(25 апреля 2017) Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана публикует официальный текст доклада Президента РТ Рустама Минниханова, озвученный в рамках пленарного заседания III Съезда народов Татарстана.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова на III Съезде народов Республики Татарстан
22 апреля 2017 года
«В ЕДИНСТВЕ НАРОДОВ – СИЛА РОССИИ»
Хәерле көн, кадерле дуслар, хөрмәтле кунаклар!
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Рад приветствовать вас в столице нашей многонациональной республики – городе Казани.
Мы признательны за участие в нашей работе Магомедсаламу Магомедалиевичу Магомедову, Владимиру Абдуалиевичу Васильеву, Рамазану Гаджимурадовичу Абдулатипову, всем представителям федеральных и региональных органов власти и общественных объединений.
Приветствие в адрес съезда от Президента страны Владимира Владимировича Путина демонстрирует огромное внимание руководства Российской Федерации к вопросам национальной политики.
В этом мы видим и признание вклада Республики Татарстан в укрепление могущества России, мира и сотрудничества между всеми народами нашего многонационального Отечества.
Съезд народов – значимое событие в общественной жизни Татарстана.
Его делегаты являются наиболее достойными представителями всех территорий, различных сфер деятельности и практически всех этнических групп.
Данный формат продиктован высокой значимостью вопросов, выносимых на обсуждение. Это подтверждает и весь период новейшей истории республики.
Нынешние успехи Татарстана обусловлены эффективным социально-экономическим развитием, общественно-политической стабильностью, межнациональным и межрелигиозным миром и согласием.
Большую роль в созидательном развитии сыграли решения предыдущих съездов народов.
***
Отправной точкой стал первый съезд. Он прошел в сложный исторический период и был продиктован самой жизнью.
Делегаты одобрили курс руководства республики на повышение самостоятельности и позитивное развитие. Фактически Съезд стал актом духовного единения народов Татарстана.
Тогда же были приняты решения по формированию важнейшего института многонационального движения – Ассоциации национально-культурных объединений, а также по созданию Дома дружбы народов, ставшего ресурсной площадкой Ассоциации.
Главное, первым Съездом был признан ключевой тезис о том, что межнациональный и межрелигиозный мир и согласие являются важнейшим ценностным ориентиром и приоритетом в работе. На протяжении всей своей истории наша республика это доказывает.
***
Особой вехой стал второй съезд народов Татарстана. В его резолюции была отмечена важность преемственности общественно-политического курса, проводимого Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным и Президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым, нацеленного на развитие России как суверенного, подлинно федеративного демократического государства.
Подчеркивалось, что «данный вектор развития государства и общества отвечает основополагающим целям сохранения единства страны, обеспечения прав и свобод её граждан, развития языков, сохранения и приумножения богатейшего культурно-исторического наследия представителей всех народов, населяющих Россию.
Делегатами единодушно была признана успешность этнокультурного развития. Ассоциация национально-культурных объединений была преобразована в Ассамблею народов Татарстана. И что особенно важно – была одобрена Концепция государственной национальной политики в республике.
Мы и сегодня строим свою деятельность на основе таких её приоритетных положений, как обеспечение равных условий жизнедеятельности представителям всех народов, в совокупности составляющих многонациональный народ Татарстана, а также необходимость всестороннего развития татарского народа и укрепления республики как исторически сложившейся формы его государственности.
Напомню, что в Обращении второго Съезда к Президенту, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации содержались вопросы, которые за эти годы нашли своё решение.
Сегодня мы с удовлетворением отмечаем, что на федеральном уровне принята Стратегия государственной национальной политики, создано Федеральное агентство по делам национальностей, реализуются целевые государственные программы, разворачивается система мониторинга, при Президенте страны действует Совет по межнациональным отношениям.
С опорой на федеральные решения за это десятилетие в республике была сформирована необходимая законодательная и нормативная база, которая обеспечивает защиту этнических прав, свободы совести граждан, предоставляет широкие полномочия этнокультурным и религиозным организациям.
***
Оценивая динамичное развитие республики за те 25 лет, что прошли после первого Съезда народов, не могу не отметить, что было немало, мягко говоря, «скептиков».
По-разному звучали и порой продолжают звучать критические суждения. Предпринимаются попытки подчеркнуть некую обособленность и противопоставление республики интересам страны.
