(3 декабря 2019) Международные летние и зимние школы в российских вузах в последние годы стали эффективным инструментом привлечения иностранных абитуриентов. Какие функции должны нести эти школы? Каковы лучшие практики в этой сфере?
Об этом корреспонденту проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» рассказала проректор по дополнительному образованию Российского университета дружбы народов (РУДН) Анжела Должикова.
— Анжела Викторовна, что такое летние и зимние школы для иностранцев и какими они должны быть в идеале?
— Летние и зимние школы — это один из форматов программ дополнительного образования. Это краткосрочное научно-образовательное мероприятие, которое сочетает практико-ориентированное обучение с образовательным туризмом, как правило, в каникулярный или отпускной период.
Летние и зимние школы проводятся для разных категорий участников — от школьников до специалистов в разных областях. Сегодня можно встретить профориентационные и образовательные летние смены для школьников, школы молодых ученых, журналистов, кураторские летние школы, узкопрофильные научные школы.
Дополнительные образовательные услуги для иностранцев стали во многих странах важным инструментом для решения коммерческих и культурных задач, так как рынок этих услуг очень велик и продолжает расти.
Летние и зимние школы – это прежде всего привлекательная и конкурентоспособная образовательная среда международного молодежного, профессионального общения.
— Какие образовательные и культурные функции должны нести летние и зимние школы?
— К организации таких школ в вузах предъявляются несколько иные требования, чем к стандартным программам дополнительного образования. Успех проекта зависит от того, сможет ли вуз создать привлекательные условия для слушателей от комфортных условий проживания до увлекательной культурной программы
Площадками и организаторами летних и зимних школ могут быть не только вузы, но и частные образовательные организации, общественные и некоммерческие организации, корпорации, осуществляющие образовательную деятельность.
Каждая площадка стремится охватить как можно больше заинтересованных слушателей среди профессиональнов и молодежи из разных стран. Такие школы привлекают внимание к российскому рынку образовательных услуг, достижениям науки и культуры, совместным проектам. Они также помогают формировать и распространять положительный образ страны, укрепить позиции русского языка и Русского мира за рубежом.
— Какова роль летних и зимних школ в привлечении иностранных абитуриентов? Насколько эффективно они справляются с поставленной задачей?
— Международные летние школы успешно продвигают образовательные программы университетов и увеличивают их узнаваемость, помогают развивать двусторонние контакты с организациями-партнерами. Все это, безусловно, повышает академическую репутацию университетов, определяет их престиж и репутацию.
Успешное проведение летней или зимней школы не только улучшает имидж вуза, но и повышает статус российской системы образования в целом, помогая привлекать иностранных абитуриентов на обучение в российские вузы.
Важно помнить, что между летними школами в мире существует высокая конкуренция. Лидерами в этом сегменте являются летние школы Великобритании. Поэтому вузам нужно ориентировать образовательные услуги с учетом запросов рынка, искать эффективные инструменты управления ресурсами, заимствовать и распространять лучшие практики, создавать конкурентоспособные и востребованные программы.
Сегодня существует потребность в создании методических рекомендаций для вузов по проведению программ летних и зимних школ для иностранных граждан. Это поможет качественно изменить работу системы российского образования в данном направлении.
— Известны ли вам удачные практики в этой сфере?
— Мне хотелось бы рассказать о Международной летней школе «Мониторинг, моделирование и менеджмент городских почв», которая проводится в РУДН на протяжении нескольких лет.
В 2019 году летняя школа была посвящена теме «Антропогенные и естественные ландшафты и почвы Европейской России: от моря до моря». В ее программу входила полевая часть по маршруту от Баренцева моря до Азовского. Участники преодолели более 3000 км, пересекли шесть областей России и пять природных зон — от лесотундры Кольского полуострова до сухих степей Ростовской области.
В школе приняли участие 34 слушателя из России, Германии, Италии, Китая, США и Франции. Она входит в учебные программы Технического университета Берлина и Городского университета Нью-Йорка.
Интересным опытом является проведение некоторыми вузами совместных школ. Например, трехнедельная зимняя школа «Две столицы», которая в этом году будет проводиться Санкт-Петербургским политехническим университетом (СПбПУ) Петра Великого и нашим университетом, даст возможность слушателям посетить две столицы России за одно путешествие. Программа включает две недели обучения в СПбПУ по одному из 15 направлений и неделю изучения русского языка в Москве, в РУДН, а также обширную культурную программу.
Примером одной из лучших практик организации летних школ для иностранных школьников можно назвать Языковой волонтерский лагерь в Пушкинских горах «Лукоморье» Псковского государственного университета. Программа дает возможность детям, изучающим русский язык, погрузиться в языковую среду, познакомиться с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, познакомиться с бытом и культурой русской усадьбы, принять участие в мероприятиях музея-заповедника «Михайловское».