В Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма состоялась торжественная церемония открытия Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы — 2024».
В мероприятии приняли участие заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Лейла Фазлеева, руководитель Исполкома Совета Ассамблеи народов Татарстана Ренат Валиуллин, директор Многонациональной воскресной школы г. Казани Маринэ Хухунашвилли.
Ученики школы показали многообразие и богатство культур народов проживающих на территории Татарстана.
Конкурс проводится с 16 по 21 сентября в Казани на базе полилингвального комплекса «Адымнар — путь к знаниям и согласию» и детского сада №99 Казани.
Всероссийский конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» учрежден Министерством просвещения Российской Федерации в 2022 году и является знаковым событием проведения в России Международного десятилетия языков коренных народов (2022-2032 гг.). С первого года конкурс проводит ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации».
Ключевая миссия конкурса – поддержка языкового и культурного многообразия России и популяризация педагогического сообщества. В языковом состязании принимают участие учителя родных языков и воспитатели детских садов, реализующие образовательные программы на языках.
Для воспитателей испытания проходят в рамках номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста».
Первый заключительный этап конкурса прошел в 2022 году в Ставропольском крае – регионе, где проживают более ста национальностей. Победителем стала учитель осетинского языка Яна Бекоева из Республики Северная Осетия – Алания.
В 2023 году конкурс прошел в Карачаево-Черкесской Республике, в финале приняли участие 104 педагога из 75 регионов – носители 30 родных языков.
Заключительный этап проходит в три тура: заочный и два очных. В заочном туре участники представляют видеовизитки, в которых рассказывают о себе, своих педагогических достижениях и профессиональных навыках.
В первом очном туре конкурсанты демонстрируют свои профессиональные компетенции жюри и местному учительскому сообществу, а затем проводят вводный урок родного языка или литературы для школьников, которые не владеют этим языком. Пятнадцать педагогов, набравших наибольшее количество баллов, становятся лауреатами конкурса и проходят во второй тур.
Во втором туре лауреаты проводят внеурочное мероприятие со школьниками. По итогам него будут объявлены пять финалистов конкурса, которые будут допущены к заключительному испытанию «Мастер-класс». Его цель – продемонстрировать жюри и профессиональному сообществу эффективность педагогической методики в обучении языку и литературе.
Торжественное закрытие Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» пройдет 21 сентября 2024 года на базе Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма с участием Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова.
Онлайн-трансляции торжественной церемонии и конкурсных испытаний будет доступна в официальном сообществе конкурса в VK с 16 по 21 сентября 2024 года.
В Международный день учителя победитель конкурса примет участие в церемонии награждения в Государственном Кремлевском Дворце.
В этом году в заключительном этапе принимают участие 112 педагогов: 79 учителей и 33 воспитателя из 79 регионов. Педагоги представят 36 языков народов России: как самых больших по численности носителей (русский, татарский, чеченский, башкирский и чувашский), так и коренных малочисленных народов (вепсский, корякский, нанайский, ненецкий, нивхский, удэгейский, хантыский, шорский и эвенкийский).
Помимо конкурсных состязаний, в Казани запланирована обширная методическая и культурная программа, финалисты смогут познакомиться с лучшими педагогическими практиками в языковом образовании в ходе мастер-классов, посетят Казанский кремль и спектакли «Мәхәббәт-FM» в Татарском академическом театре и «Матур-City» в Казанском театре юного зрителя.
Во время творческих состязаний в школе «Адымнар» состоится выездное заседание рабочих групп при Комитетах Государственной Думы по делам национальностей и по просвещению, посвященное обсуждению изучения родных языков в дошкольном образовании.
Информационный партнёр конкурса — Дом Дружбы народов Татарстана.