Коррупция – это проблема, которая касается всех стран, независимо от их статуса и уровня развития. Государственная служба является одним из главных мест проявления коррупции. Злоупотребление должностью среди чиновников приводит к:
- подрыву легитимности власти;
- уничтожению фундаментальных ценностей развитого общества;
- усложнению прямого диалога между властью и общественностью;
- возникновению народных недовольств. Как следствие, появляется угроза суверенитету государства.
- Система государственной службы должна предусматривать эффективные механизмы противодействия коррупции. Уровень экономики и жизни людей напрямую зависит от результата работы этих механизмов.
Причины появления и текущий уровень коррупции в России
Не существует однозначной причины, которая является основанием коррупции среди чиновников. Данная проблема имеет социальный характер и зависит от действий правовой сферы. Также страны с высоким уровнем коррупции отличаются постепенным вытеснением правовых и этических отношений между людьми.
В результате любой наделенный властью человек начинает злоупотреблять своим положением в целях обогащения, самоутверждения или для другой личной выгоды. Если не заниматься процессами торможения коррупции, со временем она становится социальной нормой для всех членов общества.
Формулировка, предложенная конвенцией ООН против коррупции и Гражданской конвенцией о борьбе с коррупцией Совета Европы (к которым присоединилась Россия), дает более широкое определение этого понятия. Согласно ей, коррупция – это обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица.
В 2013 году ООН провела расследование с целью узнать индекс восприятия коррупции в разных странах Европы и мира. Согласно итоговому результату, Россия набрала 76 баллов из 100 возможных и заняла 24 место среди 177 государств мира. Это означает, что большинство жителей закрывают глаза на проблему коррупции или сами являются её активными участниками.
В сфере российской государственной службы наблюдается прогресс коррупции. Она не уменьшается и не искореняется. Все это происходит из-за нарушения основной функции государства – законодательно-нормативной. Установленные нормы, правила, законы и распоряжения в своем большинстве не выполняются. Также отсутствует безнаказанность чиновников и есть проблема подкупных судей.
Как показывает практика, одна и та же властная структура наделена как полномочиями законодательных норм, так и функциями контроля. Делегирование государственным органам одновременно нескольких функций является прямой предпосылкой коррупции. Вторая предпосылка – готовность граждан или административных служб платить за выгодное им толкование законодательной нормы или за игнорирование правонарушений.
Механизмы минимизации коррупции
В основе механизма антикоррупционной деятельности лежит создание на законодательном уровне систем декларирования доходов и специальных контролирующих ведомств. Что касается ситуации в Российской Федерации, долгое время в обществе укоренялись негативные стереотипы толерантного отношения к коррупции. В массовом сознании сформировалось мнение о том, что коррупционные преступления не наносят никакого ущерба обществу и являются лишь способом ускорить работу бюрократии.
В государственном управлении существует объективная необходимость регулирования административных, экономических и других отношений. Осуществлять контроль надо как на уровне высшей власти, так и в каждом отдельном муниципальном совете.
Формы коррупции на государственной службе
Среди типов коррупционных схем в системе государственной службы выделяют такие виды нарушений:
- коррупция при распределении бюджетных средств;
- мошенничество на государственных закупках. Оно подразумевает проведение непрозрачных тендеров на закупку, разработку или строительство объектов государственного значения. В большинстве случаев государственные служащие не подпускают честные и конкурентоспособные компании к участию в тендере. Вместо этого все гранты разделяются между фирмами, которые проспонсировали нечестный выбор чиновников;
- незаконная приватизация предприятий;
- использование служебных полномочий в сфере контроля природных ресурсов;
- получение кредитов под мизерные проценты, которые потом не отдаются;
- поддержание теневой экономики.
Очевидно, что основными коррупционерами в этой сфере являются госслужащие. Как правило, мошеннические схемы и взятки касаются как политиков, так и чиновников низших уровней. Разнится только количество полученной выгоды.
Стратегии противодействия
Распространение и общественная опасность коррупции ощутимо возрастают в период значительных социальных потрясений, что ведет к игнорированию законности, зависимости граждан от произвола чиновников.
Сегодня в Российской Федерации очень остро ощущается проблема коррупции, и решить ее можно лишь посредством реализации целого комплекса антикоррупционных мер. Все они должны не только направляться на искоренение коррупции как явления, но и предотвращать условия, которые прямо и косвенно способствуют ее возникновению.
Противодействие включает в себя три базовых стратегии:
- профилактику коррумпированности системы государственной службы;
- борьбу с коррупционными правонарушениями;
- ликвидацию последствий коррупционных действий.
По своему содержанию профилактика – это совокупность мероприятий предупредительного воздействия, цель которых заключается в предотвращении появления новых форм коррупции. Важную роль играет и предупреждение формирования совокупности причин и условий, которые способствуют развитию этого явления.
Как отмечают исследователи, профилактика правонарушений занимает особое место в системе мер борьбы с преступностью. Понимание профилактики коррупционных действий, предлагаемое в законодательстве, основано на узком, криминализированном подходе к феномену коррупции.
