(28 августа 2015) Интервью временно исполняющего обязанности Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова журналистам «Наш дом — Татарстан».
В связи с чем сфера этноконфессиональных отношений стала предметом особой заботы и лежит в основе каждодневного труда всех уровней власти в Татарстане? Почему у нас воплощается в жизнь комплексное решение межэтнических и межконфессиональных вопросов? Насколько можно оценить деятельность общественной организации Ассамблеи народов Татарстана? На эти и другие актуальные вопросы, связанные с этноконфессиональной жизнью республики, мы попросили ответить временно исполняющего обязанности Президента Республики Татарстан Рустама МИННИХАНОВА.
— На последней встрече с руководителями СМИ республики Вы отметили, что за 25 лет новой государственности Татарстана много сделано, но одно из самых главных достижений – это мир и согласие, которые есть в республике между всеми нашими национальностями и религиями. Что стоит за этим главным достижением? Есть ли рецепт татарстанской стабильности?
— История распорядилась таким образом, что на нашей земле издавна живут бок о бок представители многих народов, самых разных религий. Более того, за последние годы мы стали еще более многонациональным регионом. Если по итогам переписи 2002 года были зафиксированы представители 115 народов, то спустя восемь лет в рамках следующей переписи их число возросло до 173. Еще более разительные перемены произошли в религиозной жизни Татарстана. За последние четверть века количество зарегистрированных религиозных организаций увеличилось почти в 50 раз. В этих условиях межнациональное и межконфессиональное конструктивное взаимодействие – одно из важных условий успешного развития республики. Как уже неоднократно отмечалось, позитивный характер этноконфессиональных отношений мы считаем нашим конкурентным преимуществом.
Сегодня сфера этноконфессиональных отношений — предмет особой заботы, требующий системной работы, постоянного мониторинга и анализа. Все это лежит в основе каждодневного труда всех уровней власти в республике.
Успешность работы обеспечивается еще тем, что мы придаем особое значение вовлечению в этот процесс таких институтов гражданского общества, как Ассамблея народов Татарстана, Общественная палата РТ, Всемирный конгресс татар, Духовное управление мусульман, Татарстанская митрополия Русской православной церкви и многие другие.
На муниципальном уровне получило дальнейшее развитие открытие домов дружбы. В республике функционируют шесть таких домов – в Казани, Набережных Челнах, Менделеевске, Нижнекамске и Тетюшах, недавно открылся в Нурлате. Они выступают как ресурсные центры Ассамблеи народов Татарстана. Конечно же, наши достижения в социально-экономическом развитии оказывают позитивное влияние на общественные настроения, благоприятное течение этнических и конфессиональных процессов. Поэтому татарстанцы достаточно позитивно оценивают ситуацию в межэтнических и межконфессиональных отношениях в республике. По данным социологического опроса, в мае этого года ситуацию в сфере межэтнических отношений считают спокойной, стабильной 89,2% опрошенных, а в сфере межконфессиональных отношений – 87,3%.
— Приходилось слышать, что в Республике Татарстан обеспечивается комплексное решение межэтнических и межконфессиональных вопросов. В чем его суть?
— В 2012 году была принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в разработке которой Татарстан принимал активное участие. И сразу же мы разработали новую редакцию Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, отражающую основные приоритетные направления и задачи федеральной Стратегии.
Полнота и комплексность решаемых задач обеспечиваются целевыми государственными программами, которые направлены на сохранение межнационального и межконфессионального согласия. С 2014 года в республике реализуются три государственные программы: «Реализация государственной национальной политики в РТ на 2014 — 2020 годы», «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 — 2016 годы)», «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в РТ на 2014 — 2020 годы») и шесть подпрограмм. Из числа подпрограмм четыре — в рамках государственной программы «Развитие культуры РТ» на 2014 — 2020 годы», подпрограмма, направленная на профилактику терроризма и экстремизма, а также подпрограмма по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Татарстане. Ежегодное финансирование программных мер — около 330 млн рублей. Их реализация находится под нашим пристальным вниманием. К примеру, итоги 2014 года мы обсудили на расширенном заседании Совета при Президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям в феврале этого года. Комплексные программы по реализации государственной национальной политики и профилактике негативных явлений также приняты во всех муниципальных образованиях республики.
— Вы отметили важность контроля за реализацией принятых программ. Это, в свою очередь, говорит об оценке состояния этноконфессиональных отношений. Как она осуществляется?