Данные тезисы демонстрируют полное непонимание их авторами как сути происходивших в Татарстане преобразований, так и интересов России в качестве федеративного государства.
Подчеркну, республика с самого начала руководствовалась, прежде всего, позицией отстаивания интересов её многонационального народа.
Это касалось конституционных полномочий и обязательств, действий, направленных на сохранение промышленного потенциала и «мягкого вхождения в рынок».
Тогда решалась крайне важная и сложная задача стабилизации обстановки, недопущения распространения подозрительности между людьми разных национальностей.
Татарстан избрал курс на расширение своих прав в системе федеративных отношений.
Проведенный в марте 1992 года референдум позволил примирить полярные точки зрения по перспективам развития государственности в Татарстане, показал стремление народов республики к мирному решению накопившихся за предшествующие десятилетия вопросов. Главное его значение – именно в этом.
Это был, пожалуй, единственный путь к укреплению межнационального мира как внутри республики, так и в отношениях с федеральным центром. В те годы делались только первые и очень трудные шаги по возведению здания крепкого федеративного государства.
Отмечу, что относительно высокий уровень самостоятельности республики всегда сочетался с высочайшим уровнем её ответственности.
Татарстан на всех этапах своего развития последовательно отстаивал тезис о том, что Россия сильна сильными регионами.
Республика неоднократно проявляла стремление к распространению опыта «модели Татарстана». Напомню, на фоне военных действий в Чечне Гаагскую инициативу многие рассматривали как площадку диалога и выработки новых подходов для предупреждения этнополитических конфликтов.
Время показало политическую выверенность и оправданность этих усилий, мудрость и дальновидность первого Президента республики Минтимера Шариповича Шаймиева.
Высокая оценка руководителями страны роли Татарстана в консолидации России в трудные 90-е годы и в начале 2000-х годов – лучшее тому доказательство.
Уважаемые участники съезда!
Современный Татарстан отличает открытость к взаимовыгодному сотрудничеству с партнерами из многих стран и регионов в рамках внешнеполитической стратегии Российской Федерации.
Республика стабильно входит в число инвестиционно привлекательных территорий страны.
По итогам внешнеэкономической деятельности в 2016 году торговыми партнерами Татарстана являлись 145 стран, с половиной из них осуществлялись экспортные торговые операции.
Мы постоянно наращиваем эту активность.
Повышению узнаваемости и признанию Татарстана значительно способствовала успешная реализация таких масштабных проектов, как 1000-летие Казани, Всемирная летняя студенческая универсиада, чемпионат мира по водным видам спорта.
Уже в этом году столица республики примет игры Кубка Конфедераций, а в следующем – групповой турнир чемпионата мира по футболу. В 2019 году у нас пройдет Мировое первенство по рабочим профессиям WorldSkills.
Социально-экономическое развитие республики, общественная стабильность и межнациональное согласие, а также наш опыт становятся зримым конкурентным преимуществом на глобальном рынке.
Республика должна стать центром притяжения крупнейших транснациональных корпораций и организации ведения их бизнеса на нашей территории.
При этом всегда в основе нашей экономической политики – человек.
Создание благоприятных условий для его развития и совершенствования – основная цель Стратегии социально-экономического развития республики до 2030 года.
Принципиально важно, что Стратегия предусматривает обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина, которое, в свою очередь, исходит из принципов равноправия народов, способствует сохранению и развитию исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков, обеспечению гражданского согласия.
Этим обусловлены взаимосвязанные приоритеты Стратегии – мир и межнациональное согласие, направленность на укрепление демократии и ускорение социально-экономического развития республики.
Безусловно, обеспечение достойного этнокультурного развития, реализация социальных программ возможны только за счет эффективной экономики.
***
Сегодня мы ориентированы на международную кооперацию, диверсификацию экономики, модернизацию промышленности на основе передовых технологий, а также на развитие инновационной инфраструктуры.
Точкой роста экономики не только республики, но и страны определен Территориально обособленный инновационный центр «ИнноКам».
Здесь предполагается создать более 30 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, увеличить объем отгруженной продукции в 3 раза (до 2 трлн руб.).