Деятельность государственных органов власти должна быть направлена на следующее:
- создание раздела законодательства о борьбе с коррупцией в системе госорганов, то есть пакета антикоррупционных законодательных актов;
- такие акты должны быть разработаны с учетом отечественного и лучшего зарубежного опыта. Создателями должны быть специалисты, знающие все о проблемах коррупции и о путях их преодоления. Проекты законов должны быть согласованы с компетентными государственными органами;
- наличие такого комплекса законов и норм является правовой предпосылкой для эффективной борьбы с коррупцией. В то же время следует помнить, что законы, которые разрабатываются властью, могут иметь существенные пробелы, и при их реализации можно испытать неудачи. Поэтому нужно привлекать сторонних специалистов;
- эффективная реализация антикоррупционного законодательства.
Следует понимать: каким бы совершенным ни было законодательство, оно останется малоэффективным, если не будет мотивационного начала. Сюда включают заинтересованность государства и общества в его реализации. Также необходимо наличие компетентных сотрудников правоохранительных и государственных органов, которые способны должным образом использовать закон в борьбе с коррупцией.
Формирование политической воли у руководства государства по борьбе с проявлениями коррупции во всех сферах, в том числе и в собственных рядах.
При этом следует понимать, что новая власть, которая стремится к борьбе с коррупцией, может столкнуться с противодействием своим мероприятиям со стороны унаследованного ею коррумпированного режима.
Разработка комплексных государственных программ борьбы с коррупцией, которые бы предусматривали не декларативные положения, а конкретную систему действенных мер.
Следует иметь в виду, что реформы, которым не хватает конкретного и реалистического характера, не дают быстрых результатов, стремительно теряют поддержку в обществе. Также антикоррупционные меры часто не распространяются на должностных лиц, а лишь ограничиваются «мелкими» служащими, воспринимаются как неэффективные и несправедливые.
Большинство антикоррупционных мер, которые принимаются сегодня в России, имеют показательный характер, а следовательно, и мизерную эффективность.
Упрощение доступа в суды для удовлетворения жалоб.
Процесс создания иска должен занимать минимальное количество времени. Граждане не должны ждать годами, пока следствие рассматривает дело.
Обеспечение объективного судебного разбирательства.
Как показывает практика, большинство российских судов тесно связаны с коррупцией. Это приводит к несправедливому исполнению закона или к игнорированию обвинений, которые граждане пытаются выдвинуть чиновникам.
Разработка системы мер, направленных на профилактику коррупции.
Назначение высокого уровня заработной платы, при наличии которого государственным чиновникам было бы экономически и социально невыгодно внедряться в коррупционные схемы и брать взятки.
Установление процедур обжалования действий руководителей с целью защиты тех, кто жалуется.
Реальное сотрудничество с зарубежными государствами по противодействию коррупции.
Только опытные лидеры государств способны здраво посмотреть не текущую ситуацию российской системы гражданской службы и на другие сферы. Отечественные политики не всегда заинтересованы в принятии антикоррупционных законов и реальных мер.
Жесткий контроль над исполнением всех антикоррупционных действий.
Одной из новаций российского законодательства стал законодательный пакет, который предусматривает предоставление доступа ко всей информации о недвижимости. Также в нем есть законы, которые обязывают государственных служащих декларировать доходы и загружать декларации в единую базу данных. Доступ к базе может получить каждый пользователь в режиме онлайн.
Среди недостатков внедренной системы можно выделить множество ложных деклараций. Часто политики и мелкие госслужащие не указывают достоверную информацию о доходах и имуществе. Отсутствует служба контроля соответствия поданных документов и реального положения дел.
Спустя несколько лет после принятия антикоррупционных законов наблюдается ухудшение ситуации с антикоррупционной борьбой. Сегодня чиновники активно принимают законы, которые позволяют им скрывать данные о своих оффшорах, недвижимости и компаниях.
Деятельность всех институтов гражданского общества должна быть направлена, прежде всего, на информирование общества о коррупции и состоянии борьбы с ней в России. Средства массовой информации должны способствовать осознанию общественностью таких факторов:
- вреда от коррупции;
- обязанности жаловаться на коррумпированных чиновников;
- реально существующего уровня коррупции.
В свою очередь, реализация этих задач предусматривает следующее:
- наличие демократического законодательства о свободе информации;
- запрет цензуры;
- законы, которые предусматривают ответственность за клевету и оскорбление;
- минимизация давления государства на независимые СМИ;
- регистрация новых предприятий или стоимость справок, документов в государственных службах должны быть простыми и недорогими.
Стоит отметить, что сегодня вопрос актуальности профилактики коррупции в России как никогда приобрел смысл и понимание среди граждан.
Первые действия должны быть направлены на выявление и пресечение коррупционных правонарушений в органах государственной власти и муниципальных органах самоуправления.
Решение вопроса создания действенной системы профилактики позволит подготовить условия для надлежащего выполнения государственными служащими своей основной обязанности – служение народу в четкой плоскости соблюдения закона.
