(11 ноября 2017) Ведущий специалист по работе с национально-культурными объединениями Дома Дружбы народов Татарстана Анжелика Вакилова в интервью нашему порталу рассказала о своей поездке в Калужскую область, проекте «ЭТНОМИР» и том, почему такой проект нужен в РТ.
— Анжелика, расскажи о поездке.
— Я приняла участие в работе VII культурного форума по вопросу государственной поддержки национальных меньшинств, который проводило Министерство культуры России. Мероприятие прошло на базе этнографического парка-музея «Этномир» в деревне Петрово Боровского района Калужской области.
— Кто принимал участие в форуме?
— В первую очередь, это были руководители и представители домов народного творчества регионов России. Например, Смоленской, Липецкой, Калужской, Владимирской, Воронежской областей. Приехали наши соседи из Ижевского Дома Дружбы народов. Представители разных регионов представили свой опыт в выстраивании работы с диаспорами, общинами. Я рассказала о деятельности нашей.
— Какие проекты в других регионах показались тебе интересными и, возможно, могли быть воплощенными у нас, в Татарстане?
— Для меня показалась очень интересной – база, где проходил форум, этнографический парк-музей. Подобно храму всех религий этот объект мог бы стать туристически привлекательным объектом.
— «Этномир» — это коммерческий объект и он должен приносить прибыль…
— Да это так, но кроме денежной составляющей, нужно понимать и образовательный эффект. Ты сам знаешь, какое внимание детей привлекает выставка макетов подворий разных народов в нашей Многонациональной воскресной школе. Да и не только детей, по большому счету. А если представить, что тот же казанский школьник, не выезжая за пределы города, побывает внутри настоящей башкирской, кыргызской или казахской юрты, сможет поворошить сено во дворе куда
Справка: Куд (мокша), кудо (эрзя) — традиционный тип жилища у мордвы.
или попить чай из пиалы в аналоге узбекской чайханы, то у него не может возникнуть отторжения к культуре другого народа. Словами и рассказами можно многое донести, но если человек сам пробует, трогает, общается, то эффект погружения в культуру другого народа гораздо глубже. А что касается денег, то если такой объект стоит как обычная декорация, без жизни внутри, то он и не будет приносить прибыли.
— Что ты имела в виду, объясни, пожалуйста.
— Мне так кажется, что если макеты подворий построить в натуральную величину, то они так и останутся макетами. Да, это будет передавать какой-то образ того или иного народа, но он будет без жизни. Опять же, все зависит от того, кто руководит и от того, как построена логистика и работа объекта в целом. Ведь тот же «Этномир» не ограничивается демонстрацией традиционных подворий. Там есть отели, рестораны и кафе, сувенирные и продуктовые магазинчики, музеи, даже СПА-центр в этнодворе «Страны Южной Азии». Опять же это говорит о том, что проект живой, это не просто памятник, это сложный, многогранный объект, где работает много людей, но это и привлекает туристов.
— Давай представим, что такой объект, как этнографическая деревня появился в Татарстане. Он работает, он коммерчески успешен, но возникает резонный вопрос: а нужны ли здесь национально-культурные автономии? Ведь достаточно нанять соответствующий штат, носителей культуры того или иного народа и все. Показываем, рассказываем, а национальные общины, пусть делают свои дела.
— Это неправильно. Изначально неправильно. Никто лучше грузина не исполнит танец «картули» (я не про качество исполнения, а про энергетику, душу танца) или кроме удмурта не приготовит перепечи. Примеров можно привести множество, но я приведу один, который обыграла команда КВН «Азия mix». В одном музыкальном номере капитан команды, кыргыз, спел про то, что он много лет играет японца в ресторанах японской же кухни. Это смешно и немного грустно. Души народа не будет там, где будут ряженые актеры, пусть и носители культуры.
Национально-культурные автономии должны как раз выступить мостом между своей Родиной и посетителями. Ведь никто кроме них не будет с искренней любовью рассказывать о своей культуре, своей кухне. Такой объект, как мне кажется, должен стать не только частью Узбекистана, Вьетнама, Грузии в Татарстане для местных жителей, но и наоборот, местом, где узбек, вьетнамец, грузин сможет почувствовать себя как дома.
— Снова выступлю как скептик. Далеко ходить не надо, достаточно посетить ресторан национальной кухни. Там, как правило, воссоздается обстановка того или иного региона, работают представители тех же национальностей и я не говорю о кухне…
— А ты со своим ребенком пойдешь в ресторан узбекской или азербайджанской кухни, чтобы рассказать об узбеках или азербайджанцах? (смеется) Опять же, нельзя забывать об образовательной функции подобных комплексов. Мы с тобой ведем Уроки Дружбы уже не первый год. Представь, что мы детям будем рассказывать о народах Татарстана не в коридорах Дома Дружбы, а в подобном месте. Вернусь снова к выставке в воскресной школе. Детей притягивают макеты подворий. А если им представить нашу республику, страну, мир как живой объект, где живут разные народы с разными интересными вещами и разной кухней? В таких местах исчезают границы. «Я» и «Мое» может при грамотной подаче стать «Мы» и «Наше». Возможно, я идеализирую, но так мир из привычного тебе окружения становится разнообразнее, шире и, конечно же, понятнее. А если тебе что-то понятно, то тебе это перестает быть чужим.
Есть у нас комплекс «Татар авылы». Как по мне это очень показательный пример того, как может быть построен такой комплекс. Он уютный, домашний и… добрый. Там не чувствуешь себя чужим. И это я не о себе говорю, а по отзывам тех, кто там был со мной из людей, для которых культура татар ограничивалась словами «Казань», «Рубин» и «Певица Алсу».
— Концепт интересный, конечно. Съесть украинских вареников, выйти, посмотреть на то, как рядом играют в альчики, затем выпить чашку настоящего турецкого чая и поводить хоровод у костра…
Справка. Альчики — одна из самых распространённых детских игр у разных народов (в основном Азии). Игра схожа с русской национальной игрой в бабки. В качестве игрового элемента как правило используются кости мелкого рогатого скота.
— Это ведь и есть наш мир. Нас разделяют только расстояния и границы, а на самом деле для человека любой национальности священно слово «мама», д’ороги его родные и все народы ценят дружбу.
— Спасибо за беседу! Надеюсь, идея о том, что можно увидеть весь мир не выезжая из Казани станет реальностью.
— Спасибо большое! Это было бы очень хорошо.
Информационный центр ДДнТ