В Алькеевском районе Татарстана в селе Сиктерме-Хузангаево, родине чувашского народного поэта Петра Хузангая, прошел национальный образовательный форум школьников «Аталан». Организаторами мероприятия выступили молодежное движение «Аталан», Чувашская национальная культурная автономия в Республике Татарстан и Алькеевский муниципальный район.
— Артем, как появился форум?
— Национально-образовательный форум школьников «Аталан» впервые прошел в мае прошлого года в Алькеевском районе. Изначально планировалось мероприятие, ориентированное на молодежь, инициатором которого и выступило молодежное движение «Аталан». Однако, поскольку приближался слет отличников из чувашских школ, было принято решение об изменении формата мероприятия. Апробация нового формата прошла успешно.
Форум «Аталан» декабрь 2017
— То есть, не только отличники стали принимать участие? Почему?
— Да. Ведь отличники, они и так принимают участие во множестве мероприятий. Если это республиканская Президентская елка, то едет отличник, олимпиады – опять отличник. И мы сделали упор на участии в форуме обычных детей, которые учатся, но ограничены в возможности посещать масштабные мероприятия, за пределами своих населенных пунктов.
— Каким образом осуществляется отбор на форум?
— Как таковой отбор мы не проводим. Отбор проходит на местах по квотам. То есть каждому муниципальному образованию мы выделяем квоту на основании данных о количестве чувашей, проживающих в районе. Эти данные делятся в процентном соотношении по всей республике. Хотя в прошлом году, в декабре, когда проходил наш второй по счету форум, мы попытались сделать некий отборочный тур. Он назывался «Мой проект – моему народу».
На первый форум заявилось 80 школьников и 45 преподавателей. Это же количество было в декабре. В этом году мы собрали 78 школьников и 36 педагогов.
Участники форума «Аталан» май 2018
— Какова судьба этих проектов?
— Победивший в конкурсе проект мы совместно дорабатываем и оформляем в качестве заявки на грант. Ведь такой формат работы – неисчерпаемый источник новых идей, интересных задумок. Как результат – это совместная реализация проекта: автора идеи и наша, чувашской молодежи Татарстана.
— На форум попадают только те чуваши, которые изучают родной язык в школах?
— Конечно, есть акцент на то, чтобы в форуме принимали участие дети, изучающие чувашский язык и литературу. Но это требование не является определяющим. У нас в форуме участвуют и татары, которые просто планируют изучать чувашский язык, есть русскоязычные дети. Опять же нужно понимать, что чувашский язык преподается не во всех школах, где учатся чуваши.
Однако стоит отметить, что задания и мероприятия в рамках форума требуют знания чувашского языка, литературы и его культуры.
Награждение организаторов форума «Аталан» декабрь 2017
— Как планируете работать с участниками форумов в дальнейшем?
— Старшеклассники на форуме – это завтрашние студенты, которые приедут в будущем в Казань и усилят наше молодежное движение. При этом мы не ограничиваем наше общение только рамками форума: ежемесячно, иногда и каждую неделю мы проводим конкурсы в социальных сетях.
— Кроме школьников в работе форума приняли участие преподаватели. В чем заключалась их роль?
— Целью форума является создание национальной коммуникативной площадки для дружественного и гуманного взаимодействия учащихся общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан. Но без преподавателя, учителя это будет сделать сложнее. Ведь именно в их руках сейчас находится судьба преподавания чувашского языка и литературы.
Для педагогов мы отдельно организуем круглые столы, мастер-классы. И им это нравится. Если на слете отличников они приезжали, смотрели концерт и ждали окончания, то теперь они тоже работают. Вообще, можно сказать, что форум – это два отдельных мероприятия. Педагоги и ученики пересекаются только на открытии, обеде и закрытии. Все остальное время все работают, генерируют новые идеи, делятся опытом. Для работы с учителями мы приглашаем, кроме прочих, чувашских писателей. В мае прошлого года был приглашен Николай Сорокин, который презентовал роман «Вечная Волга». В этом году мы пригласили Маргариту Валерьяновну Литту, которая занимается литературно-творческим объединением Нурлатского муниципального района «Асамат кĕперĕ» (Радуга). Они ежегодно выпускают сборники произведений чувашских авторов, в том числе и учеников. Это большое начинание и этот опыт выпуска сборников самодеятельных авторов оказался востребован.
Участники форума «Аталан» май 2018
— Вернемся к школьникам. Все мы были детьми, и понимаем, что «учеба» для них может быть скучной, неинтересной. Как эту проблему преодолеваете?
— В английском языке есть хорошая фраза, метод: «Play and learn» — «Играй и изучай». Этот метод мы и используем. С другой стороны я постоянно говорю: «Мне не нужны пожелания, хорошие отзывы. Дайте мне критику!». Именно критика, фокусирование внимания на незаметные для нас, организаторов, моменты, которые мы будем исправлять, совершенствовать наши задумки. Например, на первом форуме участники посещали музей, писали сочинение. Эти моменты чередовались с физической активностью, играми. На последнем форуме мы сделали больший упор на физическую составляющую: чувашские народные игры, этноквесты, чувашские обряды, чувашские танцы и т.д. Из познавательной части осталось только посещение музея, где расположена экспозиция к 170-летию чувашского народного писателя Ивана Яковлева.
