(10 октября 2021) Сегодня в рубрике «Киновыходной» предлагаем перенестись в край, где 300 дней в году светит солнце, природа щедро наградила разнообразием ландшафтов: песками пустыни Кызылкум, прохладой гор Тянь-Шаня и прозрачными озерами — все это Узбекистан.
История кино Узбекистана
Кино в Узбекистане любят с того вечера, когда впервые засветился экран и на натянутом полотне появилось волшебное видение. Было это в Ташкенте, в 1897 году – через два года после знаменитого показа братьев Люмьер на бульваре Капуцинов в Париже. Узбекистан – родина кино в Центральной Азии. Именно здесь, в Бухаре и Ташкенте, в середине 1920-х годов были созданы первые игровые фильмы.
Первый игровой немой фильм Центральной Азии был снят в Бухаре в 1925 году — «Минарет смерти», боевик приключенческого жанра. Настоящий «истерн», с бесконечными погонями, похищениями и томными красавицами в бассейне гарема. Советская критика сочла фильм слишком легковесной, зато за рубежом фильм шел с успехом под названием «Пленница Гарема».
Волна кинопроизводства началась в марте 1925 года. В Ташкенте, в здании медресе Ишанкули открылась кинофабрика «Шарк Юлдузи» («Звезда Востока»), первая производственная киностудия во всей Центральной Азии. В 1936 году студия была переименована в «Узбекфильм».
Работа киностудии велась по двум направлениям: фильмы, построенные на «восточной экзотике» и картины агитационного плана для борьбы с пережитками старого уклада.
Первые «восточные» картины снимали опытные российские режиссеры с дореволюционным стажем: В. Висковский («Минарет смерти», 1925 г.), О. Фрелих («Крытый фургон», 1928 г., «Прокаженная», 1928 г., «Дочь святого», 1931 г.), Ч.Сабинский, («Последний бек», 1930 г.).
Всего в стенах киностудии «Шарк Юлдузи» было отснято более двадцати игровых и более сорока хроникальных немых фильмов.
В годы войны…
В годы II Мировой войны в эвакуированных из Москвы, Киева и Одессы в Ташкент крупных кинопроизводствах работали известные кинорежиссеры того времени – Я.Протазанов, М. Ромм, Г. Козинцев, Л. Луков, А. Зархи.
Особое место в этом ряду занимает фильм «Насреддин в Бухаре» Я. Протазанова, снятый в 1943 году. В картине были задействованы многие узбекские кинематографисты, которые позже составили славу отечественного кино.
Героя узбекского фольклора в фильме исполнил российский актер Лев Свердлин. Примечательно, что композиция кадров и ритм монтажа выполнены в стилистике немого кино. Картина стала 114-й и последней режиссёрской работой режиссера. Фильм – последний поклон Протазанова «Великому немому» и своему зрителю.
Благодаря первому звуковому фильму, снятому известного режиссером Наби Ганиевым по народной легенде «Тахир и Зухра», мировая кино-пресса впервые заговорила о феномене узбекского кинематографа. Копии фильма объездили многие зарубежные страны, имея огромный успех. Наби Ганиева пригласили постановщиком голливудской киноверсии «1001 ночи». Однако, советский «железный занавес» не позволял даже думать о поездке в Голливуд.
Одним из наиболее ярких представителей послевоенного кинематографа в Узбекистане является Шухрат Аббасов. Его фильмы «Об этом говорит вся махалля» (1960), «Ты не сирота» (1970), «Ташкент — город хлебный» (1968) по праву завоевали статус классики узбекского кино.
В 1970-1980-е годы появляются совместные фильмы с участием Индии, Болгарии, Югославии и других стран: «Любовь и ярость» (реж. Р.Батыров, Ж. Ристич), «Приключения Али Бабы и 40 разбойников» (реж. Л.Файзиев, У.Мехри), «Легенда о любви» (реж. Л. Файзиев, У. Мехри), «Охотник» (реж. Л. Файзиев, У. Мехри), «Огненные барабаны» (реж. С. Бен-Барка, У. Назаров).