Успешно развиваются Особая экономическая зона «Алабуга» и технополис «Химград», отметившие свое десятилетие.
Высокие результаты демонстрируют крупнейший в Европе индустриальный парк КИП «Мастер» и площадки IТ-парка.
Большие надежды мы связываем с городом Иннополисом, в котором действует IT-университет мирового уровня.
Стратегия развития дает свои результаты. Татарстан по основным макроэкономическим показателям традиционно входит в число регионов-лидеров России: 3 место – по сельскому хозяйству и объему инвестиций в основной капитал; 5 место – по промышленному производству и строительству; 6 место – по объему ВРП; 7 место – по вводу жилья; 9 место – по обороту розничной торговли.
В целом за последние 10 лет объем валового регионального продукта и индекс промышленного производства увеличились в сопоставимых ценах в 1,4 раза, в 1,7 раза увеличился объем строительных работ. Значительно возрос объем отгруженных товаров собственного производства нашими предприятиями. В целом оборот розничной торговли вырос в 1,8 раза, рост объема сельскохозяйственной продукции составил 20 %. Сегодня по основным продуктам Татарстан является самодостаточным регионом (производство мяса составляет 108 % от потребности, яйца – 117 %, молока – 120 %, производство картофеля и сахара – в 2,5 раза превышает потребность).
Успешное экономическое развитие позволяет нам комплексно решать задачу по повышению качества жизни населения.
В республике реализуются более 30 социально значимых программ. Строятся школы, детские сады, объекты здравоохранения, спорта и культуры, возводятся новые жилые кварталы, оказывается поддержка предпринимателям и фермерам.
Много внимания уделяется созданию комфортной среды для жизни, реализуются проекты, связанные с обустройством скверов, парков, водоохранных зон.
Растет туристическая привлекательность Татарстана.
Отмечу, что жители республики наряду с позитивной оценкой всех этих преобразований все активнее проявляют личную сопричастность к ним.
Важными показателями социального благополучия населения являются повышение рождаемости и продолжительности жизни.
Если 10 лет назад отмечалась естественная убыль населения – 8,1 тысячи человек, то в прошлом году зафиксирован естественный прирост — около 11 тысяч человек.
За это же время продолжительность жизни возросла более чем на 4 года (с 69,4 до 73,6 лет).
Татарстанская модель развития за постсоветский период стала одной из самых успешных.
Все, что на сегодняшний день достигнуто республикой, это результат кропотливого труда многих поколений – представителей самых разных национальностей.
Хочу выразить всем вам – представителям многонационального народа Татарстана – искренние признания за понимание и глубокую сопричастность, за ваш труд на благо процветания родной республики и нашего общего Отечества.
Особенно ценно, что в этом динамичном развитии нас постоянно поддерживает руководство страны. Мы едины в понимании того, что успешность Татарстана напрямую означает успешность нашей общей Родины – России.
Уважаемые делегаты и приглашенные!
Решения предыдущих съездов явились прочной основой целого комплекса преобразований, направленных на сохранение межнационального мира и согласия.
При активном взаимодействии всех субъектов этнорелигиозных отношений был принят целый ряд государственных программ.
В настоящее время реализуются 3 государственные программы и 6 подпрограмм с ежегодным финансированием более 330 млн руб.
Они способствуют развитию национальных культур и духовности, сохранению межнационального и межрелигиозного согласия, противодействию экстремизму и терроризму.
Уже традиционно на республиканском уровне отмечаются такие народные праздники, как татарский Сабантуй, русский Каравон, чувашский Уяв, удмуртский Гырон быдтон, мордовский Балтай, марийский Семык, Навруз, Питрау, Ивана Купалы и другие праздники.
Серьезное внимание уделяется информационному сопровождению национальной политики. На национальных языках выходят газеты и журналы, развиваются сайты. Особо хочу выделить журнал «Наш дом Татарстан», являющийся победителем всероссийского конкурса «СМИротворец».
Традиционными стали проводимые в республике Всероссийские журналистские конкурсы «Многоликая Россия», Форумы региональных и национальных средств массовой информации.
Осуществляется поддержка народного творчества и промыслов. Большое внимание уделяется сохранению, возрождению и популяризации нематериального культурного наследия. Развиваются этнографический туризм, музеи, этнокультурные центры.
