(7 июня 2020) Редакция портала представляет новую рубрику выходного дня, о том, какое интересное кино можно посмотреть в семейном кругу и больше узнать о национальных особенностях разных народов. Сегодня знакомимся с азербайджанским кинематографом.
Фильм «Тахмина». Со временем, он приобрел и второе название, производное от имени главных героев, – «Тахмина и Заур».
Год выпуска — 1992
Жанр — Драма / Мелодрама
Оригинальное название: Təhminə
Режиссер: Расим Оджагов
Сценарист: Анар Рзаев
Оператор: Кенан Мамедов
Композитор: Эмин (Эмиль) Махмудов
Художник: Рафис Исмайлов
Страна: Азербайджан
Производство: Азербайджанфильм, Независимая Студия «Оджаг»
Актеры: Мерал Конрат, Фахраддин Манафов, Зернигар Агакишиева, Гасан Мамедов, Гасанага Турабов, Лариса Халафова, Физули Гусейнов, Дадаш Казимов, Маяк Керимов, Эмин (Эмиль) Махмудов, Тофик Мирзоев, Лаура Рзаева, Эльмира Шабанова, Санубар Искендерли
По мотивам романа: Анара «Шестой этаж пятиэтажного дома».
На II-ом фестивале-конкурсе Азербайджанских фильмов картина получила приз за лучшую режиссерскую работу Р. Оджагова и за лучшее исполнение женской роли З. Агакишиевой (Баку, 1993г.).
Фильм считается одним из лучших азербайджанских фильмов, произведенных в 1990-х годах. «Тахмина» — это философская притча о любви молодых людей второй половины ХХ века — Заура и Тахмины.
Краткое содержание:
Фильм рассказывает о страстном романе главных героев мелодрамы — Заура и Тахмины. Любви мешают особенности консервативного общества. Заур (Фахраддин Манафов) — сын известного и хорошо обеспеченного профессора Зейналлы (Гасан Мамедов) влюбляется в Тахмину (Мерал Конрад) — разведенную женщину, которая работает на телевидении. Героиня — объект восхищения многих людей, что вызывает ревность со стороны Заура. Сам герой настолько влюблен в Тахмину, что старается следовать за ней повсюду и даже летит в Ленинград, когда Тахмина отправляется туда по делам.
Семья Заура отношения не поддерживает и пытается отвлечь его разными способами, а в дальнейшем и женить на дочери друга их семьи — Фирангиз (Лаура Рзаева). Давление со стороны общества и непрерывные агрессивные звонки матери Заура (Зарнигяр Агакишиева) Тахмине в конечном итоге приводят к большим проблемам в их отношениях и страданиям главной героини. Заур прислушивается к советам своих родителей, женится на Фирангиз. Тахмина впадает в глубочайшую депрессию, вызванную тоской по любимому, становится зависимой от алкоголя. Из-за этого у неё начинаются проблемы со здоровьем и в конечном итоге она умирает от болезни. В это время Заур был в Стамбуле: у них с Фирангиз был медовый месяц. Когда он вернулся, его зять сообщает весть о кончине Тахмины. В финальной сцене фильма Заур, едет на рынок, вынимает список продуктов, составленный его женой и размышляет о том, что жизнь продолжается…
Про фильм…
Фильм запоминается эмоциональной игрой актеров, динамикой развития сюжета и необычными планами.
Первая сцена показывает свадебное путешествие Заура вместе со своей женой Фирангиз. И вот однажды во сне он услышал знакомый, ни на что не похожий запах духов Тахмины. Ноги ведут его на пляж, где он вспоминает их с Тахминой историю любви… Историю двух одиноких душ.
