(31 мая 2016) Министр труда, занятости и соцзащиты Татарстана Эльмира Зарипова констатирует, что мигранты сейчас возводят дома и мало трудятся на рынках и в ЖКХ.
Может ли хаотичное и нерегулируемое привлечение иностранной рабочей силы привести к рискам в межнациональных отношениях? Почему важны как объем, так и качество прибывающей рабочей силы, а также условия, предлагаемые работодателем? Какие меры нужно предпринимать для регулирования трудовой миграции в республике? Как отслеживать соблюдение прав мигрантов, работающих на различных предприятиях республики? На эти и другие актуальные вопросы отвечает министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова.
— Эльмира Амировна, в прошлом году на миграционный учет в нашей республике поставлено 234711 иностранных граждан, что на 29,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Статистика в очередной раз показывает, что Татарстан — один из немногих регионов России, в который стремятся попасть трудовые мигранты из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. В чем причина? Что в первую очередь привлекает иностранцев?
— В рамках реализации Республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012 – 2014 годы Автономная некоммерческая организация «Казанский межрегиональный центр экспертиз» совместно с Ассамблеей народов Татарстана провели два этносоциологических исследования среди представителей наиболее многочисленных диаспор: узбекской, таджикской, азербайджанской, кыргызской. Исследования проводились на темы «Почему я выбрал Татарстан?» и «Молодые представители диаспор». Полученные данные обобщены в виде отчета и представлены в Совет безопасности Республики Татарстан. В конце года по всем проведенным исследованиям издана монография «Диаспоры и сообщества мигрантов Республики Татарстан».
Как показывают результаты исследования, основные причины первичного выбора нашей республики в качестве пункта миграции носят социально-экономический характер: наличие соотечественников, способных помочь в социальной адаптации; благоприятная конъюнктура на рынке труда, позволяющая мигрантам найти себе работу. Треть опрошенных указала наличие родственников и друзей. Второй по значимости причиной стало наличие предложений о работе – это отметил каждый четвертый. А каждый пятый пояснил, что выбрал Татарстан согласно рекомендациям работающих здесь знакомых.
В Татарстане мигранты в большинстве реализуют свои социально-экономические ожидания и не испытывают разочарование от пребывания в Татарстане. В целом межэтнический климат в республике воспринимается мигрантами как комфортный, что, вкупе с близостью религии, языка и культуры значительной части местных жителей и наиболее массовых групп этнических мигрантов, облегчает последним психологическую адаптацию к местным условиям.
При сохранении в Татарстане существующего социально-экономического и общественного микроклимата регион будет оставаться одним из наиболее привлекательных для большинства этнических иммигрантов.
— Получается, что трудоустройство — основная цель приезда иностранцев в нашу республику. Скажите, в каких сферах экономики они заняты?
— К основным отраслям, использующим труд иностранных работников, относятся строительство, транспорт, общественное питание, коммунальные и социальные услуги, обрабатывающее производство, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля и другие.
На протяжении последних лет основным видом деятельности иностранных работников является строительство. Так, квота 2014 года на привлечение иностранных работников в Татарстан в сфере строительства была установлена в объеме 13,5 тысячи разрешений, что составило 74,2% от общей квоты 2014 года, в 2015 году — 9,5 тысячи разрешений (или 92,2%), в 2016 году — 5,9 тысячи разрешений (или 93,7%).
— Если говорить об итогах прошлого года, что наиболее актуально было для вашей службы в сфере трудовой миграции?
— Регулирование трудовой миграции в республике осуществляется в рамках принятых федеральных правовых и нормативных актов. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, являясь уполномоченным органом в Республике Татарстан, определяет и формирует ежегодную потребность республики в привлечении иностранной рабочей силы.
Общий объем заявленной работодателями, заказчиками работ (услуг) потребности в привлечении иностранных работников в последние годы больше, чем реальная потребность республики.
Для нас важны как объем, так и качество прибывающей рабочей силы, а также условия, предлагаемые работодателем. Нельзя идти на поводу у работодателей, делающих ставку лишь на использование дешевой рабочей силы и не обеспечивающих определенный уровень оплаты и условий труда, что зачастую является причиной незаполнения вакансий нашими трудовыми ресурсами. Хаотичное и нерегулируемое привлечение иностранной рабочей силы может также привести и к рискам в межнациональных отношениях.
Ежегодно, прежде чем формировать предложение Республики Татарстан о потребности в привлечении иностранных работников, обобщенные заявки работодателей, заказчиков работ (услуг) министерство направляет в контрольно-надзорные ведомства и министерства для оценки и выдачи заключений о целесообразности привлечения иностранных граждан.
В целях определения и формирования потребности Республики Татарстан в привлечении иностранных работников в 2015 году проведено 7 заседаний Рабочей группы по рассмотрению предложений работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в иностранной рабочей силе и ее перераспределении в рамках, утвержденных для Республики Татарстан квот.
