(27 марта 2015) Празднование Науруз-байрам в Агрызском районе Татарстана началось с театрализованного представления. Ведущие праздника приглашали всех на праздник. Но самое интересное было впереди, когда появились Дед Мороз и Науруз бикә. Они пытались опередить друг друга. На празднике состоялась встреча Весны с Зимой. В итоге Зима была изгнана, а на её место приглашена Науруз бикә (Весна).
В этот день участники лакомились блинами и другими гостинцами. Все перенеслись в те далекие времена и приняли участие в этом веселом празднике. Проводилось множество разных игр. Так с обильным угощением и всепрощеньем провожал народ Зиму, встречал Весну.
По форме организации и проведения эта программа является яркой иллюстрацией совместной работы Дома Культуры со своими партнерами, которые принимали непосредственное участие в творческом процессе. К проведению праздника были привлечены сотрудники детского сада, школы и организации села.
Сотрудники Иж — Бобьинского Дома Культуры стараются проводить работу по сохранению и развитию народного творчества.
Весной, Навруз придет к тебе в обитель,
И будет счастлив в праздник каждый житель,
Отпустим все обиды в этот день,
И вспомним достижения бывалых поколений.
Родным и близким сделаем приятно,
Пройдет Навруз и вспомним многократно,
Как много времени прошло, а он живет,
Навруз-успех и доброту в твой дом несет.
Вот уже который год на Кичкетанской земле проводится один из древнейших праздников мусульманского народа «Навруз». В честь празднования Навруза 21 марта на центральной площади села прошли народные гуляния. Это праздник-обновления, рождение новой жизни или просто Новый год по иранскому календарю. По поверью — чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа.Почти весь мир принимает этот день как праздник возрождения природы,торжества жизни,надежд на щедрый урожайный год.
Погода в этот день и на самом деле олицетворяла борьбу зимы с весной. С утра ударил морозец и дул холодный ветер, а к обеду выглянуло солнышко, обещая наступление тепла в ближайшие дни.
Ведущая Назипова Тансылу открыла праздник красочной композицией,где ярким персонажем была конечно же красавица Навруз.Председатель местного самоуправления Нуриев З.Р., имам-хатыйб Мухамматазат хазрат поздравили всех с праздником и дали напутствие молодому поколению, пожелав счастья, здоровья и любви.
Изобилие праздничных обычаев и отрибутов, подготовленных культработниками, говорит само за себя. Один за другим радовали и подарили зрителям свои веселые народные песни, национальные танцы. Выступления Тансылу Назиповой, Ларисы Фассаевой, Алсу Давлетшиной, Зинаиды Казанцевой, Татьяны Гончаровой очень понравились гостям .
Продолжили праздник соревнованиями команды из коллектива школы, детского сада, амбулатории, дома культуры и ученики. Во время эстафеты пришлось бегать на одной лыжне, бегать с мячом между ног, кататься на ледянке, скакать на скакалке, бегать двоим в обруче, бег на стульчике; участвовать в играх: боулинг, кидание кольцо в цель, скачка на метле, бить горшки, армспорт.
Веселые игры, яркий смех-все это создавало добрую, дружескую атмосферу, где каждый участник и гость получил заряд хорошего настроения.
Команды очень старались и 1 место заняла команда учеников,2 место-коллектив учителей,3 место-коллектив детского сада,4-амбулатирия,5 место-команда сельского поселения вместе с работниками культуры.
Чтобы убедиться, что Дед Мороз действительно ушел в конце праздника весны Навруз было сожжено чучело, символизирующее холодную и снежную зиму. А появление на небе солнца известило — весна идет, весне — дорогу!
Яркая фольклорная постановка, игры, обряды, приметы сопровождающимися добрыми пожеланиями, горячим чаем, вкусными угощениями, национальными атрибутами Навруза превратился в большой очаг народного торжества, где были продемонстрированы все прелести национальных традиций празднования Навруз байрама, символизирующего расцвет, пробуждения земли.
Пусть в душе каждого пробудятся новые силы, на свершение новых благих дел. Пусть начало новой весны принесет счастье в каждый дом в каждую семью!
