(27 декабря 2020) Сегодня в рубрике «Киновыходной» предлагаем перенестись в Армению — страну камней, вина, древних монастырей и гостеприимных людей. И посмотреть фильм «Цвет граната».
Название: «Цвет граната»
Оригинальные названия: «Sayat-Nova» («Colour of Pomegranate», «Նռան գույնը»)
Возрастное ограничение: 16+
Год производства: 1968
Страна: СССР
Жанр: драма, биография, история, музыка, притча
Слоган: «Помимо языка кино, которым владеют Гриффитс и Эйзенштейн, киноиндустрия не придумала ничего более революционно нового, до появления «Цвета граната», — Михаил Вартанов
Режиссер: Сергей Параджанов
Сценарий: Сергей Параджанов, Саят-Нова
Директор фильма: А. Мелик-Саркисян
Оператор: Сурен Шахбазян
Композитор: Тигран Мансурян
Художник: Степан Андраникян, Сергей Параджанов, Елена Ахвледиани
Монтаж: Сергей Параджанов, М. Пономаренко, Сергей Юткевич
Зрители: СССР1.1 млн, Нидерланды — 875, Великобритания — 230
Премьера в мире: 29 августа 1970, …
Время: 74 мин. / 01:14
В главных ролях: Софико Чиаурели, Мелкоп Алексаян, Вилен Галстян, Георгий Гегечкори, Спартак Багашвили, Медея Джапаридзе, Ованес Минасян, Юрий Амирян, И. Бабаян, Медея Бибилейшвили
О фильме
В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, отношение поэта к религии, светской власти и народу. Биография армянского средневекового трубадура Саят-Новы (Царя песней) представлена, скорее, как зрительные и поэтические видения, нежели как литературное повествование. Чередой статичных сцен проходят перед зрителем разные этапы пути поэта: он мужает, открывает для себя образ женщины, влюбляется, уходит в монастырь и умирает.
Содержание
Фильм описывает жизнь средневекового армянского поэта Саят-Новы, начиная с его детства, заканчивая его смертью. Это воссоздание духовного мира Художника и той эпохи, в которой он жил. Его отношения с семьей, властью, религией, простыми людьми – все это выражается без единого слова, а путем кинематографической выразительности. Фильм состоит из нескольких миниатюр, каждую из которых можно смело выставлять в дорогих национальных музеях и выставках, причем не просто за их визуальную красоту — национальный колорит тут просто зашкаливает, что выражается в богатых убранствах, предметах быта и прочее, а музыкальное сопровождение картины делает его совершенно неразрывным с её изображением.
Манера актерской игры в данном фильме – это пантомима, что еще раз подчеркивает новаторский подход Параджанова. Хоть пантомима существовала еще во времена немого кино, совершенно очевидно, что цели у Параджанова совсем другие: содержание этого фильма заключается в его форме, их нельзя разделить. Это говорит о том, что произведение получилось целостным и абсолютным.
Метафоры и образы
«Цвет граната» Параджанова – это индивидуальная веха в киноискусстве и творчестве. Этот фильм — настоящая классика армянского кинематографа и олицетворение кинематографа восточного. Величественный гротеск от кадра до музыки, совершенно новый мир без правил, утверждённых и одновременно с правилами своими. Здесь немые образы героев, цитаты поэта и повторяющиеся слова. Рассказ о роли художника в мире, выраженный набором абстрактных миниатюр, подобно калейдоскопу.
В киноленте демонстрируется непохожесть, художественность, атмосфера, вовлечённость, иллюзии, погружение – всё то, что принято искать в картинах. Картинах живописи. В данной же версии всё перенесено из одной статичной картинки в несколько десятков картин, обладающих движением, поэтому Параджанов – художник и один из тех уникумов, кто перенёс живопись в кинематограф. Лучше всего для работ Сергея Параджанова подходит слово «кинокартина», потому что он художник в широком понимании слова. Его фильмы похожи на фрески, которые он сложил из воспоминаний, образов и ощущений своего детства, прошедшего в Грузии, в Тифлисе, – красочном, колоритном, многонациональном, самобытном. Каждый кадр этого фильма – произведение искусства, ожившая картина гениального Параджанова. «Цвет граната» – уникальное произведение, настоящее сокровище, искусство в высшем его проявлении. Это — роскошный восточный ковер, сотканный из иносказаний, символов, образов.
