефедеральном правотворческом процессе? 

– Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан как субъект права законодательной инициативы в Государственной Думе рассматривает эту работу как одно из наиболее важных направлений своей деятельности. Так, только в течение 2009 года нами внесены 11 проектов федеральных законов.

Законодательная инициатива парламента «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» была поддержана Федеральным Собранием, и соответствующий закон уже подписан Президентом России. Законопроект о внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О библиотечном деле» принят Государственной Думой в третьем чтении. Работа в этой сфере нашими депутатами ведется постоянно.

– Можно ли сказать, что наработанный механизм общероссийского правотворческого процесса достаточно результативен? Над чем еще стоит поработать федеральному и региональному законодателю?

Думается, что законотворческая сфера нуждается в разработке более эффективных инструментов учета мнений субъектов Российской Федерации. Практика показывает, что из всего массива наших инициатив поддержку Государственной Думы получают лишь отдельные проекты, и то в случаях, если они затрагивают вопросы точечной корректировки законодательства.

Требует усовершенствования и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу от нескольких субъектов Федерации. Заслуживают интерес предложения подготовки поправок к законопроектам, принятым в первом чтении, на заседаниях Совета законодателей и его комиссий, что придало бы дополнительный динамизм общефедеральному законодательному процессу. Достойна внимания и идея создания совместной законодательной инициативы усилиями федеральных и региональных органов государственной власти, что позволило бы более точно разграничить полномочия.

– Как выглядит Башкортостан среди субъектов РФ в вопросах установления внешних экономических связи со странами ближнего и дальнего зарубежья?

Развитие международной деятельности выделяет в числе экономических приоритетов Башкортостана Президент республики Муртаза Рахимов. В его Послании народу и Государственному Собранию — Курултаю РБ отмечается, что «наращивание экспортного потенциала Башкортостана, продвижение республиканских товаров на внешний рынок требуют активного расширения кооперационных связей, участия республиканских производителей в международных альянсах».

Если до 1992 года партнерами республики выступали лишь около трех десятков зарубежных государств. В настоящее же время их уже более 90.
Мы развиваем международное сотрудничество, руководствуясь Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ». Год от года взаимодействие Башкортостана с внешними партнерами, в том числе и из Евразии, набирает обороты.

Для динамичного развития международных связей есть все основания: политическая и экономическая стабильность, богатейший природный и производственный потенциал, наработанный деловой авторитет и действенная поддержка международного сотрудничества со стороны руководства региона, высокий инвестиционный рейтинг. Расширение международных контактов способствует притоку иностранных инвестиций в экономику Башкортостана и продвижению ее внешнеэкономических проектов.

Приоритеты внешней политики Башкортостана – межпарламентское, межрегиональное, торгово-экономическое, деловое, научное и культурное сотрудничество. Самые активные государства – партнеры республики по всем этим направлениям – Австрия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Турция, Италия, Китай, Финляндия, США, а среди стран СНГ – Казахстан, Украина и Беларусь.

Нашей республикой заключено более 30 межправительственных и межведомственных соглашений по развитию сотрудничества с отдельными государствами и регионами зарубежных стран. Такие контакты установлены с федеральными землями ФРГ – Свободным Государством Саксония и Саксонией-Анхальт. Плодотворно развиваются связи с Чехией и Словакией, взаимовыгодное сотрудничество установлено с Венгрией, Турцией, Китаем, Индией и многими другими странами. Создана система эффективной реализации достигнутых договоренностей.

Развитие внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан в 2009 году определялось влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Республика поддерживала внешнеторговые связи с 98 странами мира. Долгосрочные и взаимовыгодные связи у республики сложились со странами Европы, особенно Латвийской Республикой и Чешской Республикой, совокупный внешнеторговый оборот с которыми достиг более 1,0 млрд. долларов США. Динамично развивались торгово-экономические связи с Королевством Нидерландов, Республикой Казахстан, Республикой Индия, Китайской Народной Республикой, Итальянской Республикой, Турецкой Республикой.

После некоторого перерыва Республика Башкортостан возобновила торговые отношения с такими странами, как Иракская Республика, Государство Кувейт, Республика Македония, Королевство Марокко и Султанат Оман. Впервые как с независимым государством установлены торговые отношения с Республикой Абхазия. Наибольший удельный вес в общем объеме экспорта республиканской промышленности сохранялся за продукцией топливно-энергетического комплекса.

Практика доказала целесообразность организации представительств. Наглядный тому пример – Представительство Республики Башкортостан в Стамбуле. Представительство проводит большую работу по организации экономической и культурной презентации Башкортостана, а также отдельных предприятий республики. В настоящее время реализуются масштабные совместные башкирско-турецкие проекты, которые оцениваются сотнями миллионов долларов. В их числе – увеличение выпуска стеклотарной продукции в ООО «Русджам-Уфа», расширение пивоваренного производства  ОАО «Амстар» и т. д.
В числе приоритетов внешнеэкономической деятельности на перспективу – восстановление и дальнейшее развитие связей со странами СНГ, углубление взаимовыгодного сотрудничества со странами Восточной Европы.

Межрегиональный товарооборот характеризуется хорошей позитивной динамикой. Задач у представительств множество. Они не только помогают нашим предприятиям участвовать в деловых встречах и различных выставках, знакомя с экономическими и культурными достижениями Республики Башкортостан жителей других регионов, что способствует созданию высокого имиджа Башкортостана и привлечению в республику инвестиции.

Дни башкирской культуры и особенно национальный праздник «Сабантуй» собирают вместе представителей многонациональной России. Такое взаимодействие способствует укреплению различных экономических и культурных связей между регионами Российской Федерации и отвечает общенациональным интересам страны.

Мы живем в реальном мире информационного общества и всецело поддерживаем инициативу Президента Российской Федерации по переходу к технологиям новейшей коммуникации и программу «Электронное правительства». В контексте этих задач в республике с конца 2008 года реализована возможность электронного обращения в адрес Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан путем заполнения специальной формы на сайте и контроля за его состоянием в реальном времени.

Республики Башкортостан положительно отмечена на федеральном уровне.  По результатам конкурса на лучший Интернет-сайт законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации официальный информационный портал Государственного Собрания – Курултая был отмечен Благодарностью Председателя Совета Федерации Федерального Собрания.

 -Уважаемый Константин Борисович, спасибо за подробную и очень содержательную беседу!

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Редакционный совет и Редакционную коллегию Евразийского юридического журнала за умелую, целенаправленную работу по дальнейшему развитию евразийского правового пространства. ЕврАзЮж действительно,  превратился в серьезную научную и научно-практическую трибуну нашего Содружества. Так держать!

Беседовал кандидат юридических наук, Заслуженный юрист Башкортостана, представитель ИД «Право и государство — пресс» по РБ и РТ, член редколегии Евразийского юридического журнала Гаяз  Файзуллин















Дни рождения

10 мая
Вячеслав Никифоров
16 мая
Гульнара Галиакберова
21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57