Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • При разработке стратегии национальной политики России учли опыт Татарстана

При разработке стратегии национальной политики России учли опыт Татарстана

admin 25.02.2015

(25 февраля 2015)  Хочешь изучать английский или немецкий — пожалуйста. Хочешь марийский или чувашский — на здоровье. Причем если иностранный бесплатно можно изучать только в рамках школьной программы, то родной — безвозмездно, было бы желание.

Татарстан — многонациональная республика, здесь проживает свыше 173 национальности, в том числе 8 этносов, численность населения которых превышает 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры. И те, кто живет не на земле предков, может сохранять национальную идентичность, изучая в Татарстане родной язык и культуру.

В Татарстане 95 общеобразовательных учреждений с чувашским, 34 с удмуртским, 18 с марийским, 4 с мордовским языками обучения, по одной школе с еврейским и башкирским этнокультурным компонентом, где изучение родного языка можно выбрать не только в качестве факультатива. Есть целые классы, где преподавание ведется на национальном языке. Уникальный опыт внедрили в минувшем году — во всех школах Татарстана появился дополнительный час на изучение родного языка.

— В рамках системы дополнительного образования в республике открыты воскресные школы для детей разных народов, проживающих исконно или прибывших в республику. В 35 воскресных школах изучаются 23 языка народов, проживающих в республике. В Казани с 1995 года работает Центр образования «Многонациональная воскресная школа», — говорит Алсу Мухаметова, советник министра образования и науки Татарстана по связям со СМИ.

К примеру, в Нурлатском районе, который граничит с Чувашией, 11 школ с чувашским языком обучения. Здесь выходит газета на чувашском языке, выступают с гастролями чувашские исполнители, на их концерты билеты раскупаются не хуже, чем на Стаса Михайлова. А каждый год проводится национальный праздник Уяв, на который с удовольствием приезжают не только представители чувашской диаспоры из всех районов Татарстана, но и русские, татары, марийцы, удмурты. То же самое и с представителями других национальностей. Празднуется Масленица, Каравон, Сабантуй, Семык, Гырон быдтон, Науруз, Иван Купала.

— Люди, которые хотят нас поссорить, говорят: «А какая идентичность важнее? А что первично — то, что я украинец, русский, аварец, татарин или россиянин?» Нет этого «или»! В стратегии национальной политики провозглашена цель поддержки русского языка и поддержки языков Российской Федерации, провозглашена идея билингвизма, что люди должны знать язык людей большинства или значительной части населения, с которыми живут рядом, — считает Владимир Зорин, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям.

По словам Зорина, эксперты при разработке «Стратегии государственной национальной политики России до 2015 года» учитывали и опыт Татарстана, который еще задолго до этого разработал собственную концепцию национальной политики.

— В 2012 году ее модернизировали согласно концепции российской стратегии, так что в этом отношении Татарстан впереди многих регионов, которые о национальной политике задумались недавно. В концепции есть два приоритетных направления — это программа сохранения государственных и иных языков Татарстана и сохранение идентичности татарского народа, — говорит Вадим Козлов, председатель общественной некоммерческой организации «Центр по изучению экстремизма, дискриминации и ксенофобии Республики Татарстан».

Значительное место в концепции занимает развитие татарского языка за пределами Татарстана. В школах субъектах России при содействии Татарстана созданы классы, где изучается татарский язык. На эти цели до 2020 года выделено около миллиарда рублей. Есть татарские диаспоры и за границей — в Финляндии, Австралии, США, Германии, где татары помнят язык, знают обычаи.

Источник: Портал «События»

Продолжить чтение

Назад: Татарстан создал самую эффективную систему работы в сфере межнациональных отношений
Далее: ТАТАРСТАН — ДОМ ДРУЖБЫ НАРОДОВ














Дни рождения

12 июня
Саид Сулиев
13 июня
Александр Терентьев
13 июня
Валерий Самойлов
18 июня
Рафида Гатина
21 июня
Дам Зань Лам
26 июня
Наиля Чубатова
1 июля
Альбина Шадрина
11 июля
Данил Мустафин
13 июля
Ирада Аюпова
15 июля
Фируза Габдрахманова
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57