(13 июня 2020) Редакция портала продолжает рубрику «Киновыходной» о фильмах, снятых на национальных студиях, и сегодня предлагает посмотреть картину «Шал» («Старик») киностудии «Казахфильм».
Каждый из нас в ответе за то, что происходит на земле
год 2012
страна Казахстан
режиссер Ермек Турсунов
жанр триллер, приключения, драма
время 102 мин.
— Лучший казахстанский фильм / Лучшая мужская роль, Национальная кинематографическая премия Кулагер, Казахстан, 2012 г.
— Гран-при / Лучшая мужская роль, Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии КиноШОК, Россия, 2013 г.
— Приз за выдающиеся технические и художественные достижения на 32-м Международном кинофестивале «Фаджр»
Один из самых мощных казахстанских фильмов. «Шал» входил в список лент, которых планировали отправлять на «Оскар» от Казахстана. Фильм «Шал» является второй частью трилогии Ермека Турсунова. «Шал» был написан и снят по мотивам рассказа «Старик и море» Эрнеста Хэмингуэя, но при этом почти совершенно не похож на него.
Сюжет
Где-то далеко в степях живёт небольшая семья — старик (Ерболат Тогузаков) с дочерью и внуком (Орынбек Молдахан). Семья ведет обычную и ничем непримечательную жизнь в далекой степи. Из всех развлечений — телевизор, по которому старик смотрит футбол. Его занятие — это лошади и бараны. Потихоньку приближается зима, и старик, в прошлом — гроза округи, знающий степь как свои пять пальцев, уезжает, чтобы отогнать баранов пастуху. Сильнейший туман и непогода застают его в степи, и старик теряет дорогу. Становится всё холоднее, но крепкий старик не сдаётся. Тем временем внук поднимает тревогу и на поиски заблудившегося отправляют спасателей… Недавно в этих краях побывали охотники. Они убили молодых волков, и тогда другие волки стаи напали на них, чтобы отомстить. Теперь жадные до крови животные нападают и на заблудившегося старика Касыма. Старик вступает в противостояние с дикой природой, и ставка в этой борьбе — его собственная жизнь.
Режиссер о фильме
Как рассказал сам режиссер Ермек Турсунов, ему было предложено экранизировать произведение Эрнеста Хэмингуэя «Старик и море»:
«Я сразу отказался, потому что это литература «неснимабельная», то есть с точки зрения кино там ничего не происходит: какой-то старик, в море, с удочкой, несколько дней подряд… Нет действия, статичная картина, только внутренние монологи. Но там есть подтекст, философские послания, которые очень актуальны в наше время. И я стал думать над тем, как это экранизировать, посмотрел несколько работ «Старик и море», а потом уже пришел к тому, чтобы сделать именно такой вариант — степь, буйство стихии, пространство». Как подчеркнул режиссер, самое главное для него, — чтобы картина была понятна не только нам, людям, живущим в Казахстане.
Исполнитель главной роли, Ерболат Тогузаков, профессиональным актером не является. Ермек Турсунов нашел его на «Казахфильме», Ерболат был разнорабочим, параллельно снимался в эпизодических ролях. Выбор был идеальным.
Про фильм
«Шал» — это потрясающая история, близкого и понятного каждому старика. Это бриллиант казахстанского кино последних десятилетий.
Героям фильма нельзя ссориться, хотя их общение весьма ограничено. Им нужно уметь прощать и быть прозорливыми, чтобы не расплескать по дороге важные истины. Им важно жить по-людски и важно, чтобы старик успел передать своему внуку главные ценности этой жизни.
Великая степная мораль о необходимости делать добро и не ждать в ответ благодарности, о неспешном и несуетном течении времени без жажды наживы и богатств, о неприхотливости и самодостаточности, о неразрывной связи с легендарным кочевым прошлым нынешних её наследников.
Схватка старика со стихией здесь возведена в абсолют. Касым проходит по самой грани жизни и смерти. Он — воплощение духа земли, родины. Тем не менее предельное знание местности и настроения природы не могут уберечь Касыма от опасности, которая превращает его путешествие в последнее странствие, целью которого является подготовка к смерти. Касым несмотря на возраст демонстрирует перед лицом смерти чрезвычайную ясность ума и логичность поведения. И сверх того силу — с волками он дерется фактически голыми руками.
У этой притчи есть мораль
Старик Касым немногословен, но каждая его реплика — это либо ирония, либо житейская мудрость, либо очень проникновенные, мудрые слова. Он не супергерой, у него нет защитного костюма и доспехов, супероружия. У него есть нечто, более сокровенное и важное, что дано не каждому, и не каждому суждено понять на протяжении жизни.