В результате всех проведенных корректировок потребности Республики Татарстан в привлечении иностранной рабочей силы в прошлом году квота 2015 года составила 10314 человек из 43 стран с визовым порядком въезда. В потребность республики включены заявки 115 работодателей.
Квота Республики Татарстан на привлечение иностранной рабочей силы на 2016 год утверждена в объеме 5689 человек из 26 стран с визовым порядком въезда. В квоту республики включены заявки 51 работодателя (с учетом заявок работодателей данная утвержденная квота 2016 года будет корректироваться до 1 октября 2016 года).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 года № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» введен временный запрет для работодателей, заказчиков работ (услуг), не включенных в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, на привлечение с 1 января 2016 года для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 года.
Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан совместно с отраслевыми министерствами республики проведена соответствующая работа по определению работодателей для включения в указанный Перечень.
В Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 1458, вошли в том числе следующие 9 работодателей, реализующие значимые для экономики Республики Татарстан инвестиционные проекты: ООО «АМАРА», ООО «ГЕМОНТ», ООО «Джошкуноз Алабуга», ООО «Дизайн Рус», ООО «КАСТАМОНУ ИНТЕГРЕЙТЕД ВУД ИНДАСТРИ», ООО «Полистройкапитал», ООО «РМ-СТРОЙ», ООО «Форд Соллерс Холдинг», ООО «ХАЯТ КИМЬЯ».
— В 2015 году оформлено 6197 разрешений на работу иностранным гражданам, а в 2014 году — 11546. С чем связано уменьшение оформлений на работу представителям ближнего и дальнего зарубежья в нашей республике?
— В прошлом году это обусловлено изменениями в законодательстве, связанными с отменой разрешений на работу для иностранных граждан, прибывших из стран с безвизовым порядком и введением для них патента для работы у юридических лиц.
Также причиной снижения является ухудшение ситуации на рынке труда — стало сложнее найти работу. Из-за экономических проблем многие предприятия стараются оптимизировать свои расходы, в том числе сокращают штаты. Произошел явный отток из сфер ЖКХ, сельского хозяйства, трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд. На снижение оказала влияние и высокая стоимость легализации (необходимо заплатить за патент, подготовку (при необходимости) и сдачу экзаменов по русскому языку, истории, основ законодательства России, полис добровольного медстрахования, справку и сертификат об отсутствии заболеваний).
— Какие именно работодатели Татарстана представляют для мигрантов трудовые места? Что ваше ведомство знает о них?
— Трудовых мигрантов привлекают работодатели с различной формой собственности. Так, в потребность республики в привлечении иностранной рабочей силы в 2015 году включены заявки 115 работодателей, в том числе для организаций следующих организационно-правовых форм квота составила: общества с ограниченной ответственностью – 8885 человек (86,1% от общей квоты 2015 года), индивидуальные предприниматели – 30 человек (0,3% от общей квоты 2015 года) и другие.
В заявке работодателя, заказчика работ (услуг) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), представляемой в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, указываются адрес, ОГРН, ИНН. Также к указанной заявке прилагается пояснительная записка, содержащая информацию о сроке деятельности, сотрудничестве, достижениях той или иной организации и другие.
— Согласно опубликованным данным, в 2015 году максимальное число разрешений на работу, оформленных иностранными гражданами, вставшими на миграционный учет в Татарстане, было в Казани — 6778 (55,5%) и в Менделеевске – 1498 (12,3%). Со столицей Татарстана все понятно, но откуда работа для иностранцев в небольшом городке глубинки республики?
— В последние годы меняется структура планируемого объема привлечения иностранной рабочей силы в сторону увеличения доли работодателей, привлекающих работников на инвестиционные проекты, из стран дальнего зарубежья.
Дальнейшему повышению конкурентоспособности нашей экономики способствует реализация крупных высокотехнологичных проектов в нефтегазохимическом и машиностроительном комплексах. Одним из таких проектов является проект «Аммоний» по производству азотных удобрений, реализуемый в городе Менделеевске филиалом АООО «Китайская национальная химико-инженерная корпорация» и филиалом корпорации «Соджиц Корпорейшн» (Япония). Для реализации данного проекта в 2015 году указанным работодателям была выделена квота на привлечение иностранных работников.
— В 2015 году за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан 1621 работодатель был привлечен к административной ответственности. Штрафы за такие нарушения немалые. Отсюда вопрос: является ли наличие неоплаченных административных штрафов для работодателя препятствием для приглашения новых трудовых мигрантов?
— На заседаниях Рабочей группы по рассмотрению предложений работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в иностранной рабочей силе и ее перераспределению в рамках утвержденных для Республики Татарстан квот заявки предприятий — нарушителей миграционного законодательства отклоняются, и наличие неоплаченных административных штрафов является основанием для отказа.
