Перейти к содержимому
Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана

Основное меню
  • О нас
    • Ассамблея народов Татарстана
    • Дом Дружбы народов Татарстана
    • Филиалы и Представительства Ассамблеи народов Татарстана
    • Сайт Молодежной Ассамблеи народов Татарстана
    • Многонациональная воскресная школа Казани
    • Национальные творческие коллективы
  • Новости
  • Афиша
  • Медиа
    • Фото
    • Видео
    • Аналитика
    • Мы в соцсетях
    • Журнал «Наш дом-Татарстан»
    • Архив
  • «Национальный вопрос и ответ»
  • Проекты
    • Год защитника Отечества
    • Этнографическая карта Татарстана
    • Межрегиональный Конкурс «МИРИАДА ТАЛАНТОВ»
    • Казанское Поволжье: Образы народной культуры
    • Праздничный круг
    • Уроки дружбы
  • Комментарии
  • 3D-тур
  • Контакты
рус / тат / eng
  • Главная
  • Архив Ассамблеи народов Татарстана
  • Чувашский Уяв в Черемшанe собрал гостей со всего Татарстана

Чувашский Уяв в Черемшанe собрал гостей со всего Татарстана

admin 28.06.2003

(28 июня 2003) Более 20 чувашских фольклорных коллективов из 16 районов республики, известные артисты Чувашии – сестры Малины, заслуженная артистка России и Чувашии Клара Чекушкина, певец и композитор, Олег Кайгар и многие другие приняли участие в фестивале.Среди почетных гостей были заместитель председателя Союза писателей Чувашской Республики Афанасьев Порфирий Васильевич (кстати, сам выходец из Черемшанского района), заведующий отделом по связям с общественностью и межнациональным отношениям Аппарата Президента РТ и глава администрации Черемшанского района Татарстана.

Уяв –весенне-летний период молодёжных игрищ и хороводов, проходящий поокончании посевных работ. Слово «уяв» буквально означает «соблюдение»(от «уя» — «блюсти»).
Первоначально это слово означало просто соблюдениетрадиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любойпраздник, любое обрядовое торжество. Уяв один из самых большихтрадиционных праздников календарного цикла, во время которого молодежьустраивала хороводы с песнями, плясками, играми.
Иногда представители каждой деревни устраивали своикруги, и соревновались между собой в мастерстве пения и удальстветанцев. Проводились спортивные состязания и веселые шуточныесостязания. Во время уява парни ближе знакомились со своимиизбранницами. Девушки же плели венки и гадали, находили, участвуя вхороводе, своих суженых, демонстрировали наряды и украшения.

В разных местахмолодежные увеселения и праздничные обряды отличались. У верховыхчувашей проводились традиционные сезонные молодежные хороводы, которыек концу XIX в. стали исчезать.
Средненизовые чуваши в уяв обычно проводили большиеобщеродовые игрища. В материнскую деревню собирались жители всехдочерних деревень. Рядом с каждой материнской деревней на лугу, околорощи или на лесной поляне, было постоянное место для проведения сборищмолодежи, там устраивалась и скамья для музыкантов. На поляну приезжалиторговцы сладостями, мелким товаром, игрушками. До позднего вечера наплощадке играла музыка.

Низовые чуваши уявначинали в день семика и праздновали до Петрова дня. Взрослое населениев это время соблюдало синсе (обряд бережения земли) и воздерживалось откаких-либо сельскохозяйственных работ. Молодежь сразу после «проводов»усопших сородичей (обряд семика) начинала водить хороводы.
В троицын день все парни и девушки собирались поулицам и шли на центральную площадь села. Каждая улица шла со своимипеснями. Собравшись на центральной площади, молодежь уходила в лес квостоку от деревни, парни выбирали подходящее дерево, девушки украшалиего цветами, венками, лентами, водили вокруг него хороводы.
Затем дерево срубали, приносили в деревню иустанавливали на традиционное место проведения игрищ и хороводов,которые в период уява водили каждый день с утра до позднего вечера.

С древних временсложился своеобразный сценарий проведения Уява, в котором каждой песне,танцу или игре отводилось определенное место и время…
С наступлением Петрова дня (питрав) праздникизавершались. Начиналась горячая пора: сенокос, паровая пашня, уборкаурожая. В Петров день поздно ночью провожали уяв, все жители деревнивыходили на западную окраину деревни и вокруг прощального костра водилипоследний в этом году хоровод. После торжественного провода уявахороводные песни уже не исполнялись.

Архив Ассамблеи народов Татарстана

Продолжить чтение

Назад: В Русском Никольском прошел XI фестиваль «Каравон»
Далее: В Татарстане отметили праздник удмуртской культуры «Гырон Быдтон»














Дни рождения

21 мая
Любовь Тукаева
22 мая
Фарид Мухаметшин
22 мая
Игорь Баринов
26 мая
Олег Третьяков
26 мая
Евгений Морозов
27 мая
Мударис Гайфуллин
29 мая
Наталья Мустафина
1 июня
Виталий Агапов
3 июня
Дмитрий Самаренкин
12 июня
Саид Сулиев
national-graph banner-ex mi-help.ru

bn-of-rtbn-of-rt

1

k-banner

 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57