Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Министр труда, занятости и соцзащиты РТ дала интервью «Наш Дом — Татарстан»

Министр труда, занятости и соцзащиты РТ дала интервью «Наш Дом — Татарстан»

admin 31.05.2016

(31 мая 2016) Министр труда, занятости и соцзащиты Татарстана Эльмира Зарипова констатирует, что мигранты сейчас возводят дома и мало трудятся на рынках и в ЖКХ.

Может ли хаотичное и нерегулируемое привлечение иностранной рабочей силы привести к рискам в межнациональных отношениях? Почему важны как объем, так и качество прибывающей рабочей силы, а также условия, предлагаемые работодателем? Какие меры нужно предпринимать для регулирования трудовой миграции в республике? Как отслеживать соблюдение прав мигрантов, работающих на различных предприятиях республики? На эти и другие актуальные вопросы отвечает министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова.

МИНИСТР copy

— Эльмира Амировна, в прошлом году на миграционный учет в нашей республике поставлено 234711 иностранных граждан, что на 29,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Статистика в очередной раз показывает, что Татарстан — один из немногих регионов России, в который стремятся попасть трудовые мигранты из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. В чем причина? Что в первую очередь привлекает иностранцев?

— В рамках реализации Республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012 – 2014 годы Автономная некоммерческая организация «Казанский межрегиональный центр экспертиз» совместно с Ассамблеей народов Татарстана провели два этносоциологических исследования среди представителей наиболее многочисленных диаспор: узбекской, таджикской, азербайджанской, кыргызской. Исследования проводились на темы «Почему я выбрал Татарстан?» и «Молодые представители диаспор». Полученные данные обобщены в виде отчета и представлены в Совет безопасности Республики Татарстан. В конце года по всем проведенным исследованиям издана монография «Диаспоры и сообщества мигрантов Республики Татарстан».

Как показывают результаты исследования, основные причины первичного выбора нашей республики в качестве пункта миграции носят социально-экономический характер: наличие соотечественников, способных помочь в социальной адаптации; благоприятная конъюнктура на рынке труда, позволяющая мигрантам найти себе работу. Треть опрошенных указала наличие родственников и друзей. Второй по значимости причиной стало наличие предложений о работе – это отметил каждый четвертый. А каждый пятый пояснил, что выбрал Татарстан согласно рекомендациям работающих здесь знакомых.

В Татарстане мигранты в большинстве реализуют свои социально-экономические ожидания и не испытывают разочарование от пребывания в Татарстане. В целом межэтнический климат в республике воспринимается мигрантами как комфортный, что, вкупе с близостью религии, языка и культуры значительной части местных жителей и наиболее массовых групп этнических мигрантов, облегчает последним психологическую адаптацию к местным условиям.

При сохранении в Татарстане существующего социально-экономического и общественного микроклимата регион будет оставаться одним из наиболее привлекательных для большинства этнических иммигрантов.

— Получается, что трудоустройство — основная цель приезда иностранцев в нашу республику. Скажите, в каких сферах экономики они заняты?

— К основным отраслям, использующим труд иностранных работников, относятся строительство, транспорт, общественное питание, коммунальные и социальные услуги, обрабатывающее производство, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля и другие.

015 copy

На протяжении последних лет основным видом деятельности иностранных работников является строительство. Так, квота 2014 года на привлечение иностранных работников в Татарстан в сфере строительства была установлена в объеме 13,5 тысячи разрешений, что составило 74,2% от общей квоты 2014 года, в 2015 году — 9,5 тысячи разрешений (или 92,2%), в 2016 году — 5,9 тысячи разрешений (или 93,7%).

— Если говорить об итогах прошлого года, что наиболее актуально было для вашей службы в сфере трудовой миграции?   

— Регулирование трудовой миграции в республике осуществляется в рамках принятых федеральных правовых и нормативных актов. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, являясь уполномоченным органом в Республике Татарстан, определяет и формирует ежегодную потребность республики в привлечении иностранной рабочей силы.

Общий объем заявленной работодателями, заказчиками работ (услуг) потребности в привлечении иностранных работников в последние годы больше, чем реальная потребность республики.

Для нас важны как объем, так и качество прибывающей рабочей силы, а также условия, предлагаемые работодателем. Нельзя идти на поводу у работодателей, делающих ставку лишь на использование дешевой рабочей силы и не обеспечивающих определенный уровень оплаты и условий труда, что зачастую является причиной незаполнения вакансий нашими трудовыми ресурсами. Хаотичное и нерегулируемое привлечение иностранной рабочей силы может также привести и к рискам в межнациональных отношениях.

Ежегодно, прежде чем формировать предложение Республики Татарстан о потребности в привлечении иностранных работников, обобщенные заявки работодателей, заказчиков работ (услуг) министерство направляет в контрольно-надзорные ведомства и министерства для оценки и выдачи заключений о целесообразности привлечения иностранных граждан.