— Мы стремимся выстроить эффективную систему комплексного мониторинга и прогнозирования ситуации на основе диверсификации данных разных источников. Наработан определенный позитивный опыт в данном направлении, который учтен федеральным центром при включении республики в качестве пилотного региона, участвующего в апробации единой федеральной системы мониторинга.
Эта работа требует очень взвешенного подхода. В своей работе мы учитываем данные социологических исследований, правоохранительных органов, муниципальных образований, общественных, религиозных и национальных организаций, обращений граждан о конфликтных ситуациях, мониторинга информационного поля, реализации государственных программ.
К примеру, в прошлом году было проведено девять комплексных социологических исследований по этноконфессиональной тематике — такие как мониторинг состояния мусульманской и православной общин, оценки населением уровня межнациональных и межконфессиональных отношений, восприятия мигрантов принимающим сообществом и другие. Результаты исследований нами тщательно анализируются и обсуждаются с участием экспертного сообщества, национальных и религиозных организаций.
Мы неоднократно отмечали, что глубокое понимание проблем, определение приоритетов и программных мер невозможно без научного осмысления. В этом очень весома роль созданного при КФУ научно-экспертного совета. Мнение и рекомендации данного совета, а в него входят наиболее авторитетные ученые и практики республики и страны, а также данные научных разработок берутся за основу принимаемых нами решений.
Кроме того, активную работу ведут такие специализированные структуры, как Центр исламоведческих исследований при Академии наук республики, Казанский межрегиональный центр экспертиз, Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования при Институте международных отношений, истории и востоковедении КФУ.
Спорные, неоднозначные вопросы часто становятся предметом обсуждения на научно-практических конференциях, форумах и круглых столах. В 2014 году было проведено около 20 крупных всероссийских и межрегиональных мероприятий такого плана.
Данная деятельность крайне важна как для оценки текущего состояния и принятия решений, оценки эффективности реализации государственной национальной политики, так и для широкого информирования населения о реальном положении дел, развенчивания мифов и заблуждений.
— Решением межнациональных вопросов в Татарстане давно и плодотворно занимается общественная организация Ассамблея народов Татарстана. Насколько, на Ваш взгляд, опыт ее работы может быть использован в работе Федерального агентства по делам национальностей?
— Думаю, что новая федеральная структура максимально заинтересована в деятельности таких организаций, как наша Ассамблея. Структура организации и принципы ее работы максимально отражают интересы всех народов, проживающих в республике. Этот богатейший опыт в сохранении межнационального мира и согласия пользуется большим интересом среди российских регионов. Мы на практике убедились в эффективности ее работы.
Надеюсь, что Федеральное агентство, используя свои ресурсы и опыт регионов, выстроит слаженную систему работы в этой сфере.
— В мае, приветствуя участников праздника русского фольклора Каравон в селе Русское Никольское, Вы отметили, что такие национальные праздники, как русский Каравон, татарский Сабантуй, чувашский Уяв и другие, очень востребованы, они являются отличительной чертой Татарстана. Известно, что их появлению способствовало возрождение национального самосознания в начале 90-х. Но что позволяет им сейчас, спустя годы, оставаться на плаву, привлекать все новых участников и зрителей?
— Праздники традиционных культур народов, проживающих в республике, по инициативе этнокультурных организаций проводятся при поддержке органов республиканской и муниципальной власти. Это очень важное направление нашей совместной работы.
В этих праздниках выражается самобытность народов, испокон веков бок о бок проживающих на территории республики. Они раскрывают богатство культур, в них душа того или иного народа. Национальные праздники обеспечивают межпоколенческие связи. Сохранение языка, традиций, культуры народов, бережное их развитие сегодня находят живой интерес и у молодежи. Потому и востребованы эти праздники. Неудивительно, что их масштабы, число и география участников из года в год расширяются.
Очень важно и то, что повышается интерес к изучению культуры и традиций соседей. Люди разных национальностей с удовольствием участвуют с этом процессе.
Это направление — лишь одно из звеньев большой системной работы. Отдельно замечу, что в республике уделяется особое внимание развитию народного творчества, проводятся фольклорные фестивали, смотры. В Татарстане около 9500 народных коллективов.
Поддержка и выстраивание таких добрых отношений – здоровая альтернатива возможным негативным проявлениям.
Уверен, что мы на правильном пути.
Информационный центр ДДнТ