Заур – единственный сын известного и хорошо обеспеченного профессора, несмотря на это, он работает, но отличается слабостью характера. Он знакомится с Тахминой в издательстве, где они вместе работали. Героя она привлекла своей красотой, изяществом, но главное — своей легкостью. За женщиной следовало большое количество слухов о её легкодоступности. Но Зауру было на эти слухи все равно до тех пор, пока он не влюбился в нее. Героиня была несчастна: замуж вышла без любви, муж не уважал. Тахмина пыталась отчаянно найти свое счастье. Общество не принимало не традиционное (открытое) поведение. Автор сделал ее лишенной вульгарности, пошлости, грубости, грязи — просто ее образ жизни и мыслей отличался от образа других азербайджанских женщин. Тахмина честна и не притворялась: «Я хочу, чтобы ты, Заурчик, запомнил: я не святая, пусть на этот счет у тебя не будет иллюзий. Но и то правда, что никого я еще не любила, как тебя, и никому не говорила этого».
Вокруг нее постоянно находится огромное количество поклонников. Она называет их «приятели», и неважно старые они или молодые. Кто-то из них помогает с работой, кто-то помогает достать что-нибудь, кто-то покупает подарки… Заур старался думать, что это был просто широкий жест с их стороны, что они просто хотели помочь красивой девушке, но ревность брала своё. А Тахмина действительно очень любила Заура…
Кажется, что герои изначально знали, об обреченности их отношений. Возможно они не смогли бы прожить долго и счастливо. Заур, зная, о большом количестве поклонников Тахмины, не мог этого принять. А героине нравилось, что ей восхищаются, ей это было нужно. Герой постоянно жил в ожидании подвоха, все время ее в чем-то подозревал. Его волновало общественное мнение. Тахмина же, в свою очередь, считала, что ее лишают свободы, что в её поведении нет повода для осуждения. Зная его характер, она дразнила его, рассказывая о своих знакомых. Женщина хотела, чтобы Мужчина просто ей верил. В итоге, любовь стала приносить несчастье обоим героям. Тахмина выбирает свободу и тоску, Заур – правильное общественное мнение.
«Шестой этаж пятиэтажного дома» — достаточно смелое произведение. До сих пор люди перечитывают книгу, пересматривают фильм. Это потому что конфликт между выбором человека с одной стороны и общественным мнением с другой – всегда актуален. В эту историю веришь. Так же автор великолепно передал атмосферу Баку, точно показал азербайджанский быт. Книга, как и фильм, принимаются легко, с первых минут покоряет и не отпускает даже после прочтения. Произведение запоминается цитатами – размышлениями героев. «Шестой этаж» – это Тахмина. Такая женщина, как она, не вписывается в консервативное общество Азербайджана. Такие женщины становятся изгоями.
Очень часто мы выбираем «правильный путь», на котором настаивает окружение. Но будет ли это путь к счастью? Быть может, иногда стоит выбрать любовь, чем потом сожалеть, стоять со списком покупок и думать: «Дома меня ждали жена, дети и внуки, а жизнь, в общем-то, прошла зря».
Ведь ни один самолет, ни один пароход, ничто на свете не может увезти человека от него самого, от его прошлого, и выражение «искать счастья» никоим образом не означает поисков этого самого счастья где-то в пространстве. Счастье или несчастье в тебе самом, и ты можешь возить их с собой, как багаж, куда угодно, хоть на край света, но от этого их не убудет и не прибудет».
Справка:
Рзаев Анар Расул Оглы (азерб. Anar Rəsul oğlu Rzayev) родился 14 марта 1938 года) — азербайджанский писатель, прозаик, режиссёр и сценарист, общественный деятель. Народный писатель Азербайджана (1987г.), Председатель союза писателей Азербайджанской Республики.
Окончил филологический факультет Азербайджанского университета, Высшие сценарные курсы в Москве, Высшие режиссерские курсы в Москве, работал редактором литературного журнала, сотрудником Музея литературы в Баку. Печататься начал с 1960г. Живет в Баку. Написал также сказочные повести — «Дед Коркут» (1988г.), «Сказка о добром короле» (1989г.).
Информационный Центр ДДнТ