(23 мая 2018) Председатель национально-культурной автономии марийцев РТ, директор средней школы с изучением марийского языка Агрызского района Олег Третьяков дал интервью на тему сохранения и развития культуры, традиций, родных языков и обычаев народов, проживающих в Татарстане.
— 23 мая в Казани состоялось совместное заседание президиума Всемарийского совета – Марий Мер Канаш, Совета старейшин движения и Совета национально-культурной автономии марийцев РТ. Какие вопросы обсуждали его участники?
— Для начала отмечу, что мы собрались в значимый для марийского народа день – «Семык сорта». Это марийский национальный праздник, знаменующий собой наступление лета, он открывает летний праздничный календарь. Традиционно Семык, как и другие народные праздники, способствовал сплочению сельского коллектива, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению. Вот и теперь он сохраняется как важный день единения всего марийского народа. Поэтому символично, что заседание было посвящено очень важной для нас дате – 100-летию второго съезда марийцев России, которой прошел в Казани в июне 1918 года. Тогда был взят курс на возрождение и развитие образования, культуры народа.
В современном Татарстане возрождению этнических ценностей марийского народа положил начало культурный центр, возникший в 1992 году.
— Значит, вашей общественной организации в прошлом году исполнилось 25 лет. Эти годы были плодотворными, как Вы считаете?
— Много или мало сделано – судите сами. Если загибать пальцы на руках, возможно, десяти не хватит! Все началось с культурного центра в 1992 году. Потом в 1998 году появилась национально-культурная автономия марийцев г. Казани. Сегодня в нашем составе: марийская национальная община в Набережных Челнах, зарегистрированы НКА марийцев в Агрызском, Менделеевском, Балтасинском муниципальных районах республики. Все эти годы шла активная работа, и я хочу отметить бесценный вклад, который внес в нее сопредседатель региональной организации Владимир Мусихин – сегодня он возглавляет Совет Старейшин нашей организации. О признании нашей деятельности говорит также то, что мы входим в состав Федеральной национально-культурной автономии марийцев России (ФНКАМ), межрегиональной общественной организации «Мер Канаш», представлены в Совете при Президенте Республики Татарстан и в Совете Ассамблеи народов Татарстана.
— Расскажите, пожалуйста, как выстраиваете взаимодействие с другими национально-культурными автономиями Татарстана?
И прошлое, и настоящее, и надежды на будущее марийцев связаны с землей наших предков, где зарождались и исчезали древние государства. Наши соседи жили в мире и согласии веками, помогая друг другу. В свое время я входил в состав Совета Ассоциации Финно-угорских народов России и председательствовал в Республике Татарстан в тесном содружестве с братьями и сестрами одной языковой группы: удмуртами и мордвой. За это время сумели организовать и провести совместный фестиваль «Мы ветви древа одного». В сентябре прошлого года в Сыктывкаре прошел шестой съезд финно-угорских народов, где одним из вопросов было сохранение национальных школ и родных языков. К тому же, будучи членами Ассамблеи народов Татарстана, мы принимаем активное участие во всех важных мероприятиях. Наше взаимодействие основано на взаимопомощи и сопричастности к решению общих задач.
— А какая работа ведется НКА марийцев в составе Ассамблеи?
— О, большая работа в части координации деятельности общественных организаций, проведении молодежных мероприятий, обсуждении наиболее важных документов в области национальной политики, изучения родных языков, проведения национальных праздников, научно — практических конференций. Взаимодействие налажено так, что мы можем обратиться в Ассамблею и Дом дружбы народов Татарстана по любым вопросам, даже мелким. Нас всегда нас поддерживают, помогают организовать, интересно провести мероприятия! Руководители автономий, как я уже говорил, входят в Совет при Президенте Татарстана Рустама Минниханова, который поддерживает нас, и действительно является гарантом в деле сохранения всех народов, проживающих в республике. Я бы хотел отдельно поблагодарить Рустама Минниханова за строительство школы — детсада в селе Кулегаш, за сохранение малокомплектных школ, в которых обучаются на родном языке и могут углубленно изучать родной язык дети представителей многих народов РТ, за строительство сельских Домов культуры, модульных ФАПов, в том числе в населенных пунктах компактного проживания марийцев.
