Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Путин: «Фактор, способный упрочить нашу Федерацию, – это поддержка национальных традиций и культур народов России»

Путин: «Фактор, способный упрочить нашу Федерацию, – это поддержка национальных традиций и культур народов России»

admin 09.03.2016

(10 марта 2016) Как строилась современная российская модель федерализма на основе фактора многонациональности в статье Вице-президента Академии наук РТ Рафаэля Хакимова 

Рафаэль Хакимов — Вице-президент Академии наук РТ,   доктор исторических наук, академик АН РТ, директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, директор научных программ АНО «Казанский центр федерализма и публичной политики».

«Российский федерализм в условиях социально-политической трансформации»

Российский федерализм до конца не определился в своих отличительных признаках. Возникнув на волне революции 1917 г. и последовавшей гражданской войны, федерация к середине 1930-х гг. приобрела жестко унитарные черты и фактически переродилась. Впрочем, сама государственность СССР носила весьма специфический характер, поскольку строилась на монополии одной партии, ставшей важнейшей частью администрирования.

До сих пор сохранение этнической составляющей в конструкции российской федерации многие объясняют наследием большевиков. Известно, что для Ленина и Сталина федеративное устройство, тем более с национально-государственным делением, было вынужденной мерой, революционной неизбежностью. Авторитаризм Сталина доходил до геноцида целых народов, которых выселяли со своих исконных территорий, но и при режиме жесточайшего террора он не решился ликвидировать республики. Обвинения большевиков в инициировании создания этнической федерации несостоятельны, поскольку не имеют ничего общего с действительностью. Революция и гражданская война высветили глубинные движущие силы истории, среди которых устремления народов оказались выше любых доктрин.

Возвращение к федерализму состоялось в годы «перестройки», что опять-таки совпало с трансформацией общества, сравнимой по масштабам и глубине реформ с революцией. При этом начался распад СССР, и наступили изменения исторического масштаба – впервые Россия оказалась в условиях уменьшающейся территории и отказалась от политики расширения сферы влияния*. Парадигма экстенсивного развития сменилась ориентацией на интенсивные методы, к которым страна была не готова из-за специфики советского, социалистического наследия.

В общественном мнении и среди политиков (гораздо меньше среди ученых) существуют определенные сомнения по поводу, с одной стороны, необходимости федерализма в России, с другой – реальности федерализма в условиях «вертикали власти». Для возврата к унитаризму нет ресурсов, но и сама постановка вопроса о «возврате» некорректна, поскольку Россия никогда не была унитарной в полном смысле этого слова. Асимметричность была органически присуща Российской империи и порой доходила до личной унии (например, в случае с Финляндией) или протектора (Бухара, Хива). Она была способом сохранения целостности государства. Если бы царская власть нашла в себе силы перейти к федеративному устройству, как предлагали «автономисты» в Государственной думе, она бы избежала кровавой революции и гражданской войны. Если бы М.С.Горбачев сумел трансформировать государственность в подлинно федеративные формы, СССР бы сохранился.

Другие скептики считают, что «вертикаль власти» означает отказ от демократии и федерализма, чему был привержен Б.Н.Ельцин. Они сравнивают Россию со сложившимися демократическими, федеративными структурами США и Европы, не учитывая особенностей процесса трансформации в стране. В связи с этим следует процитировать Президента Российской Федерации, который в ежегодном Послании Федеральному Собранию сказал: «Теперь несколько слов о дальнейшем развитии российского федерализма. В своих современных формах он был установлен, сформирован на основе Конституции. Причем особую роль в его становлении сыграл Конституционный Суд. В его решениях был найден баланс между разными интересами уровней власти, порой остроконфликтными. Это касается как споров федеральных и региональных органов власти между собой, так и споров о различных способах устройства местного самоуправления. Между тем мы и сегодня продолжаем сталкиваться с этими проблемами». Глава государства  выделил федерализм, наряду с демократизацией, как стратегический путь развития политической системы страны. Противоречивость становления государственного устройства сегодняшней России, сочетающей в себе унитарные и федеративные признаки, говорит не об отказе от федерализации, а о сложности процесса трансформации.

Под федерацией мы понимаем форму государственного устройства, соединяющую относительно самостоятельные субъекты в единое целое и имеющую два уровня администрирования. В литературе также широко используется понятие федерализма, которое не тождественно понятию федерация. Федерализм – это принцип, парадигма государственного устройства, в определенной мере идеология, которая может присутствовать и в унитарном государстве.

Существуют разные подходы к анализу российского федерализма. Можно исследовать динамику изменения федеративных отношений во временной системе координат. Историко-эволюционный подход позволяет учесть процессы трансформации общества в целом и на этом фоне прогнозировать федерализацию государства. Причем макроисторический взгляд имеет преимущества выявления фундаментальных основ государственности. Исследование причин перехода России к федеративному устройству следует начинать, по крайней мере, с начала ХХ века, когда раскрываются многие мотивы политического поведения народов России в революциях 1905 и 1917 гг., их исторические ожидания, выявляются механизмы мобилизации социальных сил в переломные моменты истории.

