Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Новости
  • Разный Новый год: как встречают праздник народы России

Разный Новый год: как встречают праздник народы России

admin 30.12.2024

Мы привыкли отмечать Новый год зимой, однако у многих коренных народов начало очередного жизненного цикла не было привязано к календарю. Оно зависело от чередования сезонов, поведения животных и птиц, движений солнца и луны. Например, земледельцы встречали новый год весной, перед началом сельскохозяйственных работ, а охотники — осенью, с наступлением брачного сезона у диких зверей. И конечно, у каждого народа были и остаются свои традиции празднования.

Для кого оставляют кусок льда над дверью юрты, как охота на лося связана с Большой Медведицей и почему бородатый гость лучше безбородого? На эти и другие вопросы отвечаем в новом материале вместе с Натальей Петровой и Надеждой Рычковой, авторами книги «Страшный, таинственный, разный Новый год» издательства «МИФ».

Эвены: костры и мистерии

Праздник Нового года и Нового солнца у эвенов — коренных жителей Сибири — называется Эвинек, что в переводе означает «веселье». Отмечают его в конце июня — в дни летнего солнцестояния.

Для праздника молодежь под руководством старейшин готовит обрядовое поле. Они собирают хворост, пучки рододендрона и можжевельника: эвены верят, что дым от этих растений очищает души. На поле разжигают два ритуальных костра у священных лиственниц: считается, что в дни солнцестояния между ними открываются ворота в небесную страну. Между лиственниц натягивают дэлбурге — специальную веревку из шерстяных ниток. К ней обязательно подвешивают кисти из оленьего волоса, а во время самого праздника привязывают цветные ленты.

Главное действие начинается на восходе. Его участники перешагивают левый костер и друг за другом «проходят небесные врата», очищаясь тем самым от всего плохого, что произошло в старом году. Затем они приветствуют новое солнце, перешагнув правый костер.

Продолжает праздник мистерия. Эвены изображают птиц, которые поднимаются в небесную страну, куда душа может попасть только в Новый год. После воображаемого полета участники садятся на оленей и изображают усталых путников, которые вернулись из путешествия и ищут место для стойбища. Затем наступает время трапезы. Она должна быть очень жирной: такая ритуальная еда, согласно верованиям эвенов, обеспечит благополучие всему роду.

Семейские старообрядцы: гадания и «поцелуйные игры»

Семейскими, или забайкальскими, старообрядцами называют потомков староверов, высланных в XVIII веке из Могилевской губернии в Восточную Сибирь. Новый год у них наступает в январе, на Святки.

На праздник старообрядцы «чертятся» — так называют гадания. Способов узнать, что ждет в будущем, они используют множество. Главное — не забыть защитить себя магическим кругом от темных сил, которые, по преданию, особенно сильны в святочный период. Именно от слова «чертить» и пошло выражение «чертиться», то есть гадать.

Например, девушка может встать на перекресток, снять нательный крестик, нарисовать защитный круг и прислушаться: если едет телега, значит, жених будет хорошим работником. А по лаю собаки определяют, с какой стороны придет суженый. Еще на любовь гадают на первом новогоднем блине: выходят с ним на улицу и ждут первого встречного — его родственник и станет мужем.

Раньше со второго дня Святок молодые люди катались вокруг села на тройках, а вечером собирались в доме, который снимали у одинокой женщины, заплатив ей дровами, мясом или зерном. Помимо песен и плясок, играли в игры, особенно любили так называемые поцелуйные. Например, парень пел и ходил по кругу, выбирая девушку, и стелил перед избранницей платок: пара становилась на него на колени и целовалась.

Буряты: лед для лошади богини и «конь-ветер»

Сагаалган, что в переводе означает «белый месяц», буряты отмечают между январем и мартом — в первое новолуние по лунному календарю. До того как основной религией этого народа стал буддизм, наступление нового года праздновали в день осеннего равноденствия.

Согласно поверьям, на рассвете богиня Палден Лхамо объезжает землю и подсчитывает живые души. Чтобы она не приняла спящих людей за мертвых, принято зажигать свет, растапливать печи и окроплять дом чаем, прося у Палден Лхамо благополучия. А чтобы конь богини мог напиться, над дверью юрты или на балконе квартиры до восхода нужно положить кусок льда. В первый день нового года первым из жилища должен выйти хозяин и приветствовать восход. По традиции первые поздравления получают самые старшие в роду.