— Олег Александрович, Вы сказали, что одним из приоритетов деятельности НКА является работа по сохранению родных языков. Какую основную проблему видите в этой части?
— Вопросы, связанные с сохранением родных языков актуальны во всем мире.
Каждые две недели в мире окончательно исчезает по одному языку. К сожалению, эти тенденции не обходят стороной и нашу страну. По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч языков мира находится под угрозой исчезновения, в России – это около 50 языков. Как сказала известный специалист О.А. Казакевич на недавно прошедшем в Москве круглом столе, посвященном необходимости сохранения родных языков в образовательной сфере, за период с 2005 года в России окончательно исчезло 2 языка: орочский и керекский. Что касается непосредственно марийского языка, нас тревожит, например, что, возможно, уже в недалеком будущем его просто некому будет изучать. К сожалению, марийская молодежь, как и многие ее сверстники, уезжает из села в город, а с исчезновением на селе школ и языка и при отсутствии школы, языковой и культурной среды в городе мы теряем огромный пласт национальной культуры и идентичности. Поэтому всеми силами мы пытаемся снизить остроту ситуации. В нынешней экономической ситуации, идет закрытие малокомплектных сельских школ. Поэтому мы выступаем с инициативой сохранять преподавание марийского языка, например, при переходе учеников в другую школу.
В Республике Татарстан работали 18 марийских школ, где обучались примерно 600 учеников, и 9 дошкольных образовательных организаций, и таким образом сохранялась преемственность. Сегодня марийский язык как родной изучают 586 учащихся. В Агрызском муниципальном районе, где я живу и работаю в школе, — работает один детский сад, одна начальная и две средние школы с преподаванием марийского языка. В районах республики есть классы с преподаванием марийского языка в удмуртских национальных школах, есть дошкольные учреждения.
В наших школах изучают родные языки наравне с государственными языками республики, русским и татарским, а также иностранные языки. Школы поликультурного направления выпускают детей, знающих несколько языков. Конечно, хочется, чтобы дети получали более углубленные знания.
Марийские школы входят в сотню лучших школ Татарстана, ученики являются призерами и победителями различных региональных олимпиад, в том числе по марийскому языку и литературе. Можно сколько угодно рассуждать на тему пользы знания нескольких языков, но бесспорно одно – родной язык является духовной ценностью, которая помогает не потерять себя, как представителя своего народа, не утратить наследие, завещанное предками. Именно он помогает осознать культуру и прочувствовать душу своего народа.
— Олег Александрович, Вы, прежде всего, педагог. Подводя итоги, как, на Ваш взгляд, можно сформировать у подрастающего поколения национальное самосознание, уважение и любовь к своему народу?
— В этом вопросе несомненна значимость школы. Один из элементов народной педагогики — фольклор. Обращаясь к фольклору, мы на подсознательном уровне постигаем живую суть национальных традиций, вековые духовные и нравственные ценности. Нужно знакомить учащихся с основами национальной культуры, усилить языковую подготовку, обратиться к историческому наследию. Все это в итоге еще и помогает повысить качество успеваемости. Для меня как учителя, это немаловажный фактор! Современная школа должна обращаться к традициям воспитания не только потому, что это кладезь мудрости, бесценное сокровище духовного достижения марийской нации, но и потому, что это наши корни, забывая и разрывая их, мы теряем нить не только между прошлым и настоящим, но и между настоящим и будущим.
Может ли развиваться многонациональное общество, если начинает гибнуть язык, традиции, обычаи хотя бы одной нации? Нет. Можно ли говорить о взаимоуважении, если ставится градация, чьи культура и язык важна, а чьи – станут музейной редкостью? Тоже нет. Нельзя допустить, чтобы растворился язык народа, исчезла его национальная культура, потому что это богатство, которое утратив восполнить невозможно. Язык – душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет.
Информационный центр ДДнТ