— Как мотивируются школьники по итогам форума, чтобы он мог приехать домой и с гордостью что-то показать кроме фотографий?
— На слёте отличников детей награждали грамотами, дипломами за успехи в учебной деятельности. Сейчас для каждого участника изготавливается множество различной продукции с символикой форума: футболки, блокноты, ручки, сумки для сменной обуви. Это не подарки в широком смысле. Дети это получают сразу по прибытию на форум. Ну и свидетельство об участии в форуме, которое вручается, в том числе, и преподавателям.
— Сколько человек из молодежного актива принимает участие в организации работы форума?
— В прошлом году это было 15 человек, в этом – порядка 20. В этом году было новшество: мы пригласили активистов Молодежной Ассамблеи народов Татарстана. Алишер Самадов вел секцию «актерское мастерство», например.
Участие МАНТ решает еще одну задачу – задачу воспитания детей в духе национальной терпимости, дружбы. Школьники видят воочию, что все разные, что дружба народов – это круто и здорово.
Алишер Самадов на форуме «Аталан» май 2018
— Кто осуществляет поддержку форума?
— Первый форум был полностью проведен за счет спонсоров. Второй – уже за счет грантовых средств. В этом году помогли опять спонсоры и, конечно, же Алькеевский муниципальный район Республики Татарстан, который также является организатором данного форума. Мы выражаем благодарность Главе Алькеевского муниципального образования Александру Федоровичу Никошину, районной администрации, председателю чувашского национально-культурного центра в Алькеевском муниципальном районе Евгению Михайловичу Чугунову и Хузангаевской средней общеобразовательной школе за содействие в организации и проведении данного проекта. Также есть люди, которые неравнодушны к будущему чувашского языка и культуры, а если брать шире – чувашского народа. Здесь я бы особенно выделил Иванова Владимира Викторовича и его сына, Вячеслава Владимировича. Они очень помогают с транспортом и напрямую принимают участие в реализации проекта. Есть поддержка и со стороны Чувашской Республики. В первую очередь, со стороны СМИ. Во всем, что касается информационного сопровождения, нам очень помог издательский дом «Хыпар».
— Что бы Вы хотели внедрить или, наоборот, убрать из форума по результатам этого года?
— Есть отдаленные районы Татарстана, Волжская зона (Тетюшский, Дрожжановский, Буинский районы). Участникам из них далеко ехать (особенно со спецификой условий перевозки детей). В рамках однодневного форума они просто не успевают приехать к самому началу. Мы это вопрос обсуждали с руководством Алькеевского района. Они сами предложили сделать форум двух-трехдневным. С другой стороны, увеличение количества дней ведет за собой увеличение бюджета.
Отдельно я бы отметил явку. Квота в этот раз была на 150 человек, однако, конец учебного года, отсутствие где-то транспорта или невыделение его не позволили многим приехать. Здесь мы надеемся на работу с Министерством образования и науки Татарстана.
Участники форума «Аталан» май 2018
— Одним из показателей успешности является обратная связь. Какую реакцию по результатам вы получаете от родителей, педагогов, участников?
— Все участники пишут отзывы. Да, мы просим об этом, но не принуждаем. Преподаватели оставляют рекомендации в группах посредством мессенджеров. Но повторюсь, нам важна критика. Слова благодарности, конечно, приятны, но здоровая критика и предложения очень нужны. Ведь наша главная задача – чтобы дети сохранили родной язык. Как это сделать? Какие точки взаимодействия с ними использовать? Нужно больше ответов на эти вопросы.
— А где пригодится знание родного языка сегодняшним школьникам в будущем? В семье разве что?
— Есть одно хорошее выражение: «Легко выучить русский или английский язык, язык отца и матери – гораздо труднее». Если он для тебя не близок, ты не говорил на нем, то в будущем тебе будет тяжелее. Все языки сегодня сталкиваются с этой проблемой. Если раньше это было проблемой городов, то и на селе сегодня вопрос стоит остро. Тот же интернет, где сегодня концентрируется общение людей между собой, уничтожает необходимость говорить, писать на родном языке.
Любой желающий пообщаться на родном для нас чувашском языке может приходить к нам, в молодежное движение «Аталан». Тем более, оно сейчас расширяется. У нас появились две футбольные, волейбольная команды.
С другой стороны, мне сложно описать те чувства, когда человек далеко за границей слышит родную речь. С тем же русским там проблем нет: сегодня очень много туристов. Но услышать чувашскую речь за тысячи километров от родных мест – это очень приятно.
Применять родной язык в повседневной деятельности сейчас, конечно, трудно, но кем мы станем, если мы не будем знать родного языка? Ведь речь идет не о том, нужен родной язык тебе или нет. Речь идет о том, кем ты себя чувствуешь в мире и кем будут твои дети.
Информационный центр ДДнТ