«ЮНЕСКО утверждает, что если в народе родной язык знают менее 100 тысяч, то такой народ обречен на гибель. В советские времена мы, татары, были на грани, но выжили. Язык сохранился в деревнях. Теперь необходимо создать городскую татарскую культуру», — так считает заведующий кафедрой высшей математики Казанского государственного архитектурно-строительного университета, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор и председатель «Ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф»» Наил Туктамышов.
— Наил Кадырович, расскажите о себе, о Ваших родителях.
— Отец был директором школы, преподавал историю, мама работала учителем начальных классов. В 1945 году, в силу ряда причин, отец оказался в Южном Казахстане. Там он преподавал историю на казахском, узбекском, русском и татарском языках. Потом работал председателем исполкома. Когда ему исполнилось 25, он привез в Казахстан свою жену – девушку из родной татарской деревни. Свадьбу папа с мамой сыграли 9 мая 1945 года. Грандиозная, широкая была свадьба! Потом они снова вернулись на родину. Я родился уже здесь, в Татарии, в селе Старые Чукалы Дрожжановского района. У меня есть старший брат Ильхам Кадырович, он работал строителем и старшая сестра Наиля Кадыровна, она преподавала татарский язык в школе.
— Что Вам запомнилось из детства?
— Моя первая учительница Мария Ивановна Батухтина. Я до сих пор ей очень благодарен. Когда пришел в 1 класс, ни слова не говорил по-русски. Она мне помогла, буквально подняла меня, и через год-полтора я уже нормально знал русский и прекрасно учился.
— Какое у Вас образование?
— С детства я очень любил математику, поэтому поступил на механико-математический факультет Казанского государственного университета. Окончив его в 1976 году, поступил в аспирантуру Казанского инженерно-строительного института. Кандидатскую диссертацию написал под руководством Салимова и в 1980 году защитился в КГУ.
— О чем мечтали, когда закончили КГУ?
— Знаете, все мои мечты сбылись! Всегда хотел заниматься наукой. Так и получилось. С 1980 года работаю в Казанском инженерно-строительном институте (сейчас Казанский государственный архитектурно-строительный университет). Защитил две диссертации: в 1980 году — кандидатскую, в 2000 – докторскую.
— Наил Кадырович, чем занимались в лихие 90-е?
— Перестройка многое изменила! Участвовал в работе ТОЦ. Чуть позднее, в 1992 году была организована наша ассоциация.
— Что послужило причиной создания ассоциации «Магариф»?
— Было множество людей, заинтересованных в возрождении полного школьного и ВУЗовского образования на татарском языке. Вообще, история татарского образования очень давняя. Еще до революции на деньги благотворителей открывались медресе, где уровень преподаваемых знаний соответствовал вузовскому. Молодые люди, окончившие эти учебные заведения, свободно продолжали учебу в Германии, Франции, Египте. Еще до 1930-х годов татарская культура переживала подъем.
Потом был длительный спад, образование на татарском языке прервалось фактически полностью. Преподавание в школах, институтах, университетах велось только на русском. В конце 80-х идея о возрождении образования на родном языке вновь стала актуальной. Многие татары хотели изучать математику, физику, химию и другие дисциплины на татарском. По этой причине в 1992 году в Казани и образовалась «Ассоциация работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф»».
Первым председателем стал Ильдус Амирханов — прямой потомок татарского писателя и публициста Фатыха Амирхана. Активистами Ассоциации была проделана огромная работа, чтобы открывались школы и гимназии на татарском языке. Должен сказать, что благодаря усилиям «Магариф» в области образования произошли серьезные перемены. Вечерами мы встречались с учителями, узнавали, с какими трудностями они сталкиваются. Помогали и советом, и методическими материалами. Но главное, усилиями группы ученых в рамках Академии наук Татарстана была начата работа по созданию терминологии на татарском языке для основных школьных и вузовских дисциплин, разрабатывались учебники.
В 90-х стало появляться преподавание на татарском в школах республики, а в 2000-х уже и в высших учебных заведениях столицы Татарстана. Были изданы учебники для вузов на татарском языке по физике (Г.Ю. Даутов), химии (Г.Г. Хисамиев), теоретической механике (А.З. Камалов), математике (Н.К. Туктамышов) и другие.
— Наил Кадырович, в каком году Вы возглавили «Магариф»?
— В 2004-м. Вообще, с самого начала был членом организации, лично участвовал в разработке терминологии для школ и вузов и в составлении учебников по математике.
— Что «Магариф» делает для молодежи?
— Ежегодно проводятся конкурсы на разные знания, умения и навыки для юношей и девушек «Татар егете» и «Татар кызы». Финал с вручением призов проходит традиционно в татарском театре имени Камала.
Летом подобные мероприятия организовываются для детей, приезжающих из Бирюлей, Актаныша. Ребята заранее готовятся и в финале тоже получают призы. Для студентов Казанских вузов общество регулярно проводит спортивные мероприятия по футболу и волейболу. Кроме того, «Магариф» организует различные литературно-художественные вечера, круглые столы и конференции.
— Ваши планы на будущее?
— Нам нужно сохранять и поддерживать то, что имеем в области образования, и двигаться вперед. Я часто езжу на международные конференции. Бывал в Пекине, Рио де Жанейро, Ницце, Салониках, Куала Лумпуре, выступал там с докладами. Надо сказать, татар мало знают. Говоришь Татарстан, думают – Казахстан. Приходится делать экскурс в историю, кто такие татары, где проживают. И, конечно, рассказываю о нашем главном достижении – школьном и вузовском образовании на татарском языке. Это всегда очень впечатляет. Многие заинтересованы, в том, чтобы и в их странах мог реализоваться подобный опыт.
— А какой заграничный опыт в области образования был интересен Вам?
— Несколько лет назад в Рио-де-Жанейро, я участвовал в конференции «Математическое образование и языковое многообразие». Были представлены более 30 государств: Франция, Канада, Новая Зеландия, США, Колумбия, Папуа – Новая Гвинея и другие. Так вот в Гвинее много языков, нет единого. А учёные из Австралии изучили языки Новой Гвинеи, и помогли им создать математическую терминологию на их родном языке. Теперь в Гвинее образование на родном языке до 4 класса! Опыт Татарстана по использованию татарского языка во всех звеньях образовательной системы вызвал очень большой интерес, особенно возможность обучения в вузах на родном языке. Хотелось бы, чтобы русские ученые тоже помогали нам во внедрении татарского языка в образовательную теорию и практику.
Наил Кадырович, говорят, Вы — богатый человек, у Вас трое сыновей!
— Да. Старший – Расих, закончил Медицинский университет, сейчас работает врачом и преподает в Йельском университете США. Рустем тоже закончил медицинский, он рентгенолог, а младший Ришат закончил аспирантуру на мехмате, заканчивает работу над диссертацией.
— Чтобы Вы желаете нашей республике?
— Я хочу, чтобы татарская культура была полноценной, чтобы за границей не приходилось отвечать на вопросы о том, кто мы такие. И я верю в перспективу Татарстана, в будущее своего народа!
Информационный центр ДДнТ