Эта история возвращает к коренным, степным мудростям, и напоминает, что о них нельзя забывать. Месть матери-волчицы — это философия, сигнал человеку, что ему не стоит лезть туда, где он не хозяин. Природа — хозяйка. И человек должен принять ее законы.
Но фильм повествует не о борьбе человека с природой, фильм рассказывает нам о силе человеческого духа, о том, что человек выживет в любой экстремальной ситуации, зная, что ему есть ради чего и ради кого жить на этом свете.
Сила старика Касыма — это образ жизни всего казахского народа. Люди могли выживать в любых условиях, будь то тайга, горы, степи; приспосабливались и копили знания, могли изобрести все, что необходимо было для выживания в этих условиях.
«Шал» снят очень качественно. Оператор показал холодную, унылую степь красочной, а других героев фильма — волков, такими, какие они есть — очень умными, бесстрашными и хладнокровными хищниками.
Между стариком и волками есть что-то общее. Волки мстят за своих убитых детенышей, а старик пытается сохранить свою жизнь, ради внука, которого очень любит. Стариком движит невидимая сила, благодаря которой он выживает и защищает свою отару овец. Он просто не мог позволить себе сдаться. Старик был готов к своей смерти, но на этом свете его держала всего лишь одна простая цель — будущее его внука.
Фильм учит сохранять мужество и достоинство в любых ситуациях. Большинство персонажей и событий в фильме кроме основного смысла имеют глубокий символический смысл, который сплетается в цельную и обширную идейную и философскую составляющую.
И все бы ничего, спокойно бы старик нашел дорогу и пригнал бы своих барашков без потерь и проблем, если бы не совершил ошибку…
Когда на двор Касыма приезжает огромный внедорожник с тремя охотниками, которые спрашивают дорогу к волкам, старик, под впечатлением от необычной машины и оружия, вскользь отвечает им что охотится-то не время, что у волков щенки, но все же показывает дорогу. Он не отговаривает их ехать, не отказывается указать охотникам путь для убийства, и не настаивает, чтобы они изменили свое решение. Касым лишь в финале понимает, что всего, что с ним и с туристами впоследствии произошло, можно было бы избежать…
В городском пространстве большинству людей не открываются законы природы, они не чувствуют ее систему, хотя по ней течет их жизнь. И даже живя в глухой казахской деревне среди степи, не каждый может понять гармонию и справедливость вселенной. Лишь старик Касым имеет право быть примером настоящего человеческого существа, эпизод из жизни которого хорошо бы увидеть каждому.
Говорят, что каждый из нас в ответе за то, что происходит на земле. С одной стороны, это вызывает вопрос — как один человек может повлиять на мир, природу и жизни других существ? Режиссер Ермек Турсунов доказывает, что может.
Те охотники, как и почти каждый из нас, явно считали, что если ты человек — то это делает тебя исключительным среди других существ. Убивать животных — развлечение, есть животных — наслаждение, одеваться в животных — мода и красота. Но порой животный мир доказывает не только свою силу, но и мудрость. И как люди относятся к животным — так животные платят им тем же. Этот факт демонстрирует диалог между стариком и единственным выжившим охотником. Их слова – это битва разума и ума: «Волки как взбесились!» — «Это люди взбесились, а волки они ведь и есть волки!» — «Чего же они на людей стали кидаться?!» — «Наверное, они приняли вас за своих».
Бездумный азарт охотников их и погубил — вместо удовольствия от охоты они получили смертельный шок. Реакция же старика на проделки волка может показаться чересчур доброй. Когда он понимает, что его единственного, любимого коня, растерзали, он с отчаянием произносит — «зря ты это сделал, мой серый брат». Братьями он считает не только волков, но и баранов. Для него нет разницы, все существа — равны. Он не только просит прощения у барана, когда его со слезами приходится зарезать, потому что волки бегут на стадо, но также Касым искренне просит его выручить их. Возможно, поэтому волкам не удалось убить все стадо и самого старика.
О режиссере
Талантливый режиссёр, сценарист и обсуждаемый публицист Ермек Турсунов в своих рассуждениях часто бывает резок, хотя и справедлив, а его фильмы горячо обсуждаемы. Турсунов стал обрастать собственными клише, его ленты легко узнать, и вот несколько признаков того, что вы смотрите фильм Ермека Турсунова:
- Фильм, скорее всего, выдвигали на «Оскар» от Казахстана.
- В картине снимается актер Ерболат Тогузаков.
- В фильме есть сцены с участием волков.
- В киноленте звучит тенгрианская музыка.
- В фильме есть немцы, говорящие на казахском
- В картине потрясающие виды Казахстана.
- В фильме шутят про футбол
Редакция портала желает всем приятного просмотра и хорошего выходного дня!
Информационный Центр ДДнТ