В целях определения и формирования потребности Республики Татарстан в привлечении иностранных работников в 2015 году проведено 7 заседаний Рабочей группы по рассмотрению предложений работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в иностранной рабочей силе и ее перераспределении в рамках, утвержденных для Республики Татарстан квот.

В результате всех проведенных корректировок потребности Республики Татарстан в привлечении иностранной рабочей силы в прошлом году квота 2015 года составила 10314 человек из 43 стран с визовым порядком въезда. В потребность республики включены заявки 115 работодателей.

_VNM6004 copy

Квота Республики Татарстан на привлечение иностранной рабочей силы на 2016 год утверждена в объеме 5689 человек из 26 стран с визовым порядком въезда. В квоту республики включены заявки 51 работодателя (с учетом заявок работодателей данная утвержденная квота 2016 года будет корректироваться до 1 октября 2016 года).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 года № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» введен временный запрет для работодателей, заказчиков работ (услуг), не включенных в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, на привлечение с 1 января 2016 года для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 года.

Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан совместно с отраслевыми министерствами республики проведена соответствующая работа по определению работодателей для включения в указанный Перечень.

В Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 1458, вошли в том числе следующие 9 работодателей, реализующие значимые для экономики Республики Татарстан инвестиционные проекты: ООО «АМАРА», ООО «ГЕМОНТ», ООО «Джошкуноз Алабуга», ООО «Дизайн Рус», ООО «КАСТАМОНУ ИНТЕГРЕЙТЕД ВУД ИНДАСТРИ», ООО «Полистройкапитал», ООО «РМ-СТРОЙ», ООО «Форд Соллерс Холдинг», ООО «ХАЯТ КИМЬЯ».

— В 2015 году оформлено 6197 разрешений на работу иностранным гражданам, а в 2014 году — 11546. С чем связано уменьшение оформлений на работу представителям ближнего и дальнего зарубежья в нашей республике?

— В прошлом году это обусловлено изменениями в законодательстве, связанными с отменой разрешений на работу для иностранных граждан, прибывших из стран с безвизовым порядком и введением для них патента для работы у юридических лиц.

Также причиной снижения является ухудшение ситуации на рынке труда — стало сложнее найти работу. Из-за экономических проблем многие предприятия стараются оптимизировать свои расходы, в том числе сокращают штаты. Произошел явный отток из сфер ЖКХ, сельского хозяйства, трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд. На снижение оказала влияние и высокая стоимость легализации (необходимо заплатить за патент, подготовку (при необходимости) и сдачу экзаменов по русскому языку, истории, основ законодательства России, полис добровольного медстрахования, справку и сертификат об отсутствии заболеваний).

— Какие именно работодатели Татарстана представляют для мигрантов трудовые места? Что ваше ведомство знает о них?   

— Трудовых мигрантов привлекают работодатели с различной формой собственности. Так, в потребность республики в привлечении иностранной рабочей силы в 2015 году включены заявки 115 работодателей, в том числе для организаций следующих организационно-правовых форм квота составила: общества с ограниченной ответственностью – 8885 человек (86,1% от общей квоты 2015 года), индивидуальные предприниматели – 30 человек (0,3% от общей квоты 2015 года) и другие.

В заявке работодателя, заказчика работ (услуг) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), представляемой в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, указываются адрес, ОГРН, ИНН. Также к указанной заявке прилагается пояснительная записка, содержащая информацию о сроке деятельности, сотрудничестве, достижениях той или иной организации и другие.

— Согласно опубликованным данным, в 2015 году максимальное число разрешений на работу, оформленных иностранными гражданами, вставшими на миграционный учет в Татарстане, было в Казани — 6778 (55,5%) и в Менделеевске – 1498 (12,3%). Со столицей Татарстана все понятно, но откуда работа для иностранцев в небольшом городке глубинки республики? 

— В последние годы меняется структура планируемого объема привлечения иностранной рабочей силы в сторону увеличения доли работодателей, привлекающих работников на инвестиционные проекты, из стран дальнего зарубежья.

АММОНИЙ 278 copy

Дальнейшему повышению конкурентоспособности нашей экономики способствует реализация крупных высокотехнологичных проектов в нефтегазохимическом и машиностроительном комплексах. Одним из таких проектов является проект «Аммоний» по производству азотных удобрений, реализуемый в городе Менделеевске филиалом АООО «Китайская национальная химико-инженерная корпорация» и филиалом корпорации «Соджиц Корпорейшн» (Япония). Для реализации данного проекта в 2015 году указанным работодателям была выделена квота на привлечение иностранных работников.

АММОНИЙ 063 copy

— В 2015 году за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан 1621 работодатель был привлечен к административной ответственности. Штрафы за такие нарушения немалые. Отсюда вопрос: является ли наличие неоплаченных административных штрафов для работодателя препятствием для приглашения новых трудовых мигрантов?

— На заседаниях Рабочей группы по рассмотрению предложений работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в иностранной рабочей силе и ее перераспределению в рамках утвержденных для Республики Татарстан квот заявки предприятий — нарушителей миграционного законодательства отклоняются, и наличие неоплаченных административных штрафов является основанием для отказа.

