В Год семьи мы продолжаем рубрику «Семейные истории».
Сегодня особенностями своей семьи делятся руководители фольклорного ансамбля «Красная горка»: лауреат всероссийских и международных конкурсов Денис ДЕНИСОВ и заслуженный работник культуры РТ, доцент Казанского государственного института культуры, этнохореограф Александра САМОЙЛОВА.
Фольклорный ансамбль «Красная горка», это не просто музыкальный коллектив, а сообщество единомышленников. Его участники не только исполняют русские песни, они выезжают в фольклорно-этнографические экспедиции по деревням и селам Татарстана, отыскивают и записывают уникальный песенный материал, старинные игры, праздники и обряды, характерные для русских, проживающих в районах Татарстана, а затем проводят народные гуляния, молодежные вечерки, забавы для детей и взрослых — с танцами, под живые инструменты зимой и летом, в помещении и на улице.
— Дело в том, что фольклор – не сценическое искусство! – восклицает Александра Васильевна. – Народные танцы и песни — это форма общения. В деревнях люди собирались вместе пели, плясали — и так переживали единение. Но сейчас засилье массовой культуры, и, конечно, проще включить музыку в записи, ведь петь самим — это труд. Но традиция теряется. А чтобы народная песня совсем не исчезла, приходится ее популяризировать.
— Вообще, в деревнях считалось, — подхватывает Денис Валерьевич, — если все собрались и поют, а кто-то не участвует, значит, он либо глухонемой, либо больной! Да, конечно, были и выдающиеся таланты, но считалось, что петь и танцевать может каждый, это норма.
«Красная горка» появилась в 2006 году. Александра Самойлова уже тогда преподавала в институте культуры, и с тремя своими студентками они решили создать фольклорный ансамбль. Потом в коллектив пришел Денис, затем добавились еще участники.
— Мы начали думать над названием коллектива, — вспоминает Александра, – и Денис предложил «Красная горка». Это такой замечательный русский праздник, который празднуют в следующее воскресенье после Пасхи, когда всей деревней выходили на согретые солнцем поляны, пригорки, чтобы водить хороводы, петь и играть. Молодые люди знакомились, играли первые свадьбы. В общем, нам название подошло, ведь мы и сами были молодые, амбициозные, свободные.
На сегодняшний день в ансамбле 6 человек.
— Мы все уже состоявшиеся люди, — говорит Денис Денисов, — и у каждого есть своя ниша в жизни. Александра преподает в институте культуры, я работаю в Культурном центре имени А. С. Пушкина, Василиса Филатова руководит Центром русского фольклора, Ольга Степанова обучает вокалу в школе рока, Дарья Толовенкова — музыкальный руководитель в детском саду. Есть у нас еще уникальный музыкант — мультиинструменталист Александр Славин, он в очень многих этнопроектах задействован. Нас объединяет то, что каждому из участников дорога традиционная культура. А еще для нас ансамбль — не способ зарабатывать деньги или делать карьеру, это прежде всего общение и единение. Это как в семье, если мы поем вместе и хорошо звучим, значит, ладим друг с другом!
Основной репертуар ансамбля составляет песенный фольклор русских сел Татарстана.
— С 2007 года в наших экспедициях мы собрали большое количество самобытного материала, характерного именно для нашего региона, — поясняет Самойлова. — Когда мы приезжаем на фестивали, многие видят, что мы отличаемся по костюмам, по звучанию, диалекту, и удивляются: «Вы откуда?» – «Из Татарстана!» – «А там что, тоже русские есть?» Мы участвовали в таком историко-этнографическом проекте «Русские коллекции в музеях Татарстана», который был создан при поддержке Раиса РТ Рустама Минниханова. Была создана большая коллекция русских костюмов, которая представлялась в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, в музеях других городов России. А мы там пели и даже были моделями, демонстрирующими эти наряды. Причем, когда показывались костюмы, допустим, Лаишевского уезда, мы пели русские песни Лаишевского района, когда представляли одежду русских Чистопольского уезда, исполняли соответствующий материал, и так далее.
— А как у вас появилась любовь к народным песням? – спрашиваю я супругов.
— Мы с Александрой выходцы из разных деревень в Удмуртии, — рассказывает Денис Денисов. – Я, правда, до 10-го класса жил в Казахстане. Там абсолютно интернациональная атмосфера была: украинцы, русские, немцы, татары, казахи, все вместе целину поднимали. Потом переехали в Удмуртию, на родину отца, в село Кыйлуд Увинского района. Папа у меня удмурт, а по маминой линии дедушка – иранец, и только бабушка – русская. И хоть у меня всего четверть русской крови, все равно осознаю себя русским. В Удмуртии я окончил школу, потом Удмуртское республиканское училище культуры. Пел там в удмуртском ансамбле, на девушках были настоящие национальные костюмы, которым по сто лет, с украшениями, старинными монетами, тогда любовь к фольклору и стала пробуждаться.
— Я тоже в Казань приехала из Удмуртии, — продолжает Александра, — и уже здесь, в институте культуры, судьба нас с Денисом свела. А к фольклору я стала приобщаться в деревенской самодеятельности. Хотя и в семье всегда пели, на всех праздниках – гармонист, частушки, пляски. А когда моего отца отправили в Сарапульский район поднимать русскую деревню Девятово, там в клубе проводили свадьбы по русской традиции – с песнями, хлебом-солью, с муфточками и плеточками! И нас, подростков, привлекали, мне, например, дозволялось вынести плетку младшему дружке с песней: «Младший друженька – хорошеня, он уродился…» Прошлым летом я выдала замуж старшую дочь Полину, и им с женихом тоже пели старинные свадебные песни.
А сегодня так же ненавязчиво и наш шестилетний сын Егор приобщается к традиционной культуре. Он ведь с нами везде – в экспедициях, на репетициях, на фестивалях, концертах, — едем в машине, наши записи играют, он все слова знает, и мы все вместе поем!
Особенности русской семьи от Дениса Денисова и Александры Самойловой:
- Русский фольклор — не сценическое искусство.
- Любовь к своей культуре закладывается в детстве.
- Деревня – хранитель традиций.
Роман УСАЧЕВ
ФОТО Наталья ВЯТКИНА и из личных архивов Дениса Денисова и Александры Самойловой
Журнал «НАШ ДОМ — ТАТАРСТАН» №2 (085) — 2024