На стыке двух веков, когда идет процесс взаимопроникновения культур, технологий всех субъектов международного сообщества, становится очевидной интеграция и глобализация различных цивилизаций.
Именно они позитивно влияют на достижения межконфессионального и межэтнического согласия, позволяют избежать потенциальных угроз и современных вызовов. О процессах становления единых стандартов в постиндустриальном обществе достаточно убедительно изложено в трудах американского футуролога Э. Тоффлера. Как бы ни шли процессы интеграции в мире, нельзя не учитывать наличие различных языков, культур и религий в обществе, особенностей людей из-за социального положения, из приверженности к той или иной экономической модели и т.п. Общеизвестно, что выработанная с учетом нравственных ценностей и позитивного права “Декларация принципов толерантности”, принятой резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, которая была подписана в Париже 185 государствами –членами ЮНЕСКО,включая и Россию, позволяет привить оптимизм человечеству на грядущее будущее. Именно эта Декларация, образно выражаясь, современный «катехизис мира», способна умиротворить всех во имя самосохранения, и быть снисходительными друг к другу.
К сожалению, провозглашенный Ф. Фукуямой триумф всемирной либеральной демократии, оказался иллюзией, сменившейся появлением множественных новых очагов напряженности — как национальной, так и международной; этническими конфликтами, противоборством международных интересов, соперничеством по вопросам безопасности. Мир действительно стал един. «Вести «войну цивилизаций» в едином мире — равносильно самоубийству», — констатирует Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Венецианской комиссии Совета Европы, доктор юридических наук, профессор Зорькин В.Д. Общеизвестно, в мире насчитывается 3-4 тысячи народов. При этом существуют десятки цивилизаций. И от того каков будет конструктивный диалог между ними зависит социально-экономическая и этноконфессиональная стабильность как на глобальном, так региональном уровнях.В настоящее время в мире 20 языковых семей, насчитывается свыше 193-х суверенных государств, но лишь 20 из них гомогенные. Если говорить о «вкладе», внесенном субъектами Российской Федерации в развитие межэтнического и межконфессионального взаимодействия культур, то эти традиции уходят глубокими корнями в прошлое. Согласно историческим фактам, многие россияне, живущие на нынешней территории, принадлежали различным племенам, народностям, и отдельные из этих этносов создавали впоследствии свою государственность. К таким этносам можно отнести и предков татар — булгар, имеющих еще свою государственность на рубеже X-XI вв. — Волжскую Булгарию. Казанское ханство, возникшее вследствие распада Золотой Орды, можно признать правопреемником Булгарского княжества. В связи с этим весьма интересной представляется мысль первого Президента Республики Татарстан, ныне Государственного советника республики: «…у татар и русских была и есть общая история, общая судьба. Она началась задолго до присоединения Казани к Русскому государству. В этой истории были разные периоды. Специалисты их изучают, делают свои выводы. Главное, что наши предки тысячелетиями жили бок о бок, отвоевывали у природы земли с суровой красотой и сложным климатом. Более тысячи лет процессы исторического развития русских и татар сначала развивались параллельно, а затем слились в один общий поток.Переплетенность исторических судеб, их неразрывность привели татар к восприятию Российской Федерации как своей Отчизны.
Многие века бассейн рек Волги и Камы остается самым северным регионом взаимодействия двух мировых религий — ислама и православия. И практически всегда этот процесс характеризовался преоблоданием позитивных тенденций над нецевилизованной конкуренцией и соперничеством”.Знаменательной страницей истории Татарстана можно назвать религиозное общественно-просветительское движение, возникшее в конце XIX века и получившее название «джадидизм». Оно во главу угла поставило науку, открытой к иным культурам, религиозную терпимость, возродив многие традиции исламской цивилизации. Центром внимания татарских интеллектуалов-богословов стал потенциал ислама как духовного стимулятора культурного и научного развития мусульманского общества. Такой подход позволил раскрыть внутренние силы нашего народа.
Для постсоветской России, когда значительно снизилось влияние страны в мире, наличие в России достаточно большого удельного веса россиян, исповедующих мусульманскую религию, представляется в мире причиной определенной поддержки нашей страны в исламской части мирового сообщества. Конечно же, принятие Булгарским княжеством ислама в 922 году способствовало консолидации различных этносов, язычников княжества. «Они как бы «переплавились», получив себе правителей, булгарских «царей», приняв ислам и участвуя в борьбе за отчизну, в новую булгарскую общность».В настоящее время в рамках концепции становления сообщества правовых государств, в которое входят наиболее развитие страны, очень важно соблюдать принцип федерализма. Безусловно, это исключительно важно для Российской Федерации, в которой проживают 182 национальности.Вызывает определенный интерес опубликованная статья в вышеупомянутом журнале правоведом из Башкортостана, где признается, что: «в националистических (шовинистических) учениях важно выявлять все, что противоречит принципам терпимости, пресекать это соответствующими способами, запрещая как незаконные экстремистские учения и содержащие их материалы, и ведя пропаганду против тех из них, которые законны, но не толерантны».Если взглянуть в прошлое Республики Татарстан, одного из первоопределяющего учредителя Российской Федерации в евразийском пространстве Казанское ханство было покорено 3 октября 1552 года царем Московского княжества Иваном Грозным, о чем писал русский историк тюркского происхождения Карамзин (Кара мурза). Всем стало очевидно, что союз цивилизаций, расположенных в двух континентах, — перспективный проект для всех народов и в полном объеме отвечает геополитическим интересам нашего государства.
