Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Центр социально-культурной адаптации иностранных граждан
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • От Петра I до Стеньки Разина: исторические личности в фольклоре

От Петра I до Стеньки Разина: исторические личности в фольклоре

admin 30.09.2023

От Петра I до Стеньки Разина: исторические личности в фольклоре

В народных песнях, сказках и заговорах нередко упоминали тех, кто существовал в реальности: правителей, полководцев и других известных личностей. Исторические события обрастали красочными подробностями, одних героев в фольклоре воспевали, о других слагали устрашающие истории. Читайте, как Петр I, по преданиям, высек кнутом озеро, атаман Стенька Разин заговаривал комаров, а Александр Суворов прожил лишних 12 лет.

Иоанн Грозный

Русский царь Иван IV Васильевич упоминался не только в сказках, легендах и преданиях, но даже в заговорах и колыбельных. А еще о нем слагали исторические песни, или старины — так называют жанр фольклора, в котором сюжет строится на основе реальных событий. Большинство песен об Иване IV сложилось в московской городской среде, самые известные из них — «Гнев Грозного на сына» и цикл «Взятие Казани». Старин про Грозного много: песни о себе он любил, их исполняли на царских пирах скоморохи, пел во время кутежей и сам правитель.

Как правило, старины посвящали военным походам и завоеваниям, в них Грозного изображали как мудрого полководца, освободителя и победителя врагов. В песнях о походе на Казань царя иногда отождествляли с божественной властью, а иногда — с могучими богатырями. Якобы сила его так велика, что он может усмирять стихии, например течение реки. Упоминали авторы и негативные качества, но с оговорками: якобы Иван Васильевич гневлив, вспыльчив и даже жесток, но поступает по совести, признаёт, если не прав.

Однако в некоторых песнях и преданиях царя изображали как тирана. Таких произведений значительно меньше, их создавали на Русском Севере — в Новгороде и Пскове. В новгородском фольклоре Иван IV предстает разорителем и убийцей — эти сюжеты появились после того, как войска опричников во главе с правителем ходили на Новгород в конце 1560-х, казнили жителей, грабили город. В предании «Приехал грозный царь в Новгород» рассказывается, как Иван IV в гневе приказывал расправляться с новгородцами и сбрасывать их в реку Волхов. Против такого взбунтовались даже силы природы:

Смотрит: мертвый народ стоит стеной, дальше нейдет. В то самое времечко стало царя огнем палить: стал огонь из земли кругом Грозного выступать. Поскакал царь Иван Васильевич прочь, огонь за ним; он скачет дальше, огонь все кругом!..

Борис Годунов и Лжедмитрий

После смерти Грозного на престол взошел его сын Федор, а далее ветвь Рюриковичей прервалась: младший сын Ивана Васильевича Димитрий погиб в Угличе. За трон начали бороться боярские роды — Шуйские, Годуновы и Романовы. В фольклоре отразилось, как в народе оценивали события Смутного времени.

В исторических песнях повествование, как правило, начинается с убийства царевича в Угличе. В этом обвиняли злодея Бориса Годунова: он жестоко расправился со свидетелями и даже сослал в Сибирь колокол, в который били в день гибели Димитрия.

Одно из преданий рассказывает о воцарении Годунова как человека, недостойного высокого чина. По сюжету бояре в Москве выбирали нового царя: «…есть у Троицы у Сергия над воротами Спаситель и пред ним лампада; будем все проезжать чрез эти ворота, и от кого загорится свеча пред лампадой, тому и быть царем». Якобы лампада загорелась перед боярским кучером Борисом, а после воцарения тот повелел казнить своего бывшего господина. Факты в предании ложные: «кучер» на самом деле происходил из старинного боярского рода.

После смерти Годунова о своем праве на престол заявил самозванец — якобы выживший царевич Дмитрий. О нем тоже слагали фольклорные произведения — с посылом, что Бог, насылая Лжедмитрия, наказывает людей за грехи. В народных песнях самозванца называли «собакой» и «вором», поправшим все старинные обычаи: якобы ел скоромное в постные дни, вместо утренней церковной службы ходил в баню, женился на некрещеной девушке и отпраздновал свадьбу в неположенный день. А еще — был близок с нечистой силой. В старинах рассказывалось, что самозванец хотел скрыться от преследователей на дьявольских крыльях, а его супруга улетела из дворца в образе сороки.

Петр Первый

Сказки, предания, легенды и анекдоты о Петре появлялись в основном на Севере России. Главные мотивы этих произведений — справедливость правителя, внимание к простому народу, забота о будущем страны. В фольклоре воспевалось, как государь одаривал умелых и остроумных мужиков угощением и деньгами, одеждой и драгоценностями.

Фольклорные произведения о Петре, как и о других царях, не всегда были реалистичными. В предании «Поездка Петра Первого в Соловки» могучий царь наказал природную стихию: во время путешествия разыгралась буря, царя укачало, он взял кнут и высек Ладогу — с тех пор вода в озере стала спокойной. В другом сюжете государя позвали на храмовый праздник, но святой Илья Пророк наслал сильный дождь. Однако ливень закончился, когда монарх пожертвовал деньги на храм.