Важным традициям следуют и на второй день нового года. Буряты вывешивают флажки, которые символизируют «конь-ветер» — духов-хранителей. На них пишут молитвы, изображают лошадь, льва, тигра, дракона и мифическую птицу гаруду. Чем сильнее флажок развевается на ветру, тем больше счастья принесет его владельцу наступивший год.

Селькупы: почитание лося и прыжки через костер

Для рыболовов и охотников наступление холодов знаменует начало нового жизненного цикла. Западносибирский народ селькупы отмечает эту смену времен года в августе — в день последнего летнего полнолуния.

Праздник посвящен лосю, одному из самых важных животных для селькупов. О нем сложено множество легенд. Одна из них рассказывает, как однажды селькуп, кет и эвенк вместе отправились на охоту и стали преследовать большого лося. Селькуп ранил зверя в переднюю ногу. Охотники так увлеклись погоней, что не заметили, как оказались на небе. Согласно легенде, четыре звезды ковша Большой Медведицы — это четыре ноги лося, и та, что подбита стрелой селькупа, расположена чуть в стороне от других.

На берегу реки, рядом с самым глубоким местом, селькупы разводят семь маленьких костров — по количеству звезд в созвездии Большой Медведицы — и один большой, который символизирует Полярную звезду. Разжечь их должен маленький мальчик, первенец в семье. Все гости праздника проходят сквозь дым от костров и умываются речной водой — этот обряд символизирует очищение. Вечером разжигают еще один костер, через который прыгают юноши, демонстрируя ловкость.

Башкиры: каша для ворон и деревья, цветущие лентами

Каргатуй, или Воронью свадьбу, башкиры отмечают весной, когда с гор сходит снег или с первым криком грача. Чтобы наступающий год был счастливым, нужно умилостивить священную птицу — ворону.

В старину участниками праздника были только женщины и дети. Мужчина мог прийти на Каргатуй, только переодевшись в женскую одежду. Распорядительницей праздника выбирают женщину, которая хорошо говорит, танцует и поет: ее легко заметить по яркому костюму, украшенному ракушками и монетами. Главным блюдом праздника становится каша, которую готовят из пшеницы на молоке прямо на улице в больших казанах. Ее едят не только люди, но и вороны: считается, что чем обильнее угощение для птиц, тем урожайнее будет год.

На Каргатуй обязательно украшают деревья. В наши дни используют ленты, а раньше женщины вешали на них шали, платки, бусы. Башкиры считают, что такое искусственное цветение поможет деревьям скорее набрать силу и зацвести по-настоящему.

Вепсы: бородатый гость и гадание по венику

В старину наступление нового года вепсы отмечали в день зимнего солнцестояния, а после распространения христианства праздник сместился на период между Рождеством и Крещением.

Насколько удачным будет год, определяют по первому гостю. Больше всего ждут мужчину: если он приходит в дом, где есть молодые девушки, это обещает им много женихов. Однако не всякий гость сулит благополучие: если первым гостем станет безбородый юноша, год будет неурожайным. Если придет пожилой мужчина — год будет хлебным, а особую удачу принесет мужчина с бородой. Многое зависит и от характера гостя: легкий нрав обещает легкий год и наоборот. От нежелательного гостя, который не подходит ни под один описанный критерий, дом могут закрыть на засов — или вовсе прогонят посетителя метлой.

Вепсы верят, что в новом году нужно не только встретить правильного гостя, но и самому не отстать. Кто в праздник просыпается первым, раньше всех будет заканчивать работу целый год.

На ночь вепсы ставят в снег несколько поленьев — по количеству членов семьи. Дурной приметой считается полено упавшее: год для человека, которому его установили, окажется последним. А южные вепсы прячут среди поленьев палку и веник. Если девушка на выданье первой находит палку — жених будет молодым, если веник — выйти замуж придется за старика.

Марийцы: старик Василий и гадание по ноге овцы

В наше время марийцы отмечают Шорыкйол, что в переводе означает «овечья нога», в период с 7 по 19 января. Празднование начинается всегда в пятницу и длится около двух недель.