— Не утихают разговоры о том, что привлечение рабочей силы из-за рубежа порой связано с желанием работодателя сэкономить на выплате заработной платы: приезжему мигранту за ту же работу отстегивают в три-четыре раза меньше. Каким образом специалисты вашего министерства отслеживают соблюдение прав мигрантов, работающих на различных предприятиях республики?

— Министерство ежегодно проводит мониторинг уровня заработной платы иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Татарстан на основании сведений, представленных Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан, и заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников.

_VNM6068 copy

Анализ соотношения средней оплаты труда иностранного работника по работодателям, ежегодно подающим заявки о потребности в привлечении иностранной рабочей силы, показывает, что если в 2013 году половина работодателей не выплатила заявленные размеры заработной платы, то в 2014 году только 4 работодателя не смогли достичь заявленного уровня. Результаты данного мониторинга учитываются при рассмотрении заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников на корректировку квоты Республики Татарстан в следующем году.

— Какие меры вообще нужно предпринимать для регулирования трудовой миграции в республике? Что именно в компетенции Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан?  

— Регулирование трудовой миграции в нашей республике осуществляется в рамках федеральных правовых и нормативных актов. Так, определение исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности осуществляются в соответствии с «Правилами определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 января 2014 года № 27н.

В реализации миграционной политики, в части определения потребности в привлечении иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, в республике участвуют:

— Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, которое осуществляет ежегодный сбор заявок работодателей, заключений министерств и ведомств, готовит заключение с учетом сферы занятости населения, формирует предложения республики в федеральном программном продукте АИК «Миграционные квоты»;

— отраслевые министерства, которые готовят заключения о целесообразности потребности в привлечении иностранных работников по курируемым отраслям;

— Управление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан и  Государственная инспекция труда в Республике Татарстан, которые готовят заключение по нарушениям законодательства работодателями, заявившими о потребности в привлечении иностранных работников;

— заявки работодателей рассматриваются также с привлечением к обсуждению Ассамблеи народов Татарстана.

Решения по предложениям объема квот принимает Республиканская межведомственная комиссия по вопросам повышения уровня жизни населения, труда, привлечения и использования иностранных работников в Республике Татарстан, созданная Указом Президента Республики Татарстан от 25.02.2014 № УП-217. Окончательное утверждение объема квоты для субъектов производится на уровне Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на достаточно положительную миграционную динамику, вскоре существующие миграционные потоки будут не в силах перекрыть дефицит в трудовых ресурсах, связанный с демографическим кризисом 90-х годов.

Поэтому не случайно в Стратегии Татарстана-2030 поставлена задача сделать республику регионом, привлекательным для жизни, с тем чтобы не только сохранить свой собственный человеческий капитал, но и привлечь из-за рубежа и других регионов России высококвалифицированные трудовые и интеллектуальные ресурсы.

И это комплексная задача (не ограниченная лишь вопросами занятости и межэтнического согласия), реализация которой возможна только при активном и тесном взаимодействии всех заинтересованных структур и ведомств.

Наталья ВЯТКИНА
Фото автора, Александр РУМЯНЦЕВ

Визитка

Эльмира Зарипова, министр труда, занятости и соцзащиты РТ 

В 1996 году окончила Казанский госуниверситет по специальности «история», в 2002 году — Поволжскую академию госслужбы по специальности «государственное и муниципальное управление», в 2011 году – Российскую правовую академию Минюста РФ по специальности «юриспруденция». В 2009 году присуждена ученая степень кандидата педагогических наук.

Трудовую деятельность начала в 1994 году учителем татарского языка средней школы № 126 Казани. 1996 — 1999 годы — референт директора, младший научный сотрудник Института истории Академии наук РТ; 1999 — 2001 годы — ведущий специалист, заведующий отделом Администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска. 2001 — 2005 годы — замначальника отдела соцразвития Аппарата Кабмина РТ. 2005 — 2007 годы — первый замминистра соцзащиты РТ; 2007 — 2008 годы — замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ; 2008 — 2014 годы — начальник Управления записи актов гражданского состояния Кабмина РТ. С 6 октября 2014 года — министр труда, занятости и соцзащиты РТ.

Количество оформленных разрешений на привлечение и использование иностранных работников в Татарстане:

2011 год – 217 на 3103 чел.

2012 год – 205 на 3802 чел.

2013 год – 271 на 6102 чел.

2014 год – 230 на 8699 чел.

2015 год – 178 на 6489 чел.

Данные УФМС по РТ

Разрешения на работу в Татарстане оформлены иностранцам для трудовой деятельности в  отраслях:

— строительство – 1 248 (96,6%)

— обрабатывающее производство — 10

— образование – 8

— коммунальные услуги – 7

— культура и спорт – 6

— другие – 13

Таблица № 3 

Разрешения на работу в Татарстане оформлены гражданам 28 стран, наибольшее число гражданам:

Турции – 844 (65,3%)

КНДР – 407 (31,5%)

 















Дни рождения

16 мая
Гульнара Галиакберова
21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57