Крайне важно, что программы по реализации национальной политики приняты в каждом муниципальном образовании.
Заметно возросла роль институтов гражданского общества — Ассамблеи народов Татарстана, Всемирного конгресса татар, Русского национально-культурного объединения, Общественной палаты республики, Духовного управления мусульман, Татарстанской митрополии Русской православной церкви и других.
За истекший период существенно расширилась инфраструктура Ассамблеи народов Татарстана, изменились формы и масштабы ее работы. Сегодня она объединяет более 210 национально-культурных объединений, действуют 7 домов дружбы народов.
Не могу не отметить весомую роль Фарида Хайрулловича Мухаметшина в успешной и поступательной деятельности Ассамблеи.
Все наши инициативы в последние годы находили полную поддержку со стороны Федерального агентства по делам национальностей. Татарстан во многом стал опорной площадкой и одним из базовых регионов, где внедряется система мониторинга этнорелигиозной сферы.
В эту деятельность мы стремимся максимально включать население, расширяем мониторинг. С 2015 года начат прием сообщений о конфликтных ситуациях на национальной и религиозной почве на базе системы ГЛОНАСС-112 и государственной информационной системы «Народный контроль».
Глубокое понимание проблем, определение приоритетов и программных мер невозможно без научного осмысления. Ведущую роль в этом играет Экспертный совет при Казанском федеральном университете, куда вошли ведущие ученые республики и страны.
Их мнение и рекомендации, а также данные научных разработок ложатся в основу принимаемых нами решений в этнорелигиозной сфере.
***
За последние три десятилетия произошел стремительный рывок в развитии религиозных организаций, как со своими позитивными тенденциями, так и с издержками.
Мы выстраивали отношения со всеми религиозными организациями, видя в них опору в решении вопросов нравственности, духовности и социального служения.
За этот период возвращены многие мечети и храмы, оказана помощь при строительстве и реставрации сотен культовых объектов.
Сегодня эта поддержка продолжается.
В новых комплексах зданий разместились Татарстанская митрополия РПЦ и Духовное управление мусульман.
Совсем недавно распахнули свои двери храм Сошествия Святого Духа и Галеевская мечеть в Казани.
РПЦ передана Николо-Гостинодворская церковь постройки XVI-XVIII веков, в которой служил будущий патриарх, священномученик Гермоген.
Большая роль в возрождении исторических культовых объектов принадлежит Фонду «Возрождение», который возглавил Минтимер Шарипович Шаймиев.
При поддержке всего населения республики возрождаются святыни в Болгаре и острове-граде Свияжск.
Большим достижением и знаковым событием для России стало включение Болгарского музея-заповедника в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Ведется предметная работа по включению в данный список и православных объектов Свияжска.
Посещая эти святыни, Президент страны Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что эта работа уникальна с точки зрения сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации.
При поддержке населения сегодня развернулась активная деятельность по созданию Болгарской исламской академии и воссозданию Собора Казанской иконы Божьей Матери.
Уже в этом году исламская академия откроет свои двери для первых обучающихся. Она призвана стать важной частью целостной системы религиозного образования страны, ведущим научно-образовательным и духовно-просветительским центром.
Данная инициатива централизованных мусульманских организаций страны также реализуется при поддержке Президента России.
Актом исторической справедливости стало воссоздание Собора Казанской иконы Божьей Матери, который уже обретает зримые очертания. И скоро он предстанет перед нашим взором во всем своём великолепии.
Особую роль в развитии духовности играют Муфтият, Татарстанская митрополия РПЦ и другие традиционные конфессии.
Важно отметить единство позиций религиозных лидеров практически по всем актуальным вопросам современности.
Это, прежде всего, касается обеспечения межрелигиозного мира и согласия в обществе, а также профилактики и противодействия распространению на территории республики радикальных религиозных учений.
Следует отметить многообразие форм работы религиозных организаций.
В частности, это касается социального служения. Широко известны примеры бескорыстной деятельности Исламского реабилитационного центра для незрячих при мечети «Ярдэм», детского приюта при Раифском Богородицком мужском монастыре, республиканского Благотворительного фонда «Еврейский центр «Хэсэд Моше» и многих других.
