(26 декабря 2018) Об этом на пресс-конференции сообщил министр образования и науки республики Рафис Бурганов.
В рабочую группу входят представители Минобрнауки РТ и научного сообщества. Предложения Татарстана направлены в Министерство просвещения РФ, в том числе в части государственных языков республик.
«Мы договорились, что создаем рабочую группу с участием Ильдара Гильмутдинова. Думаю, он даже возглавит эту группу, потому что он не просто председатель комитета Госдумы, но и бывший директор школы, педагог, эти проблемы знает хорошо, особенно в части родных языков», – рассказал Бурганов.
Министр отметил, что 14 декабря в Санкт-Петербурге прошло заседание по разработке концепции преподавания родных языков в школах.
«Спасая в этой ситуации изучение татарского языка, концепция явилась локомотивом для всех родных языков, в том числе и русского. Все-таки русский язык как родной до этого не изучался. Стали востребованы наши методика и концепция изучения родных языков, потому что их просто не было по большинству родных языков. Наши коллеги из других регионов стали интересоваться нашим опытом», – подчеркнул он.
По мнению Бурганова, эта концепция должна «вобрать в себя стандартные подходы к изучению всех родных языков». «Понятно, что есть нюансы, но если мы общую концепцию выработаем, общий подход, то он будет универсален. Пока эта концепция не утверждена. Но думаю, что не позже первого полугодия следующего года такая концепция должна появиться», – заявил он.
По словам министра, в школах Татарстана изучают такие родные языки, как русский, татарский, удмуртский, чувашский, мордовский, марийский и иврит.
«Если на параллели 15 человек желают изучать какой-то язык, то мы готовы обеспечить подготовку преподавателей и изучение этого языка на обязательной основе – 2 часа в неделю сегодня госпрограммой предусмотрено. Мы немного видоизменили программу и находимся в процессе. Педагогам, которые обучались по одной методике несколько лет, тоже непросто перестроиться, даже психологически», — отметил Бурганов.
Спикер уточнил, что простое изучение грамматики признано малоэффективным, основной упор теперь делается на говорение. Смена методики показала результаты уже по итогам второй четверти.
«Те, кто первый год изучает язык при таком подходе, где очень творческий педагог, и благодаря тому, что учебники видоизменились, добивается хороших результатов. И сегодня дети заговорили. Причем заговорили отличники. Базовый уровень примерно одинаковый у всех, но отличник ко всему относится серьезно, а здесь ему все упростили, дали понятно и доступно. Я считаю знание любого языка конкурентным преимуществом. Русские дети с удовольствием изучают татарский и знают его иногда лучше татар», — добавил министр.
По информации Минобрнауки РТ, в этом учебном году как родной язык 68,6% детей изучают татарский, 29,9% – русский, 1,5 % – другие языки (чувашский, удмуртский, марийский, мордовский и иврит). Помимо этого, 1,15% детей изучают татарский как государственный язык республики в рамках школьного компонента.