(28 июня 2003) Более 20 чувашских фольклорных коллективов из 16 районов республики, известные артисты Чувашии – сестры Малины, заслуженная артистка России и Чувашии Клара Чекушкина, певец и композитор, Олег Кайгар и многие другие приняли участие в фестивале.Среди почетных гостей были заместитель председателя Союза писателей Чувашской Республики Афанасьев Порфирий Васильевич (кстати, сам выходец из Черемшанского района), заведующий отделом по связям с общественностью и межнациональным отношениям Аппарата Президента РТ и глава администрации Черемшанского района Татарстана.
Уяв –весенне-летний период молодёжных игрищ и хороводов, проходящий поокончании посевных работ. Слово «уяв» буквально означает «соблюдение»(от «уя» — «блюсти»).
Первоначально это слово означало просто соблюдениетрадиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любойпраздник, любое обрядовое торжество. Уяв один из самых большихтрадиционных праздников календарного цикла, во время которого молодежьустраивала хороводы с песнями, плясками, играми.
Иногда представители каждой деревни устраивали своикруги, и соревновались между собой в мастерстве пения и удальстветанцев. Проводились спортивные состязания и веселые шуточныесостязания. Во время уява парни ближе знакомились со своимиизбранницами. Девушки же плели венки и гадали, находили, участвуя вхороводе, своих суженых, демонстрировали наряды и украшения.
В разных местахмолодежные увеселения и праздничные обряды отличались. У верховыхчувашей проводились традиционные сезонные молодежные хороводы, которыек концу XIX в. стали исчезать.
Средненизовые чуваши в уяв обычно проводили большиеобщеродовые игрища. В материнскую деревню собирались жители всехдочерних деревень. Рядом с каждой материнской деревней на лугу, околорощи или на лесной поляне, было постоянное место для проведения сборищмолодежи, там устраивалась и скамья для музыкантов. На поляну приезжалиторговцы сладостями, мелким товаром, игрушками. До позднего вечера наплощадке играла музыка.
Низовые чуваши уявначинали в день семика и праздновали до Петрова дня. Взрослое населениев это время соблюдало синсе (обряд бережения земли) и воздерживалось откаких-либо сельскохозяйственных работ. Молодежь сразу после «проводов»усопших сородичей (обряд семика) начинала водить хороводы.
В троицын день все парни и девушки собирались поулицам и шли на центральную площадь села. Каждая улица шла со своимипеснями. Собравшись на центральной площади, молодежь уходила в лес квостоку от деревни, парни выбирали подходящее дерево, девушки украшалиего цветами, венками, лентами, водили вокруг него хороводы.
Затем дерево срубали, приносили в деревню иустанавливали на традиционное место проведения игрищ и хороводов,которые в период уява водили каждый день с утра до позднего вечера.
С древних временсложился своеобразный сценарий проведения Уява, в котором каждой песне,танцу или игре отводилось определенное место и время…
С наступлением Петрова дня (питрав) праздникизавершались. Начиналась горячая пора: сенокос, паровая пашня, уборкаурожая. В Петров день поздно ночью провожали уяв, все жители деревнивыходили на западную окраину деревни и вокруг прощального костра водилипоследний в этом году хоровод. После торжественного провода уявахороводные песни уже не исполнялись.
Архив Ассамблеи народов Татарстана