(26 апреля 2019) В Доме Дружбы народов Татарстана в рамках XV Казанского международного фестиваля мусульманского кино прошел вечер памяти «Я полечу в далекие миры», посвященный литовскому художнику и композитору, родоначальнику профессиональной литовской музыки Микалоюсу Чюрленису. (ФОТО)
Почетное право открыть вечер, было предоставлено депутату Государственного Совета РТ, директору Дома Дружбы народов Татарстана Иреку Шарипову.
«Последние годы у нас зародилась красивая традиция. Мы вместе с Альфией Бахытзяновной, в дни, когда проходит Фестиваль Мусульманского кино, приглашаем сюда коллег, принимающих участие в этом событии и представителей общин, которые работают в Доме Дружбы. В результате, у нас происходит общение в такой камерной атмосфере. В год мы проводим почти 400 мероприятий, но у нас еще никогда не было мероприятий с участием стран Прибалтики и, в частности, представителей Литвы. Мы благодарим вас за то, что нашли время приехать в Казань и пообщаться с нами в стенах Дома Дружбы. Это, несомненно, интересно», — подчеркнул во вступительном слове Шарипов.
Автор идеи и руководитель творческого вечера, заслуженный работник культуры Республики Татарстан и Санкт-Петербурга Альфия Рахматуллина, продолжая выступления, коротко рассказала о том, чему посвящено мероприятие:
«Наша удивительная встреча посвящена гению литовской культуры Микалоюсу Константинасу Чюрленису и называется «Я полечу в далекие миры, в мир солнца, дивной красоты, любви…». Эти слова писал Чурленис в письмах к супруге Софии. Фильм, который вы сегодня увидите, так и называется – «Письма к Софии». София, как добрый ангел, была дана Чурленису небом в конце жизни и стала его музой. Об этом и рассказывает фильм»
Специально приехавшая на мероприятие атташе по культуре Посольства Литовской Республики в Российской Федерации госпожа Инга Видугирите-Пакериене выразила свое почтение и благодарность организаторам вечера в Доме Дружбы народов Татарстана, посвященного Чюрленису.
«Чурленис для нас предмет особой гордости. Благодаря ему литовское искусство вышло на международный уровень. До сих пор, Чурленис – это визитная карточка Литвы. Я очень рада тому, что сегодня здесь с нами правнук Чурлениса — Рокас Зубовас, сыгравший прадеда в фильме, о котором уже говорила Альфия. Рокас приехал вместе со своей супругой пианисткой Сонатой. Они вместе играют фортепианные дуэты, и сегодня мы услышим их небольшой концерт. Фильм, который мы сегодня увидим, рассказывает о любви Чурлениса и Софии, и, в определенной мере, эта легенда о любви художника продолжается в судьбе Рокаса и Сонаты», — сказала Инга Видугирите-Пакериене.
Госпожа атташе отметила, что на вечере присутствует исполнительница главной женской роли в фильме «Письма к Софии» — Мария Коренкайте, которая стала частью семьи музыкантов. Актриса подружилась с Рокасом и Сонатой Зубовас, поэтому они вместе смогли приехать на мероприятие в Казань.
«Казань светлый и легкий город, сюда хочется возвращаться. Я надеюсь, что обязательно сюда вернусь», — добавила г-жа атташе.
Вышедший к микрофону Рокас Зубовас сказал:
«Я хочу, чтобы музыка Чурлениса не перестала звучать с последними кадрами фильма. Поэтому я оставляю Дому Дружбы CD-диск с записями его фортепианной музыки. Также я оставляю альбом, в котором искусство Чурлениса, как художника и фотографа. В этом альбоме есть хорошие отзывы соплеменников – его друзей, друзей Рериха и людей из птербургского мира искусства. Пусть эти вещи станут началом литовского уголка в Доме Дружбы».
Далее Зубовас рассказал о пути становления Чурлениса как художника, фотографа, композитора и самых ярких моментах его биографии.
«Чурленис был очень скромным человеком и никогда не думал о том, чтобы победить сердца людей», — сказал в заключение музыкант.
Вечер продолжился фортепианным концертом музыки Микалоюса Чюрленисуа, в исполнении Рокаса и Сонаты Зубовас.
Также в рамках вечера прошла выставка фоторабот Чурлениса под названием «Неизвестные страницы творчества».
Микалоюс Константинас Чюрленис (1875–1911) выдающийся литовский художник и композитор, представитель европейского символизма был также и увлеченным фотографом-любителем. У Чюрлениса был небольшой «Кодак» производства 1898–1904, с которым он много фотографировал, а снимки проявлял, сушил, резал и вклеивал в альбомы с помощью жены Софии или кого-нибудь из семьи. Фотографии Чюрлениса можно считать своего рода свидетельством творческих замыслов художника. Они дают зрителю уникальную возможность встретиться с ним через призму фотообъектива, посмотреть глазами Чюрлениса на виды, которые вдохновляли его и побуждали к сравнению и интерпретации впечатлений.
Информационный центр ДДнТ