Главным героем праздника становится Васли-Кугыза — старик Василий. Кто именно станет им на грядущий Шорыкйол, держится в строжайшей тайне. Со своей спутницей старухой Василисой — Васли-Кува — он ходит по домам, предсказывает будущее и проверяет, хорошо ли потрудились хозяева в уходящем году. Мужчины показывают старику сплетенные лапти, женщины — рукоделие. Если работа Васли-Кугызе не нравится, он может отхлестать нерадивых хозяев соломенным жгутом.

Гостей праздника развлекают и другие ряженые. Раньше переодеваться разрешалось только парням — сейчас в маскараде участвуют и девушки. Они углем рисуют усы и бороды, делают маски, обвязываются соломой. Молодежь играет в игры, например в чет-нечет. Девушка предлагает парню угадать, четное или нечетное количество орехов у нее в руке. Проигравший обязан ее поцеловать.

У марийцев есть и новогодние гадания. Например, ночью девушки приходят в хлев и в темноте хватают овцу за ногу. Если нога окажется пушистой, значит, муж будет богатым, если голой — то бедным. Гадают и на урожай: слушают кур в курятнике. Если они шумят — хлеб не уродится, а если сидят тихо — можно рассчитывать на хороший урожай.

Калмыки: первый чай и возрастные лампадки

До XX века калмыки использовали буддийский календарь, в основе которого лежал 12-летний цикл. Каждому году в нем покровительствовало определенное животное и у каждого года была своя особенность: например, год Мыши считался счастливым и богатым, а год Обезьяны сулил тяжелую снежную зиму и засушливое лето. Новый год по старой традиции приходит 25-го числа первого зимнего месяца — в этот день калмыки отмечают праздник Зул.

Новый год наступает не в полночь, а ранним утром. Начать его обязательно нужно с чашки чая, которую сначала подносят самому старшему мужчине в семье. В честь праздника зажигают так называемые «возрастные лампадки», или «ладьи жизни». Их изготавливают из теста в виде лодочки, а внутрь наливают жир или растопленное масло. В него вставляют фитили, скрученные из сушеных стеблей травы и обмотанные шерстью — по количеству членов семьи. Существует поверье, что, если в фитиль добавить дополнительный стебелек, это поможет продлить жизнь. Огонь зажигают, когда на небе появляются звезды. Глава семьи выносит ладью на улицу, поднимает ее и просит у неба долголетия — этот обряд называют «выносить годы».

Когда огонь затухает, фитили из ладьи вынимают, а затем делают из нее лепешку и жарят. Делиться ею с посторонними нельзя.

Нанайцы: моление воде и угощение для духов

У нанайцев — коренного народа Дальнего Востока, помимо традиционного Нового года, который наступает 1 января, существует еще несколько праздников, символизирующих начало нового жизненного этапа. Например, весной, когда начинает таять лед и возвращаются перелетные птицы, нанайцы отмечают Унди, или «моление воде».

Издревле основным промыслом этого народа было рыболовство, поэтому духов воды они почитают особо. По нанайской легенде, далеко в море живут хозяева вод, старик и старуха. Из своего озера они выпускают рыбу, которая потом попадает в реки. Если властители вод будут благосклонны, то рыболовов и охотников на морского зверя будет ждать богатая добыча.

Обряд Унди длится несколько дней. Шаман обходит селения, благодарит духов воды, просит удачи в промысле на будущий год. На воду нанайцы спускают лодки, носовую часть которых украшают фигурками уток. После ритуальных танцев участники праздника во главе с шаманом садятся в лодки и отплывают от берега. Вернувшись, они обращаются к духам и предкам с просьбами о здоровье и плодородии.

Хозяев воды нужно не только поблагодарить, но и накормить. Угощают их из специальной посуды омоха — небольшого деревянного корытца, украшенного изображениями рыб, птиц и змей. Есть у нанайцев и примета, как понять, довольны ли духи угощением. В лодочках нойнах вниз по течению спускают остатки пшеничной каши, приготовленной для праздника. Если подношения быстро утонули, значит, хозяева вод благосклонно приняли их.

Культура.РФ















Дни рождения

16 мая
Гульнара Галиакберова
21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57