(28 ноября 2016) В Международном фестивале историко-культурного наследия «Искер-джиен» приняла участие руководитель многонационального ансамбля «Жемчужинки» Фаниля Хабирова, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
Вот уже 4 года в Многонациональной воскресной школе Ассамблеи народов Татарстана существует детский коллектив «Жемчужинки». А руководит коллективом и создала его певица и композитор Фаниля Хабирова.
В составе ансамбля юные дарования разных национальностей, которые исполняют песни на многих языках. Коллектив – постоянный участник национальных праздников и важных республиканских мероприятий – Навруз, Масленица, Сабантуй, День народного единства, фестиваля «Радуга – Салават купере».
«Наши Жемчужинки команда единомышленников, главная цель которой – понятно и доступно донести до каждого зрителя идеи добра, мира, дружбы и уважения друг к другу, — говорит руководитель ансамбля, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Фаниля Хабирова, — это, как большая дружная семья, где каждый дополняет друг друга. У нас есть и младший состав Жемчужинок. Но они еще только делают первые шаги в искусстве, набираются хороших манер, стремления к творческим вершинам».
Фаниля Хабирова занимается не только подготовкой молодых талантов, она известная в Башкирии и Татарстане певица. Вот уже несколько лет подряд ее сольных выступлений с нетерпением ждут, к примеру, в Тюменской области. Там проходит Международный фестиваль историко-культурного наследия «Искер-джиен».
По традиции проводится в Тобольском районе у археологического памятника Искер, где в период сибирского ханства находилась ставка хана Кучума. Традиция проведения «Искер-джиен», прерванная еще в царское время, была возобновлена на месте столицы Сибирского ханства несколько лет назад имамом села Сабанаки Тобольского района Рахимчаном Бухардиновым.
В 2008 году в торжествах впервые приняли участие представители татарских общественных объединений зарубежья, с тех пор ставший традиционным «Искер-джиен» приобрел международный статус. Организаторами фестиваля-конкурса являются Региональная татарская общественная организация «Наследие» в Тюменской области, Комитет по делам национальностей администрации Тюменской области, Министерство культуры Республики Татарстан, администрация г.Тобольск, Тобольская городская Дума.
— Фаниля Алмагеевна, Вас пригласили на фестиваль в качестве председателя жюри?
— Да. Сибирские татары обеспокоены сохранением родного языка и культуры и стараются приобщить к ней большое количество детей и молодежи. Для этого проводят крупные национальные фестивали. 5 лет подряд по приглашению организатора Луизы Шамсутдиновой я участвую в фестивале «Искер жиен», сначала в качестве участницы, затем как член жюри, а в этом году я возглавила отборочную комиссию фестиваля. Кстати, специально для фестиваля я написала гимн, который прозвучал в прологе. Он был написан в соавторстве с сибирской поэтессой Галией Абайдуллиной. Тюменский край – удивительный по красоте, который таит в себе не мало тайн.
— На Ваш взгляд, есть ли отличия в культуре сибирских татар и поволжских татар?
— Язык несколько отличается. Это ощущается больше всего в произношении, хотя мелодии схожи. Они очень тепло принимают мои авторские песни, в которых отражены характерные черты татарской музыкальной культуры. С интересом слушают и башкирские народные песни, которые не мыслимы без звучания курая. Сибирские татары — степной народ, наверно потому им близка и башкирская культуры. А я сама родилась и выросла в Башкирии.
— А какая из ипостасей Вам ближе. Кем Вы себя больше ощущаете — руководителем ансамбля, певицей или композитором?
— Я, как «универсальный солдат» в последнее время, потому что являюсь руководителем многонационального вокального ансамбля «Жемчужины» и пою, и сочиняю песни для детей и взрослых. Я давно хотела создать подобный многонациональный коллектив. В составе ансамбля девочки разных национальностей и народов Поволжья и Кавказа. И они в последнее время очень активно участвуют во всех мероприятиях.
— Я стала сочинять им песни и гимны. Я считаю, что жанр гимна сейчас наиболее актуален. Молодежь надо не расслаблять, а учить концентрироваться. И если девочки выходят на сцену в национальных костюмах, они должны подчеркнуть музыкальными выразительными средствами, что они хотят дружбы и мира. И этот жанр как никакой другой это позволяет сделать.
— Я все время размышляю, какое произведение лучше написать, чтобы оно нашло отклик и у детей и взрослых. Я пишу музыку, сотрудничаю с поэтессой из Набережных Челнов Верой Хамидуллиной. У нас сложился уже творческий тандем, стоит мне подать идею, как она тут же откликается новыми поэтическими строками, которые легко ложатся на музыку.
— Кроме гимнов и песен для детей, что вы еще пишете? Может быть лирику?
— Сейчас существует недостаток в музыкальном материале для детей и юношества, поэтому стараюсь заполнить эту нишу. Я и сама люблю петь, хотя если меня просят другие исполнители, с большим удовольствием делюсь своим творчеством. Не так давно я выпустила диск «Ак Иделнен аккошы» — белая птица — лебедь символизирует победу, чистоту дружбу, как голубь мира. В молодости я пела и танцевала танцы народов мира. Этот опыт очень помогает в работе с детьми.
— Много лет назад я работала за границей в Венгрии, куда уехала с мужем — военным. Уже тогда занималась постановкой танцев: русских, восточных, кавказских. Я выступала и как певица, и как танцовщица.
— А когда вы начали писать песни?
Самая первая песня моя была написана в 2000 году под названием «Кышкы миляш», что в переводе зимняя рябина. Тогда мне пришла мысль, что все-таки необходимо получить профессиональное музыкальное образование. И я в 48 лет поступила в казанское музыкальное училище имени Аухадиева, имея два высших образования.
— А музыкальные способности Вы унаследовали от родителей?
— Да, папа был человеком, о которых говорят с золотыми руками. А еще он хорошо играл на народных инструментах. На слух мог подобрать любую мелодию, даже мелодии оперных песен. А мама обладала нежным и красивым тембром и тоже чудесно пела.
Первый раз на сцену я вышла под объективами телекамер и кто-то из профессиональных музыкантов сказал: «Вам непременно петь». С тех пор я стала выступать с концертными номерами за границей. В составе делегаций из СССР, я объездила почти весь мир. Мне был всего 21 год.
Помню свою первую поездку, это была Португалия, нас — 25 молодых артистов. Я подготовила вокально-танцевальный номер, в основе которого была башкирская народная песня. Мы общались с португальцами через переводчика, оказывается они думали о нас, что мы дикари, а познакомившись поближе, поняли, что вполне цивилизованные люди.
Несколько лет мне довелось представлять национальное искусство России за рубежом. Через месяц после поездки в Португалию я отправилась в ГДР на Всесоюзный фестиваль молодежи, по линии ЦК ВЛКСС. Затем меня пригласили на центральное телевидение. Польша, Германия, в которой я выступала 6 раз.
А когда пришло время заводить семью, я всю себя отдала воспитанию детей, потому что для женщины это, пожалуй, одно из самых главных задач. Как бы не была успешна карьера, личное всегда на первом месте. С семьей мы жили в Венгрии, затем в Грузию мужа перевели. А в 1988 мы приехали в Татарстан, на родину своих предков.
Эльмира Шигапова,
Информационный центр ДДнТ