(4 июля 2019) Заместитель директора Многонациональной воскресной школы Казани Лейсан Сафиуллина в интервью Порталу Ассамблеи народов Татарстана рассказала об итогах работы МВШ в прошлом году и перспективах на новый учебный год.
— С какими показателями закончился учебный год?
— В начале учебного года было зачислено 236 учащихся. На конец учебного года у нас обучалось 415 детей. Всего в этом году работало 23 отделения, из них 20 – это национальные отделения. Образовательный процесс обеспечивали 26 педагогов.
В этом году у нас открылось киргизское отделение, на которое набралось 20 детей. Новым стало дагестанское отделение, но здесь только хореография, так как в Дагестане очень много народов и языков.
— Какие направления пользовались наибольшей популярностью?
— Если посмотреть по количеству детей, то самое большее их количество у грузин – 42 учащихся. Далее идут турецкое, татарское и арабское отделения. А если говорить о платных образовательных услуга, то у нас занимается две группы английского языка (30 человек), а вот занимающихся корейским языком стало меньше, так как в Казани открылись новые центры по изучению корейского языка.
— С какими трудностями сталкивается школа?
— Первая проблема — это проблема педагогических кадров, раньше мы могли принять на работу носителя языка, однако на данный момент мы этого делать не можем. Мы нашли выход из положения, это четырехмесячные курсы профессиональной переподготовки, по специальности «Педагог дополнительного образования». Но стоят они 18 000 рублей. Дирекция школы в таких случаях обращаемся за помощью к руководителям НКА. Они всегда идут навстречу и помогают.
Вторая проблема — курсы повышения квалификации наших педагогов. Мы уже неоднократно об этом говорили, что в системе электронного образования нет таких курсов для педагогов родных языков. В 2017 году все наши педагоги прошли курсы повышения квалификации, которые нам разработала кафедра татарского языка Института развития образования РТ. В 2020 году все педагоги снова должны пройти курсы повышения квалификации, и мы надеемся, что этот вопрос решим таким же путём, как и в 2017 году.
— Какие яркие мероприятия МВШ Вы бы смогли выделить?
— Самый яркий и самый главный праздник для нас – это Международный день родного языка. Готовиться к нему мы начали еще в декабре, когда объявили конкурс «Новогодняя стенгазета». В феврале прошел цикл открытых уроков, которые провели чувашское, арабское, грузинское, татарское, азербайджанское и турецкое отделения. Их особенность была в том, что на всех открытых уроках были представители всех национальностей. То есть на уроки мы приглашали и другие отделения.
Нельзя не вспомнить о фестивале «Казань многонациональная: дети». Из 200 заявок на фестиваль 37 были наши. Из них 19 номеров прошло на гала-концерт, что, как мне кажется, неплохой результат.
Также в этом году мы в очередной раз разработали программу стажировочной площадки для педагогов родных языков школ Татарстана с этнокультурным компонентом. Педагогами чувашского, марийского, удмуртского отделений были проведены мастер-классы по преподаванию родного языка. Затем гостям школы был организован отчётный концерт вокального отделения с участием хореографических коллективов школы.
Отчетный концерт вокального отделения МВШ
— Учебный год закончился, но я знаю, что с детьми продолжается работа и на каникулах…
— Здесь у нас все традиционно: организована многонациональная смена «Дуслык». Базой для летней смены стал комплекс «Санта» в Боровом Матюшино. Из нашей школы в эту смену отдыхают 80 учащихся – дети 12 национальностей.
— Расскажите о том, как построен учебный день в школе.
— Каждые выходные день у нас начинают языковые группы. В 9:30 занятия начинаются у татарского отделения, которых потом сменяет другое отделение. Для примера, дети из грузинского отделения приходят сначала на грузинский язык, где занятие идет 45 минут, затем они уходят на танцы. Те же ученики татарского отделения сначала изучают родной язык, потом у них вокал, потом английский.
— Во время учебы дети разных отделений как-то взаимодействуют друг с другом?
— Конечно. На английском языке они вместе учатся, на уроках вокала, хореографии пересекаются. В отделении «танцы народов мира» дети разных национальностей изучают как свои, родные танцы, так и танцы других народов. Так что чувство общего дела, сопричастности и плеча у детей есть. Если взять тот же многонациональный вокальный ансамбль, то уже подрастает средняя группа, за ними идет младшая группа…
Учащиеся МВШ в детском лагере
— Какие планы на следующий год?
— В новом учебном году мы продолжим работу с национально-культурными объединениями в плане открытия новых отделений в школе. Мы планируем открыть чеченское отделение, пока ищем педагога. Молодежное направление, надеемся, будет представлено казахами и греками. Они у нас уже работали в тестовом режиме, поэтому двери для них у нас открыты.
Кроме того, в течение этого года к нам обращались общеобразовательные учреждения Казани с просьбой открыть отделение русского языка как иностранного. Это связано с тем, что детям, которые только-только переехали в Татарстан из других стран тяжело дается учеба из-за низкого уровня навыков владения русским языком. Такое отделение мы хотели открыть еще в этом учебном году, но у нас не было педагога, но как оказалось, такой педагог всегда был рядом. Преподаватель вьетнамского отделения самостоятельно вел уроки русского языка с вьетнамскими детьми на дому, он и станет преподавать язык, если наберется группа.
Не нужно забывать, что в мае следующего года мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Готовиться к этому мероприятию мы начнем уже с сентября.
— Что нужно сделать родителю, чтобы попасть к Вам в школу?
— Для начала нужно желание родителя. Без мотивированных родителей, без их желания ребенок не будет изучать родной язык и вряд ли даже выразит желание самостоятельно. Если у родителей есть желание, то достаточно позвонить по телефону.
В первое воскресенье сентября у нас традиционно проходит день открытых дверей, где родители могут познакомиться с нашей работой.
— Сколько длится обучение?
— Это тоже зависит от родителей. Ребенок может отучиться год (именно на такой срок рассчитаны наши программы). Если в отделении набираются желающие в продолжающие группы, то для них педагогом разрабатывается новая программа.
Желающих продолжить обучение, как правило, достаточно. Родители видят, с каким желанием дети ходят в нашу школу и, разумеется, не хотят, чтобы они ее покидали. Ведь наша школа необычна во всех смыслах и дети это чувствуют и хотят к нам возвращаться снова и снова.
Беседовал Рустам Ханнанов,
Информационный центр ДДнТ