(19 марта 2018) Член Совета чувашской национально-культурной автономии РТ, организатор конкурса красоты «Чувашская красавица Татарстана» рассказал об истории конкурса и способах работы в молодежной среде.
«Чувашская красавица — 2018»
— Сильвия Николаевна, Вы, насколько известно, стояли у истоков этого конкурса. Расскажите о его появлении.
— В 1998 году я стала принимать активное участие в работе чувашской автономии Казани. Ее основателем и первым председателем был Исли Валерий Григорьевич. Он меня втянул в общественную жизнь, я начала работать в чувашской общественной газете «Сувар»… Для меня все это было близко, интересно. За несколько лет работы я поняла, насколько трудно привлечь молодежь к национальной культуре. Вроде я сама только что закончила институт, сама молодая, активная, а вот других привлечь к работе было практически невозможно.
Проблему мы осознавали и думали над ее решением. Организовывали, разные мероприятия, например, чувашские дискотеки, но хотелось чего-то более осмысленного, важного для чувашской культуры.
В те годы были очень популярны конкурсы красоты. Родилась идея организовать конкурс «Чувашская красавица Татарстана». В 2002 году, в декабре, совместно с Изольдой Сахаровой президентом организации «Мисс Татарстан» мы организовали этот конкурс. Работая журналистом в «Суваре», я начала активно сотрудничать с «Мисс Татарстана». Со временем я перешла работать исполнительным директором.
Конкурс «Чувашская красавица очень понравился всей нашей общественности. И мы решали главные задачи: девушки чувашской национальности выходя на сцену, говорили на родном языке о себе, о своем народе, показали красоту чувашского костюма, смогли показать красоту чувашской культуры, песен, танцев.
Участницы VI конкурса «Чувашская красавица Татарстана» 2011 год.
— Сколько девушек приняло участие в первом конкурсе?
— В первом конкурсе участвовало 11 человек. Мы тогда смогли охватить районы, начиная от Бавлинского до Дрожжановского, то есть основные районы, где представлено чувашское население.
Более того, в процессе его подготовки, мы поделились нашими идеями с руководством Федеральной национально-культурной автономии чуваш России. Тогда ее возглавлял депутат Государственной Думы Анатолий Геннадьевич Аксаков, он поддержал наше начинание. Так с 2003 года, проводится Всероссийский конкурс «Чувашская красавица». Первой победительницей стала «Чувашская красавица Татарстана-2002» Татьяна Чашкина из Дрожжановского района.
С тех пор наш конкурс живет, разве что, российский конкурс, в отличие от нашего, проводится ежегодно а не раз в два года.
— Из тех девушек, что участвовали в конкурсе в разные годы, появились ли активисты чувашского движения?
— Конечно! Например, одна сейчас работает в чувашской газете «Сувар»; другая девушка уехала в Сибирь и организовала там чувашское общество и тоже проводит местный конкурс «Чувашская красавица». А вообще, мы со всеми участницами до сих пор поддерживаем связь, встречаемся на разных мероприятиях.
Кстати, это очень правильный вопрос. Девочка, пришедшая на конкурс, приходит одной, а уходит абсолютно другой. Она уходит зараженной любовью, уважением к национальной культуре. Если до этого жизнь проходит по принципу «Ну, мы чуваши, и что из этого?», то после конкурса у девочек появляется чувство собственного достоинства, гордости за свою национальность. Потому что показать и доказать, убедить другого человека в том, что он причастен к этой древней истории, культуре – это одна из главных задач при подготовке к конкурсу. И это во многом удается.
«Чувашская красавица — 2018»
— Сколько девушек прошло через конкурс за все эти годы?