Несмотря на различные суждения политтехнологов, занимающихся порой бесплодным поиском «идентичности» людей, в принципе, совершенно не похожих по природе друг на друга, есть обстоятельство, которое объединяет всех — гражданство. Будучи разными по этноконфессиональной природе: языку, культуре и религиозным воззрениям, всех нас консолидирует и уравнивает в правах идентичность в одном — это конституционный статус – гражданство Российской Федерации.(ст.6)Исследуя этнополитические проблемы в России, большинство ученых приходят к пониманию, что россияне — это понятие вобрало в себя все населяющие нашу страну народы, многие из которых вошли в состав государства по самым разным основаниям. «Толерантность — это искусство жить в мире непохожих людей и идей». Особенности формирования и проявления толерантных установок у российских граждан в различных исторических периодах межнационального взаимодействия показывают исследования ВЦИОМ. К примеру, опрос граждан в 2007 году установил, что большинство респондентов (87%) полагают, что «российскому народу присуща открытость и взаимодействие с представителями разных народов, религий и культур».
В свое время в газете «Татарский мир» было размещено интервью с директором Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, председателем Комиссии по толерантности и свободы слова Общественной палаты, академиком РАН В.А. Тишковым. Он призывает всех россиян, независимо от их национальностей, вероисповедания, социального положения и иных различий, в целях укрепления государственности федеративного государства «придерживаться в повседневной жизни — личной, деловой, научной, административной, таких заповедей, которые могут устанавливать мир и согласие между людьми». «Вот некоторые из них:- толерантность — это когда, например, жители Москвы не только спокойно относятся к возведению мечети или синагоги неподалеку от православного храма, но стремятся помочь построить новый храм представителям другой веры;
— терпимость и уважение к другой культуре выражаются не в отсутствии к ней негативного отношения, а в стремлении ее познать и заимствовать из нее то, что является ценными полезными;
— установка на диалог и согласие дается труднее, чем отторжение и вражда;
— ксенофобия и нетерпимость — это свойства не только ограниченных и плохо образованных людей. Они могут быть присущи самым просвещенным людям, которые обосновывают свои взгляды и более изощренными аргументами и действиями.
С противниками мира и сторонниками насилия следует бороться не только средствами просвещения и проведением кампаний осуждения, но и отказом в публичности, исключением их из существующей системы институтов власти и гражданского общества, наконец, судебными преследованиями».
Следует согласиться и с обобщением известного ученого-этнолога, который одновременно с другими мерами признает первоопределяющую роль национальной политики государства.
В данном контексте, состоявшееся заседание президиума Госсовета РФ в Уфе в феврале 2011 года по межнациональным проблемам, является признанием федеральным руководством вопроса о необходимости выработать комплексную программу с учетом мировой практики и отечественного опыта в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в федеративном государстве.
Одним из центров Российской Федерации по реализации принципов толерантности можно признать Республику Татарстан. За несколько десятилетий усилиями государственных органов, Академии наук Республики Татарстан, ведущих вузов республики проведены десятки международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференций, посвященных межнациональным и межконфециональным отношениям.
В связи с 15-летием Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной 16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО, редколлегией Евразийского юридического журнала в №10 за 2010 год размещено концептуального содержания интервью с Государственным советником Республики Татарстан, первым Президентом Республики Татарстан Шаймиевым М.Ш.
В своем интервью, посвященной15 годовщине. принятия 16 ноября 1995 г. Генеральной Конференции ЮНЕСКО ООН «Декларации о принципах толерантности» Минтимер Шарипович размышлял над становлением подлинного федеративного государства в Российской Федерации, тем, что во многом предопределило возможности привития толерантности на благодатной почве многонациональной и многоконфессиональной Республики Татарстан. Достижение согласия и дружбы между людьми разных национальностей, вероисповедания, принадлежащих к различным социальным группам, позволило Татарстану, одному из крупнейших бюджетообразующих регионов России, миновать наиболее тяжелые последствия так называемого «шокового метода» перехода к рыночной экономике. В многонациональной республике убеждены, что именно феномен толерантности полиэтничности и многоконфессиональности в обществе способен укрепить государство и обеспечить его устойчивое развитие.
Примечание: предложенная к сайту данная статья была опубликована авторами: Файзуллин Г.Г. и Файзуллина Л.Х. Роль субъектов Российской федерации в развитии межэтнического взаимодействия культур6этнополитический аспект./ Межэтническое и межконфессиональное взаимодействие в условиях глобализации: на пути к формированию гражданской идентичности.2011: Сборник материалов II Междунар.науч.-практ.конф.16-17 ноября 2011г.г.Казань / SIGRI;ОРГКОМИТЕТ :л.р. Усманова и др.Казань:Изд-во «ТАИ», 2012.- С.119-123