Находят широкую поддержку и стали традиционными такие религиозно-культурные проекты, как «Изге Болгар жыены», фестиваль «Алексеевские перезвоны» и Спасская ярмарка в Елабуге, этноконфессиональный фестиваль «Мозаика культур» и другие.
Консолидации усилий по решению актуальных вопросов духовной жизни способствуют ежегодные форумы татарских религиозных деятелей и православной общественности.
Уважаемые участники Съезда!
Важным элементом национальной идентичности является язык.
Развитие государственных и других языков, как и обязательное паритетное изучение русского и татарского в школе стало нашим приоритетом.
По данному вопросу ранее был достигнут общественный консенсус, менять который недопустимо.
Без татар телен һәм мәдәниятен саклау һәм үстерү өчен җаваплы. Бу –Татарстанның үзенчәлеге.
Тарих һәм этнография өлкәсендә төрле тикшеренүләр үткәрелә. Республикада һәм аннан читтә урнашкан татар торак пунктлары тарихын өйрәнү һәм берләштерү буенча зур эш башкарыла.
Монда «Татар халкының милли үзенчәлеген саклау» дәүләт программасы мөһим роль уйный.
При этом, направляя средства на развитие татарского, мы также финансируем меры по поддержке русского и родных языков других народов.
Сохранение и развитие русского языка и литературы, культуры и традиций для нас всегда было одним из приоритетов.
Этому способствует реализация государственных программ в сфере языковой и национальной политики. Кроме того, более 10 лет действует специальная программа «Русский язык в Татарстане».
Большую работу по преумножению богатства русского языка и культуры ведут наши учёные, педагоги и работники культуры.
Особая роль в этом принадлежит Русскому национально-культурному объединению республики.
Широко поддерживаются как профессиональные, так и самодеятельные коллективы.
В этом убедились и участники V Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы, состоявшегося в октябре прошлого года в Казани.
Их оценки развенчивают мифы и несостоятельность попыток политизации языковых вопросов.
При этом мы принимаем конструктивную критику.
Безусловно, есть вопросы, которые касаются повышения эффективности применяемых методик и технологий обучения.
Над этим должны предметно работать наши ученые и практики.
В республике поддерживается деятельность национальных школ – чувашских, удмуртских, марийских, мордовских.
Там, где невозможно создать отдельные учебные заведения, работают 47 отделений воскресных школ с изучением 25 языков.
Главное, что результаты работы наших школ имеют устойчивую положительную динамику качества знаний как по русскому и татарскому языкам, так и по другим языкам народов, населяющих республику.
Отмечу позитивные итоги ЕГЭ по русскому языку.
Все это обеспечивает высокую мобильность и конкурентоспособность наших выпускников.
***
Исторически Татарстан является общим домом для представителей многих народов.
Наряду с этим наблюдается постоянное увеличение нашей многонациональной семьи.
Сегодня национальное многообразие – обычное явление не только в крупных городах, но и в муниципальных районах и сельских поселениях.
Во многом это обусловлено успешным социально-экономическим развитием республики, что существенно повышает ее привлекательность для работы и проживания.
За последние 10 лет приток мигрантов в республику увеличился почти в 2,5 раза.
В связи с этим мы уделяем серьезное внимание вопросам социально-культурной адаптации приезжих и профилактики возможных негативных проявлений с учетом того, что прибывающие порой являются носителями радикальных взглядов.
Уважаемые участники Съезда!
Исторически сложилось, что в Татарстане проживает лишь малая часть татар. Большинство населяют регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья.
Дөньяга сибелеп яшәүче татарлар республикабызны тарихи ватаны, милләтнең рухи һәм мәдәни учагы итеп кабул итәләр.
Татар дөньясын һәм Татарстанны бер-берсеннән аерым итеп күз алдына китереп булмый.
Татары заинтересованы в сильной России, гарантирующей успешное развитие национальных языков, культур, традиций и обычаев народов на всей территории страны.
В этих вопросах надежным гарантом выступает наш национальный лидер – Президент страны Владимир Владимирович Путин – с его ясной и последовательной позицией, нацеленной на поддержку этнокультурного развития народов, сохранение мира и согласия.
Одним из важных результатов такой политики является укрепление в обществе ценностей российского патриотизма, а также осознание единства и сплоченности многонационального народа.