Известный русский этнограф Ю. В. Бромлей дает целостное определение культуры: «…Культура –это всё, что создано и создаётся человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии. Культуру обогащают, умножают в поле, у мольберта, за станком, за пишущей машинкой, повседневный труд сливается в ней с подвигами героев и прозрением гениев.
… И культура живёт, дышит, совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас. Люди являются создателями культуры и одновременно её созданиями».
Следовательно, и мы являемся частью культуры и так же должны творить её. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объёме познать традиции других народов, не может стать полноценным человеком, патриотом своего отечества…
Исходя из этого, Исенбаевский дом культуры, уделяет огромное внимание на сохранение национальных особенностей, национальную самобытность, обычай и праздников. Снова и снова возвращаемся в очаг предков…
Науруз – праздник, который связан со сменой времен года, от зимы к весне. И мы провели его 21 марта – день весеннего равноденствия.
Подготовили место для проведения праздника. Украсили шарами, повесили вывеску « Нәүрүзгә рәхим итегез!” С раннего утра над деревней прозвучали татарские мелодии…
В 10 утра,праздничная площадь принимала гостей. Девушки в национальных одеждах встречали и обслуживали односельчан, которым, каждый год предлагаем горячий чай, но не обыкновенный!
Чай — из древнего самовара, который кипит только с древесным углём! Чай — очень рано вошёл в быт татар и является атрибутом гостеприимства. И наши односельчане являются большими любителями крепкого, горячего чая с молоком из маленьких чашек (чтобы не остыть). На столе во время праздника не только песок, сладости, но и обязательно деревенский мёд (вкусный, натуральный продукт).
Специально к празднику, именно к чаю готовим изделие из пресного теста, несомненно древнего — оладьи (коймак). Оладьи делаются из жидкого теста. Тесто у нас помешивается только деревянной лопаткой! Раньше даже тесто замешивали в деревянных квашнях.
Для понимания вкуса, специфики наших национальных оладьи, немаловажное значение имеет форма очага при приготовлении этого блюда. Они делаются у нас на сковороде перед разогретым пламенем печи. Именно поэтому, отличный, своеобразный вкус!
Татарская печь, хотя и очень похожа на русскую, имеет своеобразие, связанное с этнической особенностью народа. Её отличает меньшая лежанка, низкий шесток, а самое главное – наличие бокового котла.
Именно этот боковой котел, только отдельно – во дворе мы используем для приготовления каши во время праздника. Древнюю пшенную кашу тоже помешиваем только деревянной лопаткой! И так, у нас сложилась ежегодная оригинальная национальная праздничная кухня!
Праздник открыл глава сельского поселения.
В всемирный день поэзии со стихами о весне, с песнями выступали дети из детского сада. Каждый номер, каждое исполнение провожалось аплодисментами.
Самое интересное конечно, борьба Деда Мороза с девушкойкой- Науруз. Они и пословицами, и загадками, и плясками соревновались… Но, всё же Науруз победила! Пришла к нам настоящая весна! Науруз – светлый праздник! Нужны такие праздники людям! В эти минуты, часы окрыляются души, у каждого появляется душевный подъём…
В этот день, ежегодно дети катаются по улицам, на повозках коня, вызванивая колокольчиками которые украшены яркими декоративными полотенцами, платками. Детям очень нравится.
Организовали разные игры, спортивные конкурсы. Обращаем большое внимание на игры на ловкость, чутьё… Игры со времён дедов и прадедов: «Разбей горшок!», «Тащи на санках!», бег в мешках, бег с ложками (в ложке сырое яичко) . Перетягивание каната – труд упорный, волевой, канат любит только сильных. В сторонке подымают гири…
В конце праздника сжигается чучило .
Какой же праздник без плясок? Обязательно –татарские пляски! Песенность, мелодичность- неотъемлемые свойства души татарской. И в труде, и в празднике народ наш самозабвенно – радостен. Не зря же говорим: в народе – неисчерпаемые истоки настоящего искусства, настоящей силы!
Заведующий Исенбаевского сельского дома культуры: Юсупова А. М.
Художественный руководитель: Тукманов О. А.