Критики о фильме
Андрей Ашкеров:
«Картина Параджанова была посвящена великому персидскому поэту Саят-Нова и состоит из фрагментов-притч, повествующих о различных жизненных состояниях творца, для которого каждая деталь повседневности превращалась в неразгаданный символ, арабеску вечного круговорота вещей. Одна из этих арабесок, указывает нам, что жизнь потворствует смерти, другая — что радость проникается скорбью, третья — что наслаждение обретается путем страдания. Однако все они тут же застывают немыми знаками, которые могут лишь зафиксировать произошедшее смешение или метаморфозу, но не снимают со случившегося покрова тайны.
Немота знаков прекращается только тогда, когда арабески складываются в общую картину, любая деталь которой незаменима, — также как необратимо любое подлинное событие нашей жизни. Смысл жизни заключен в тайне, тайне, хранимой каждой арабеской, но открываемой лишь всеми ими сообща. Расположить в каком-то порядке символы, сопрягающие вечное и преходящее — значит произвести таинство определения человеческой судьбы, которое сродни священнодействию демиурга. Однако тайна тайн — это жизнь самого творца, чьи мистификации начинают вызывать веру лишь в том случае, если окажутся способными изменить реальность, — после чего сама реальность может явиться, в конечном счете, лишь грандиозной мистификацией. В этом смысле фильм «Цвет граната» безусловно автобиографичен, как автобиографичен любой рассказ творца о творце».
Об авторе
Сергея Иосифовича Параджанова (настоящая фамилия Параджанян) можно причислить к наиболее активным деятелям украинской культуры эпохи «шестидесятников», то есть к одним из тех, кто активно выступал за свободу слова и защиту национальной культуры. Власти таких людей преследовали и сажали за решетку. Похожая участь постигла и Параджанова, которого узнавали, как «армянина, родившегося в Грузии, отсидевшего в советской тюрьме за украинский национализм».
Судьбы Параджанова и Саят-Нова в чем-то схожи. Оба армяне, родившиеся в Грузии, творившие на разных языках, в разных культурных традициях. Саят-Нова писал на армянском, грузинском, азербайджанском, порой переплетая все три языка в одном произведении. Оба относятся к редким художникам, обладавшим абсолютной свободой творчества, способностью выходить за рамки шаблонов. Всю жизнь сердце поэта ищет свой приют. «Цвет граната» — словно чудесная музыка, которую можно увидеть глазами, рассказывает об этом пути поэта.
Большим поклонником Параджанова был Андрей Тарковский. Два советских виртуоза снимали кино о самом дорогом и наболевшем – о высоком предназначении искусства и о месте художника в этом мире. Потому что настоящее искусство — бессмертно, оно преображает, очищает и позволяет хотя бы ненадолго объединиться и забыть о мелочных обидах и конфликтах, которые могут привести к разрушительным последствиям. Кинематограф Тарковского и Параджанова никому не навязывает свою истину, это тот случай, когда истина сама находит своего зрителя.
Об актерах
Муза Параджанова – грузинская актриса Софико Чиаурели исполняет в фильме пять разных ролей, как мужских, так и женских. Она приковывает к себе внимание удивительной красотой, точеными чертами лица, плавностью линий, глазами, от которых невозможно отвести взгляд, дивными костюмами, в которые одета, царской статью и пластикой движений. В Грузии есть выражение: «Господи, дай мне счастливую жизнь, хорошего мужа и сделай меня такой красивой, как Софико Чиаурели». Софико сыграла в фильме, в том числе, и самого поэта Саят-Нова, проявив свой талант, передав без слов и мимики, только глазами, внутренние переживания героев.
«Цвет граната» — фильм особенный, описывать его сложно. Но его можно прочувствовать.
Информационный Центр ДДнТ