История семьи казанских корейцев Цой вобрала в себя все трагические события, выпавшие на долю всех корейцев Советского Союза… Репрессии, депортация, голод. Для Юлии Ирсеновны Цой, а благодаря ее рассказам и для ее детей и внуков все это не просто слова из учебника — это ее судьба и судьба ее предков.
Разговор об отношении корейцев к своим корням мы ведем с тремя поколениями семьи Цой. Юлия Ирсеновна и ее дочь Татьяна родились в Узбекистане, а внуки Валера и Аня появились на свет уже в Казани, после того как семья переехала в столицу Татарстана в 1996 году.
Этнические корейцы на всем постсоветском пространстве называют себя коре-сарам. Их предки в середине XIX века из-за нехватки земли и из-за голода мигрировали в Приморье, ставшее к тому времени частью Российской империи. А уже при советской власти, когда Япония вторглась на территорию Китая, правительство, опасаясь, что среди корейского народа могут оказаться шпионы и предатели, приняло решение о депортации 127 тысяч дальневосточных корейцев в Среднюю Азию.
— У моей мамы, ее звали Тен Софья, первый муж был директор школы, — начинает рассказ Юлия Ирсеновна, – у него была редкая корейская фамилия Магай. Летом 1937 года его вызвали на допрос, сказали: «Поговорим немного и отпустим…» Он пошел в чем был, и больше она его не видела. А в сентябре того же года просто подошли эшелоны, и Софью с трехлетним сыном, вместе со всеми, погрузили в товарный вагон и повезли в Узбекистан. Паспорта у них отобрали. Мама была беременна и прямо в поезде родила, но условия были такие, что ребенок умер… Когда всех выгрузили в голой узбекской степи, у них не было даже лопаты, чтобы похоронить ребенка. Мама завернула тело младенца в какую-то ткань и прикопала, насколько могла. Вот так, уже поздней осенью, не имея ничего, им пришлось начинать новую жизнь – сажать овощи, выращивать рис, создавать колхозы. Юлия Ирсеновна появилась на свет в 1947 году, через десять лет после депортации.
— Мама очень долго не хотела повторно выходить замуж, — рассказывает кореянка, — любила первого мужа. Но мой папа был очень настойчив, и мамина сестра как-то сказала ей: «Хватит уже горевать, вот Ирсен, хороший парень, выходи за него!». У поколения Юлии Ирсеновны жизнь тоже не была простой.
— Мы работали с шести лет, — вспоминает кореянка, — чеки рисовые, по колено в воде, змеи кругом. Еды нет, собирали одуванчики, траву. Причем нас местные спрашивают: «Вы зачем одуванчики собираете?» «Кур кормить», — отвечаем. А сами вымачивали в воде, чтоб горечь ушла и с соевым соусом ели. Я бы сейчас не против такие салаты есть, — смеется Юлия Ирсеновна, — только все кругом с собаками ходят, где чистую траву-то найти? Оказывается, так любимые многими корейские салаты были придуманы тоже из-за нехватки еды…
— Похожая история и у бабушки с папиной стороны, — вступает в разговор Татьяна, — она одна из пяти детей у своих папы с мамой. Когда эшелоны должны были прийти, родители бабушки зашили все деньги в телогрейку старшей дочери. А при посадке в вагоны их разделили, и девочка уехала на другом эшелоне, который, как оказалось, ушел в Китай. Они потерялись и общались только письмами, а лично встретились лишь много лет спустя.
— Кстати, то, что мы переехали именно в Казань, — дополняет Юлия Ирсеновна, — это с подачи китайской родни, они уже вели торговлю здесь и нас позвали.
— А вы знали историю вашей семьи? – спрашиваю я у внуков Юлии Ирсеновны.
— Что-то знали, что-то услышали впервые, – говорит Валера. – Для нас наши корейские корни очень важны. Мы ходим в Дом Дружбы народов Татарстана на курсы корейского языка. А еще, когда я стал общаться со сверстниками, очень удивился, что они к своим бабушкам и дедушкам обращаются на ты. У нас принято очень уважительное отношение, не просто на вы, это само собой, но есть в корейских словах специальное окончание, выражающее очень высокую степень уважения. Если без окончания обращаешься, это как к ровне, к приятелю. Одно из окончаний означает просто уважительное отношение к старшему, например, к прохожему. А есть такое окончание, с которым к президенту обращаются и к бабушке с дедушкой. Это сверхпочтительность!
— У нас, кстати, — дополняет Юлия Ирсеновна, — раньше нельзя было даже садиться за стол с отцом. Он приходил с работы, ему накрывали за столом, а жена с детьми сидела на полу. И лучшие куски отдавались отцу. Только старший сын мог сесть вместе с папой. Но так как в нашей семье сыновей не было, то я за столом сидела и лучшие куски тоже мне доставались, — смеется кореянка.
Особенности связи поколений у корейцев от Юлии Цой:
- В корейском языке есть окончание слов, выражающее высшую степень почтительности.
- Корейцы к родителям, бабушкам и дедушкам обращаются на вы.
- Корейцы – первый народ в СССР, который был полностью депортирован.
Н. Вяткина
«Наш дом — Татарстан» №2 (074)