Кинопроцесс второй половины 1980-х гг. предстает противоречивым и сложным, с чертами «антиутопии». «Я тебя помню» (реж. А. Хамраев, 1986 г.), «Маленький человек в большой войне» (реж. Ш. Аббасов, 1989 г.), «Горечь падения» (реж. С. Бабаев, 1987 г.), «Волки» (реж. С. Назармухамедов, 1987 г.), «Шок» (реж. Э. Ишмухамедов, 1988 г.), «Бархан» (реж. С. Бабаев, 1989 г.), «Сиз Ким Сиз?» (реж. Дж. Файзиев, 1989 г.), несут печать крушения веры в будущее, в добро и справедливость, говоря о нравственном климате переломной эпохи.
Широкомасштабные реформы последних лет в области кинематографии обеспечили то, что ряд национальных фильмов с успехом демонстрировались на международных кинофестивалях и были удостоены престижных наград. «Девичий пастух» режиссер Юсуф Разыков в 2006 году, «Подросток» режиссер Елкин Туйчиев в 2011 г были удостоены Гран-при Международного кинофестиваля в г. Везуль (Франция). «Юрта» режиссер Аюба Шахобиддинова, в 2009 г — Гран-при Международного кинофестиваля, проходившего в г. Кемер (Турция), «Небеса — моя обитель» («Паризод») режиссер Аюб Шахобиддинов — в 2013 г приз в номинации «За лучшую режиссуру» во II-Евразийском кинофестивале в г. Нью-Йорк (США).
Позитивный результат дали официальные решения Правительства Узбекистана в области кинематографа за последние несколько лет и широкомасштабные реформы. Сегодня киноиндустрия республики миновала период «малокартинья». Если за последние пять лет на средства, выделенные из бюджета, снято порядка 60 игровых полнометражных фильмов, то независимые и коммерческие структуры произвели за этот же период свыше 200 полнометражных игровых фильмов.
Название: «Полёт» («Парвоз»)
Год: 2018
Страна: Республика Узбекистан
Жанр: драма
Режиссер: Илхом Мухаммадиброхимов
Сценаристы: Р.Галиев, Назар Эшонкул, Ш.Субхонов
Оператор: Рифкат Ибрагимов
Композитор: Дмитрий Янов-Яновский
В ролях: Жавохир Зокиров, Зухриддин Режаметов, Нозим Тулаходжаев, Шохрух Хамдамов
Производство: O’ZBEKKINO
Премьера: 21 февраля 2018 г.
Аннотация
Драматическая картина рассказывает о герое, который пытается восстановить хронологию прошедших событий и понять причину преступления, за которое его осудили, и выяснить, кто же виновник трагедии. Зрителям предстоит узнать, сможет ли герой доказать, что его осудили из-за клеветы и с какими сложностями он столкнется на пути к правде.
Сюжет
В фильме большой акцент уделяется честности. Главный герой, который был освобожден из тюрьмы, приезжает из города в деревню, чтобы узнать, насколько «чиста» его совесть. Дело в том, что несколько лет назад было открыто уголовное дело, и он был заключен в тюрьму. Но он точно не знает, совершил ли он сам преступление или нет, не может вспомнить причину тех или иных событий. Имея это в виду, он приходит на место происшествия, кланяясь семье покойного, чтобы выразить свои соболезнования, и здесь его окружают муки совершенно другой порочности. Наш герой, который не привык к несправедливости и унижению людей, не может с легкостью закрыть глаза и в этот раз. Борясь с ними, он понимает, насколько чиста его совесть, на самом деле, он был заключен в тюрьму из-за клеветы. В то же время главный герой фильма обвиняет себя в халатности и неспособности контролировать себя. Основная цель создателей фильма — побудить людей идти по правильному пути, быть верным своей душе, жить честной жизнью.
Информационный Центр ДДнТ