— Я никогда этого не считала и считать не буду. Ведь «прошли через конкурс» — это не только те девушки, что вышли на сцену в Казани. Это множество участниц конкурсов в муниципальных районах. Мы в течение года стараемся ездить по республике, туда, где проводятся местные конкурсы. На местах сначала конкурсы проводятся в школах, оттуда лучшие попадают на районные конкурсы. Самое главное, что девочки хотят участвовать в конкурсе, родители заинтересованы в этом, шьются костюмы, готовятся номера. Девочки, которые слабо знают язык из-за отсутствия преподавания родного языка в школе, например, целенаправленно учат родную речь. Это ведь тоже положительный результат.
— Конкурс должен оставаться актуальным, он должен привносить каждый раз что-то новое. Какие новшества были в этом году?
— В этом году мы впервые рискнули включить в состав жюри председателей чувашских национально-культурных центров районов Татарстана, участницы из которых представлены на конкурсе. Это всегда было спорным моментом, ведь председатели — это напрямую заинтересованные люди. «Ты голосуй за мою, а я за твою проголосую». Были опасения, что такое жюри будет таким образом договариваться между собой. В этом году мы с ними поработали, поговорили, убедили, что есть критерии. Наши председатели – образованные, умные люди, и анализируя протокол жюри, который они оформили, хочется сказать, что это было действительно максимально честное и справедливое судейство.
Второй момент – это совершенно новый для нас конкурс в рамках «Чувашской красавицы». Конкурс был посвящен маме, потому что мама – это самое дорогой, уважаемый, любимый человек для представителя любой национальности без исключения. И уж тем более для девочки. То, как мама научила, показала пример, всегда имеет большое значение в жизни человека. Нам хотелось, таким образом, через этот конкурс поблагодарить всех мам за то, что они видят и ценят женское начало в своих дочерях, за понимание того, что из нее нужно вырастить хорошую жену, мать. Со сцены от всего нашего народа участницы сказали мамам спасибо. Это было очень трогательно, красиво и было приятно, что весь зал понимал и был в слезах. На фотографиях видно, как скупая мужская слеза появлялась на лице зрителя.
— Конкурс открыл очень красивый пролог. Это чувашская легенда?
— Из всего конкурса было понятно, что мы его посвятили чувашской женщине, ее сущности, ее предназначению в этом мире. Вдохновением для этого номера послужила легенда чувашского народа.
До появления человека на земле, на небесах жило Солнце со своей супругой Зарей. У них появилась дочь, не похожая на родителей. Она была чистая, светлая, родители назвали ее Росой. Когда Солнце начинало по утрам свой путь, Роса бежала за ним по земле, стараясь, чтобы он ее не заметил. Она бежала и радовалась тому, как прекрасна земля, но не понимала, почему в этой красоте никого нет. Видя это, великий бог Тангар создал человека, чтобы прекрасная земля не пустовала. И однажды Роса встретила этого человека, влюбилась в него и захотела остаться с ним на земле. Родители были против: она – божество, а хочет уйти к обычному человеку. Противостояние в семье длилось долго, но Солнце – оно же доброе. Оно своим решением, даже против воли Тангара, решает свою единственную и любимую дочь отдать человеку. Так появилась женщина на земле по чувашской легенде.
Вообще, женщина занимает очень важное место в легендах и мифах чувашского народа. Она всегда сравнивается с божеством. У нас нет «слабого пола», женщина всегда рядом с мужчиной, наравне с ним.
Именно этому мы хотели посвятить конкурс. Показать, что чувашская женщина – нежная, чистая, что она – мать, что она – жена. Думаю, у нас получилось
— В чем принципиальное отличие «Чувашской красавицы» от других конкурсов красоты?
— Мы не ставим цели представить на сцене девушек с классическими модельными параметрами 90-60-90. Конечно, приятная внешность, умение преподнести себя – очень важно. Однако, самое главное, чтобы человек был интересным, чтобы было богатое внутренне содержание. Каждая девочка, приезжающая на конкурс, пусть она не так грациозна, не так пластична, как этого хотелось бы, она в первую очередь – личность. Это активистки, лидеры чувашских молодежных организаций. Это победители олимпиад по разным предметам. Это талантливые певицы, танцовщицы, которые выступают за свои школы, деревни, районы. Это успешные девушки во всех смыслах.
