Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • При разработке стратегии национальной политики России учли опыт Татарстана

При разработке стратегии национальной политики России учли опыт Татарстана

admin 25.02.2015

(25 февраля 2015)  Хочешь изучать английский или немецкий — пожалуйста. Хочешь марийский или чувашский — на здоровье. Причем если иностранный бесплатно можно изучать только в рамках школьной программы, то родной — безвозмездно, было бы желание.

Татарстан — многонациональная республика, здесь проживает свыше 173 национальности, в том числе 8 этносов, численность населения которых превышает 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры. И те, кто живет не на земле предков, может сохранять национальную идентичность, изучая в Татарстане родной язык и культуру.

В Татарстане 95 общеобразовательных учреждений с чувашским, 34 с удмуртским, 18 с марийским, 4 с мордовским языками обучения, по одной школе с еврейским и башкирским этнокультурным компонентом, где изучение родного языка можно выбрать не только в качестве факультатива. Есть целые классы, где преподавание ведется на национальном языке. Уникальный опыт внедрили в минувшем году — во всех школах Татарстана появился дополнительный час на изучение родного языка.

— В рамках системы дополнительного образования в республике открыты воскресные школы для детей разных народов, проживающих исконно или прибывших в республику. В 35 воскресных школах изучаются 23 языка народов, проживающих в республике. В Казани с 1995 года работает Центр образования «Многонациональная воскресная школа», — говорит Алсу Мухаметова, советник министра образования и науки Татарстана по связям со СМИ.

К примеру, в Нурлатском районе, который граничит с Чувашией, 11 школ с чувашским языком обучения. Здесь выходит газета на чувашском языке, выступают с гастролями чувашские исполнители, на их концерты билеты раскупаются не хуже, чем на Стаса Михайлова. А каждый год проводится национальный праздник Уяв, на который с удовольствием приезжают не только представители чувашской диаспоры из всех районов Татарстана, но и русские, татары, марийцы, удмурты. То же самое и с представителями других национальностей. Празднуется Масленица, Каравон, Сабантуй, Семык, Гырон быдтон, Науруз, Иван Купала.

— Люди, которые хотят нас поссорить, говорят: «А какая идентичность важнее? А что первично — то, что я украинец, русский, аварец, татарин или россиянин?» Нет этого «или»! В стратегии национальной политики провозглашена цель поддержки русского языка и поддержки языков Российской Федерации, провозглашена идея билингвизма, что люди должны знать язык людей большинства или значительной части населения, с которыми живут рядом, — считает Владимир Зорин, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям.

По словам Зорина, эксперты при разработке «Стратегии государственной национальной политики России до 2015 года» учитывали и опыт Татарстана, который еще задолго до этого разработал собственную концепцию национальной политики.

— В 2012 году ее модернизировали согласно концепции российской стратегии, так что в этом отношении Татарстан впереди многих регионов, которые о национальной политике задумались недавно. В концепции есть два приоритетных направления — это программа сохранения государственных и иных языков Татарстана и сохранение идентичности татарского народа, — говорит Вадим Козлов, председатель общественной некоммерческой организации «Центр по изучению экстремизма, дискриминации и ксенофобии Республики Татарстан».

Значительное место в концепции занимает развитие татарского языка за пределами Татарстана. В школах субъектах России при содействии Татарстана созданы классы, где изучается татарский язык. На эти цели до 2020 года выделено около миллиарда рублей. Есть татарские диаспоры и за границей — в Финляндии, Австралии, США, Германии, где татары помнят язык, знают обычаи.

Источник: Портал «События»















Дни рождения

21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
12 июня
Саид Сулиев
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57