Встречались и истории по реальным событиям, например в предании о Петре и юродивом Фаддее. Главный герой произведения — современник царя, которого позднее стали считать святым. Фаддей жил в лесу, бывал в заводских рабочих поселениях, давал советы нуждающимся. Царь встречался с ним, когда посещал заводы, уверовал в святость Фаддея и стал его покровителем. Но, по преданию, в 1724 году блаженный предсказал царю скорую смерть. За дерзкие слова и плохое пророчество государь разгневался и приказал арестовать Фаддея. Однако позже, на смертном одре, смилостивился, велел его отпустить и платить пенсию до конца жизни.

В исторических документах отмечено, что правитель и Фаддей действительно встречались. Но в одном из указов Петра говорится, что царь велел только взять под присмотр «мужика», чтобы тот не смущал речами местных жителей:

«Здешний мужик, которого зовут Фадеем, стар и, кажется, ума лишен. Живет в лесу, приходит и в деревню, которого здесь за чюдо имеют, а худости и расколу не сказывают. Того ради дабы не было блазни, велел я его к вам на заводы отвесть, дабы там его кормить до смерти его».

Степан Разин

Казачий атаман Разин в народных песнях и преданиях представал не только разбойником и защитником обездоленных, но и колдуном, чернокнижником и даже оборотнем. Якобы он знал язык животных и насекомых, умел заговаривать оружие и даже летать. Считалось, что именно поэтому не удавалось его победить: преступник ускользал благодаря своим тайным знаниям. Поволжье ходили предания, что Разин заключил договор с нечистой силой. Так он заклял змей и комаров, чтобы те перестали кусать людей, а вот других тварей не заговорил — не сошелся с местными жителями в цене за такую услугу.

Существовали народные легенды о том, что Разин вообще не умер, а мистическим образом остался жив и бродит по земле. Этнограф Дмитрий Зеленин описал такое поверье:

«Он живет в таком месте, куда и близко никто не может подойти, а сам он жив. Его проклял Бог, земля его не принимает, а Бог не принимает его души. Он и лежит на боку на каменистой земле. Когда сядет солнце, соберутся к нему из леса и змеи и лягушки, и ящерицы, и всякие гады и начнут его высасывать; с восходом солнца оставят только душу и кости, а с сердца один змей и не сходит, сосет день и ночь. Вот, ночью так высосут, а днем опять вырастет на нем тело; как настанет вечер, опять то же; и говорят, что он будет так жить до скончания света».

Степан Разин, как гласила народная молва, много и тяжко грешил: стрелял в крест и убивал священников. Считалось, что Бог оставил его на земле в наказание, поэтому он будет возвращаться, пока будут грешить люди.

Также существовали предания, которые связывали имя Разина с кладами: якобы в тайных местах закопаны лодки с серебром и бочки с золотом, сундуки с одеждой и иконы. Хозяин или его призрак, по разным версиям, осматривает свои владения и не подпускает к ним искателей. А ценности закляты на долгие годы, и найти их можно будет, только когда срок истечет.

«Там лодка с серебром затерта илом на песках, здесь, в Жигулях, у Разина дупла — сундук полон платья, а сверху, как жар, горит икона, и заклята та поклажа на 300 лет; там в полугоре, у спуска к Волге, зарыто 12 нош серебра в чугуне, покрытом железным листом».
Сергей Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила»

Александр Суворов

Сохранились исторические песни, предания и легенды о полководце Александре Суворове, герое двух Турецких войн. Эти произведения появились в среде военных, но были популярны и среди крестьян.

В песнях не указывались даты битв, но приводились другие конкретные подробности: упоминались Варшава, взятие Измаила и другие места. А сами события иногда описывались как более ранние или поздние, нежели реальные исторические. В одной из песен смертельно раненный Суворов возвращался после битвы с французами во время Отечественной войны 1812 года, тогда как на самом деле военачальник умер в 1800 году.

Фольклорные произведения описывали полководца как простого и радушного: он сам отдавал приказы перед строем, разделял все трудности походной жизни, ел деревянной ложкой из глиняной посуды и ходил пешком. Справедливого и мудрого Суворова иногда даже противопоставляли царю и его окружению, далекому от солдат.

В некоторых преданиях говорилось, что Суворов имел особые способности: якобы был неуязвим для любого оружия, а перед сражениями знал, кому суждено погибнуть, а кто останется жив. Кроме того, полководец побеждал в битвах, потому что предвидел планы неприятеля. Смерть Суворову тоже приписывали геройскую: в сюжетах песен он погибал от тяжелых ран во время боя, в окружении боевых товарищей. На самом же деле полководец умер от болезни в Санкт-Петербурге.

КУЛЬТУРА.РФ

 

Продолжить чтение

Назад: Определен график отборочных туров Фестиваля «Наш Дом — Татарстан»
Далее: Карело-финские мифы: шаманы, Золотая баба и медвежья свадьба














Дни рождения

8 августа
Светлана Измайлова
13 августа
Аркадий Плискин
14 августа
Михаил Хачатурян
20 августа
Тарык Доган
22 августа
Евгений Ефимов
25 августа
Сэсэгма Бубеева
28 августа
Чингиз Мустафаев
29 августа
Надежда Рослова
1 сентября
Гали Хасанов
1 сентября
Владислав Тома
banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57