— Не утихают разговоры о том, что привлечение рабочей силы из-за рубежа порой связано с желанием работодателя сэкономить на выплате заработной платы: приезжему мигранту за ту же работу отстегивают в три-четыре раза меньше. Каким образом специалисты вашего министерства отслеживают соблюдение прав мигрантов, работающих на различных предприятиях республики?
— Министерство ежегодно проводит мониторинг уровня заработной платы иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Татарстан на основании сведений, представленных Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан, и заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников.
Анализ соотношения средней оплаты труда иностранного работника по работодателям, ежегодно подающим заявки о потребности в привлечении иностранной рабочей силы, показывает, что если в 2013 году половина работодателей не выплатила заявленные размеры заработной платы, то в 2014 году только 4 работодателя не смогли достичь заявленного уровня. Результаты данного мониторинга учитываются при рассмотрении заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников на корректировку квоты Республики Татарстан в следующем году.
— Какие меры вообще нужно предпринимать для регулирования трудовой миграции в республике? Что именно в компетенции Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан?
— Регулирование трудовой миграции в нашей республике осуществляется в рамках федеральных правовых и нормативных актов. Так, определение исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности осуществляются в соответствии с «Правилами определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 января 2014 года № 27н.
В реализации миграционной политики, в части определения потребности в привлечении иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, в республике участвуют:
— Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, которое осуществляет ежегодный сбор заявок работодателей, заключений министерств и ведомств, готовит заключение с учетом сферы занятости населения, формирует предложения республики в федеральном программном продукте АИК «Миграционные квоты»;
— отраслевые министерства, которые готовят заключения о целесообразности потребности в привлечении иностранных работников по курируемым отраслям;
— Управление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан и Государственная инспекция труда в Республике Татарстан, которые готовят заключение по нарушениям законодательства работодателями, заявившими о потребности в привлечении иностранных работников;
— заявки работодателей рассматриваются также с привлечением к обсуждению Ассамблеи народов Татарстана.
Решения по предложениям объема квот принимает Республиканская межведомственная комиссия по вопросам повышения уровня жизни населения, труда, привлечения и использования иностранных работников в Республике Татарстан, созданная Указом Президента Республики Татарстан от 25.02.2014 № УП-217. Окончательное утверждение объема квоты для субъектов производится на уровне Российской Федерации.
Вместе с тем, несмотря на достаточно положительную миграционную динамику, вскоре существующие миграционные потоки будут не в силах перекрыть дефицит в трудовых ресурсах, связанный с демографическим кризисом 90-х годов.
Поэтому не случайно в Стратегии Татарстана-2030 поставлена задача сделать республику регионом, привлекательным для жизни, с тем чтобы не только сохранить свой собственный человеческий капитал, но и привлечь из-за рубежа и других регионов России высококвалифицированные трудовые и интеллектуальные ресурсы.
И это комплексная задача (не ограниченная лишь вопросами занятости и межэтнического согласия), реализация которой возможна только при активном и тесном взаимодействии всех заинтересованных структур и ведомств.
Наталья ВЯТКИНА
Фото автора, Александр РУМЯНЦЕВ
Визитка
Эльмира Зарипова, министр труда, занятости и соцзащиты РТ
В 1996 году окончила Казанский госуниверситет по специальности «история», в 2002 году — Поволжскую академию госслужбы по специальности «государственное и муниципальное управление», в 2011 году – Российскую правовую академию Минюста РФ по специальности «юриспруденция». В 2009 году присуждена ученая степень кандидата педагогических наук.
Трудовую деятельность начала в 1994 году учителем татарского языка средней школы № 126 Казани. 1996 — 1999 годы — референт директора, младший научный сотрудник Института истории Академии наук РТ; 1999 — 2001 годы — ведущий специалист, заведующий отделом Администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска. 2001 — 2005 годы — замначальника отдела соцразвития Аппарата Кабмина РТ. 2005 — 2007 годы — первый замминистра соцзащиты РТ; 2007 — 2008 годы — замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ; 2008 — 2014 годы — начальник Управления записи актов гражданского состояния Кабмина РТ. С 6 октября 2014 года — министр труда, занятости и соцзащиты РТ.
Количество оформленных разрешений на привлечение и использование иностранных работников в Татарстане:
2011 год – 217 на 3103 чел.
2012 год – 205 на 3802 чел.
2013 год – 271 на 6102 чел.
2014 год – 230 на 8699 чел.
2015 год – 178 на 6489 чел.
Данные УФМС по РТ
Разрешения на работу в Татарстане оформлены иностранцам для трудовой деятельности в отраслях:
— строительство – 1 248 (96,6%)
— обрабатывающее производство — 10
— образование – 8
— коммунальные услуги – 7
— культура и спорт – 6
— другие – 13
Таблица № 3
Разрешения на работу в Татарстане оформлены гражданам 28 стран, наибольшее число гражданам:
Турции – 844 (65,3%)
КНДР – 407 (31,5%)