Иногда приходится слышать от некоторых критиков, что многонациональность страны – это сложно и сопряжено с рисками.
Как это не раз бывало, недруги внутри и за пределами нашей страны вновь предпринимают попытки политизировать этнорелигиозную сферу для ослабления государства, раскола российского общества.
Убежден, как и большинство участников Съезда, что многонациональность и длительные добрососедские отношения – это наше конкурентное преимущество.
В дружбе и единстве народов – уникальность и сила России!
Полагаю, такое позиционирование страны крайне важно и на международной арене.
Это особенно актуально в последнее время, в условиях разрастания межэтнических конфликтов, обострения межконфессиональных и внутрирелигиозных отношений.
Дорогие друзья!
Совсем немного времени остается до 100-летия со дня образования ТАССР.
Речь идет не просто о памятной дате, а о важнейшем историческом событии.
Именно с этого момента начался отсчет развития современного Татарстана, региона с особым статусом и возможностями, добившегося успешного экономического, социального и духовного развития.
Наша общая задача – достойно встретить эту знаменательную дату.
Уверен, юбилей будет способствовать еще более тесному сплочению татарстанцев и единению народов России.
В будущем году исполняется 25 лет со времени принятия современной Конституции Российской Федерации. Это действующий документ, опирающийся на лучший международный опыт.
Для многонациональной России особенно важно, что Основной Закон страны закрепил прочные основы для позитивного этнокультурного развития.
В Конституции заложены важнейшие нормы сохранения и развития культур и традиций народов страны, даются четкие гарантии прав национальных республик в сфере государственного строительства и языковой политики.
В этой связи следует подчеркнуть, что успехи республики неразрывно связаны с развитием нашей страны и укреплением её позиций на международной арене.
Татарстан заинтересован в сильной России – в этом залог нашего успешного развития, точно также и Федерация заинтересована в сильном Татарстане – и в этом залог развития нашего государства.
***
В преддверии Съезда было проведено широкое социологическое исследование, основные его результаты имеются в раздаточном материале.
Отмечу лишь два показателя, демонстрирующих высокий уровень доверия граждан и общность судеб народов России. Свыше 90 % опрошенных заявило о своем положительном отношении к представителям других народов, проживающих в республике. У подавляющего большинства фиксируется сдвоенная российско-татарстанская идентичность. Около половины респондентов считают себя россиянами и татарстанцами «в равной степени».
С результатами исследования согласуется и позиция делегатов, обобщенная по итогам проведенного анкетирования.
Мною дано поручение правительству республики взять в работу все предложения, изложенные в анкетах и выступлениях.
Наиболее важные вопросы мы рассмотрим на заседании Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Татарстан.
Это хорошие материалы, прежде всего, для планирования нашей совместной деятельности и принятия необходимых управленческих решений.
Важно, что в каждом муниципальном образовании ранее прошли встречи глав с делегатами.
Межнациональное и межконфессиональное согласие в муниципалитете – это предмет особой заботы и ответственности муниципальной власти. Именно исходя из этого следует строить работу на местном уровне.
Уважаемые делегаты и гости Съезда!
Полагаю, будет правильным выразить от нашего Съезда решительную поддержку проводимому Президентом Российской Федерации курсу на укрепление могущества страны, сохранение межэтнического и межрелигиозного мира и согласия, борьбу с проявлениями экстремизма и терроризма, отстаивание национальных интересов России на международной арене.
А также призвать всех представителей политических сил и движений способствовать поддержанию в стране мира и согласия между людьми разных национальностей и вероисповеданий, не допускать действий, которые могли бы привести к напряженности в этнорелигиозной сфере.
Учитывая современные вызовы, следует признать терроризм, экстремизм и радикализм – в какие бы национальные и религиозные одежды они не рядились – серьезной социальной опасностью, угрозой общественного единства, а противодействие этим деструктивным тенденциям – общей задачей всех государственных и общественных институтов.
Завершая доклад, еще раз подчеркну, межнациональный и межрелигиозный мир и согласие должны быть непреложной ценностью и приоритетом в нашей работе – это базовое условие развития республики и страны в целом.
Игътибарыгыз өчен рәхмәт!
Съездда катнашучыларга, кадерле кунакларыбызга эшләрендә зур уңышлар, тыныч-имин тормыш телим!