Микроисторический взгляд важен с точки зрения исследования общественных явлений в относительно самостоятельный отрезок времени. Бесспорно, что период, начатый «перестройкой», обладает особыми характеристиками, порой сопоставимыми с революционными преобразованиями. Федерализм в таком разрезе оказывается связанным не только с «возрождением» народов и религий, но и общей демократизацией, выявляется такая важная мотивировка, как преодоление тоталитаризма и последствий советской эпохи. При микроисторическом подходе мы видим колебания от централизации к децентрализации, ситуативные, конъюнктурные изменения функций парламента, статуса субъектов РФ, роль договорных отношений, вмешательство субъективного фактора в естественный ход истории и т.д. Исторический экскурс, наряду с политологическим анализом, выявляющим движущие силы общественных процессов, важен для объяснения основных тенденций в развитии российской государственности, освобожденных от конъюнктурных выводов, ангажированных позиций, полемических суждений.

Социальный подход дает картину взаимосвязи федерализма с демократизацией, развитием рыночных отношений, плюрализмом мнений. Он высвечивает место политических сил в процессе федерализации, роль неформальных отношений между центром и региональными элитами, факторов эволюции отношений центра и субъектов. В этом случае обнаруживаются такие явления, как «пределы централизации», конфликтогенные границы, за которыми меняется поведение субъектов.

Институциональный подход дает характеристику формально существующих институтов, практику взаимодействия двух уровней государственной власти федерации. Конституционно-правовая сторона в анализе взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти, федеральных и региональных органов власти является центральной темой такого подхода. Особенность России состоит в том, что институциональный анализ не может ограничиваться только правовой стороной, как в большинстве развитых стран. Сложная законодательная ситуация в России сопровождается частым изменением федеральных законов, ограничением сферы регионального законотворчества, отсутствием правовой дисциплины, поэтому неизбежно в отношения центр – субъекты вмешивается политический фактор. Именно в связи с этим не только в публицистике, но и научной литературе существуют понятия «сильных» и «слабых» регионов, под которыми имеются в виду не объем полномочий или экономический потенциал, а целый ряд ресурсных факторов в совокупности. Политический фактор вмешивается и в ситуацию с полномочиями Совета Федерации, который из органа, представляющего интересы субъектов в лице их глав и влиявшего на принятие многих принципиально важных законов, превратился в механизм реализации политики администрации Президента РФ. Вместе с тем появился такой совещательный орган, как Государственный Совет при Президенте РФ. Он стал формой компромисса центра с регионами, компенсацией за ограничение роли глав субъектов в законодательном процессе на уровне федерации. Таким образом, особенность институционального подхода состоит в сочетании анализа конституционно-правовых форм институтов государства с их политическим и социально-экономическим наполнением.

Сравнительный подход интересен с точки зрения изучения опыта других федераций, прежде всего, европейских традиций, как наиболее близких к России. Он помогает разобраться в общем и особенном различных форм федерации, прогнозировать тенденции эволюции российского государства. Сравнительный подход важен и с точки зрения исследования процессов трансформации государственности в различных странах под воздействием общемировых тенденций.

Попытки квалифицировать форму российского федерализма только через сравнение с другими государствами оказываются малопродуктивным. Во-первых, каждая страна имеет собственную историю становления федерализма. Во-вторых, Россия находится в ситуации трансформации, и не приобрела устоявшихся форм взаимоотношений центра и субъектов. В-третьих, особенность федерализма заключается в ее постоянной эволюции, что мы можем наблюдать на примере даже классических образцов федерализма.

Типологизация федераций имеет смысл только с точки зрения выяснения учредительных начал государственности. Если в США это индивидуумы, организованные в сообщества по территориям, то в Европе в основе лежат этнорелигиозные сообщества. Германия в этом плане не является исключением, ибо «земли» отражают лингвистические и этнографические особенности немецкой нации. Россия, как государство, опирается на многонациональность своего народа. Поэтому народность для России является единственным источником права, но ее нельзя трактовать как русскую, она изначально полиэтнична, а потому совершенно верно Конституция РФ была провозглашена от имени «многонационального народа» страны. В связи с этим нелишне будет процитировать слова Президента РФ : «И, наконец, еще один фактор, способный серьезно упрочить нашу Федерацию, – это поддержка национальных традиций и культур народов России. Считаю это не только условием укрепления федеративных основ, но и условием согласия в нашем обществе, единства российской нации – как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны». Это, несомненно, важнейший фактор успешной трансформации России в демократическое государство.















Дни рождения

16 мая
Гульнара Галиакберова
21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57