Опять же не нужно забывать, что за годы существования конкурс стал популярен. Девочки с 3-4 класса школы начинают мечтать об участии в «Чувашской красавице». Это было отражено в одной из презентаций участниц, где изображались как раз дети. Мальчик спрашивал девочку: «Ты кем мечтаешь стать?». А девочка отвечала: «Мечты у меня большие! Я хочу стать и доктором, и учителем, и космонавтом, но до этого я хочу участвовать в конкурсе «Чувашская красавица». И это ведь правда!
— Именно эта волна популярности конкурса среди чувашских девушек является секретом успеха представительниц Татарстана на всероссийских конкурсах?
— Наверное, да. Ведь идет отбор, и на республиканский конкурс приезжают самые лучшие. И мы, организаторы, относимся к подготовке с полной ответственностью, чтобы все было на уровне и достойно. Перед финалом они живут в Казани шесть дней, репетируют с утра до ночи. Им дают технику походки, с ними работают хореографы, специалисты по вокалу, психологи.
Татарстан всегда представлен на конкурсе «Чувашская красавица России» и ежегодно мы привозим или первое или второе место.
Участницы конкурса «Чувашская красавица России-2016»
— Кроме актива Чувашской национальной-культурной автономии кто помогает в организации и проведении конкурса?
— Это очень интересная и приятная тема для меня. Вы видите в числе наших партнеров организации без всякой чувашской национальной привязки. Это, например, косметическая компания «Faberlic», которую возглавляет татарка. Причем это была их инициатива нас поддержать. Но все равно, большая часть партнеров и спонсоров – это представители чувашской национальности, которые хотят поддержать проект, понимая, что главная цель – национальная культура. Мы благодарны салону красоты «Твой стиль» и лично Ирине Парфирьевой, Салону «Польто» — Валентине Ялиной, Александру Юнусову, Ирине Трифоновой, Алёне Бултыковой, Дмитрию Глухову, Вере Юнусовой и многим другим за то что много лет поддерживат конкурс.
— Не секрет, что городская культура растворяет «национальное» в человеке. Если девушки из районов более приближены к корням, то как обстоит дело с участницами из крупных городов?
— Думаю, эта проблема есть у всех национальностей. Она актуальна и для нас. Мы переживаем за это, но нам помогает то, что существует замечательная чувашская молодежная организация «Аталан». Ее костяк составляют девушки, студентки, приехавшие из районов. Они в совершенстве владеют родным языком, знают историю, культуру чувашского народа. Вот они-то как раз привлекают в это движение городских девушек и юношей. Честно признаюсь, многие из тех, кто вырос в городе, почти не знают родного языка. То, что они считают себя чувашами и являются ими – бесспорно, но мы теряем язык.
Большую помощь в деле сохранения языка нам оказывает Многонациональная воскресная школа. Сегодня у нас обучаются там две группы, младшая и старшая. Родители тоже просят организовать обучение для них. Они знают, что они чуваши, любят свою культуру, но утратили язык. Мы работаем над этим, но работа эта очень сложная. В современном динамичном мире, когда всегда не хватает времени на все, молодежь часто не успевает реально выучить язык. Но мы рады хотя бы тому, что эти молодые люди могут поговорить в семье на родном языке, они приезжая в Чувашию, стараются говорить на чувашском языке и это им нравится, и они с гордостью потом рассказывают об этом.
Работа по сохранению языка – это не разовое мероприятие, которое провел и получил результат. Это ежедневный кропотливый труд множества людей и я верю, что он даст свои результаты.
— Следующий конкурс будет юбилейным. Как планируете отметить?
— Мы постараемся привлечь к отборочным турам максимальное количество участниц. Сегодня в Татарстане 27 представительств чувашских автономий и хотелось бы видеть девушек из всех этих районах. И, конечно, это должен быть масштабный праздник, посвященный прекрасной, божественной чувашской женщине.
Информационный центр ДДнТ