(23 октября 2020) Около 40% российских компаний, в которых работают иностранные сотрудники, заявили о проблеме оттока кадров, говорится в исследовании «Бизнес-климат России. Нацпроекты» Центра стратегических разработок (ЦСР).
По данным ЦСР, 40% опрошенных компаний в качестве плюса найма иностранных работников называют возможность экономить на фонде оплаты труда. Еще 35% компаний отмечают их более высокую результативность. Кроме того, 25% компаний заявляют о более ответственном отношении иностранных сотрудников к работе. Еще 19% работодателей называют меньший процент увольнений.
Среди минусов найма иностранных сотрудников 37% компаний называют бюрократические сложности их оформления, 27% — сопутствующие дополнительные расходы при трудоустройстве, 19% — разницу в менталитете. Еще 19% компаний отмечают более частые увольнения мигрантов, в том числе из-за отъезда. Также 16% компаний считают минусом языковой барьер для ведения переговоров.
На сегодняшний день в мониторинге деловой среды России, который ЦСР запустил в марте 2020 года, приняли участие свыше 4 тыс. компаний из всех отраслей экономики.
Дефицит курьеров и таксистов
Как заявил президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров на онлайн-конференции ЦСР «Бизнес-климат России. Нацпроекты», в настоящее время отмечается дефицит курьеров из-за роста заказов в интернет-магазинах. «Сейчас снова отправляют людей на удаленку, и, соответственно, опять растет количество заказов в интернет-магазинах, но курьеров больше не становится — не едут люди из дальних регионов в Москву, чтобы работать курьерами, потому что жить им негде, социальных связей тоже нет. Соответственно, логистические службы страдают», — отметил Захаров.
Также он добавил, что на рынке может наметиться нехватка таксистов. «Все, кто хотел работать в такси, уже работают. Всех представителей ближнего зарубежья, кого можно нанять, уже наняли», — сказал Захаров.
Ранее крупные агрегаторы такси — компании Gett, «Ситимобил» и «Везет» — сообщили, что фиксируют нехватку водителей в Москве. По словам гендиректора Gett в России Анатолия Сморгонского, в столице возникла проблема с нехваткой водителей, так как не все успели вернуться из своих городов, куда они уехали во время пандемии. Компания оценивает нехватку примерно в 20% водителей.
Как заявил директор «Ситимобил» Виталий Бедарев в интервью РБК-ТВ, нехватка водителей наблюдается не только в столице, но в и в других регионах России.
По словам представителя сервиса «Везет» Юлии Варламовой, в июне, после снятия ограничительных мер, компания наблюдала как снижение количества поездок, так и снижение активности перевозчиков. И если спрос на поездки вернулся к обычным показателям за месяц, то водители возвращаются в сервис медленнее, а из-за несоблюдения баланса спроса и предложения стоимость поездок может локально возрастать. В целом по стране нехватка перевозчиков составляет около 7%, а в Москве — порядка 10%.
Вместе с тем Варламова ожидает,что к началу ноября ситуация выровняется.