— Павел, ты являешься автором музыки и текста песни, которую представишь на конкурсе. О чем эта песня?
— В преддверии Пасхи в деревне, где я вырос, праздновали древний языческий праздник Айкай. И моя песня — рассказ об этом празднике, рассказ о людях. Также в песне я пою о том, что жизнь — она конечна и к этому надо относиться как к должному. В припеве есть такие строки, которые можно перевести как: «стоишь на горе и сожалеешь о том, что солнце садится за горизонт, но это неизбежно, так устроен мир».
— Какие инструменты ты используешь в своей песне?
— Мы изначально думали использовать что-то традиционное: гусли или кубыз — традиционную удмуртскую скрипку либо какой-нибудь духовой инструмент типа курая, но в итоге я играю на удмуртской свистульке, которая называется шулан. Ее звучание подошло и в тональности и придало песне национальный колорит.
— Какую задачу ставишь перед собой на этом конкурсе?
— Большинство людей ждет от меня победы, но я, в первую очередь, еду для того, чтобы познакомить европейских зрителей и слушателей с культурой удмуртов именно Республики Татарстан. Пусть моя песня достаточно европеизирована, в ней используются классические аккорды, например, но, тем не менее, в песне есть элементы фольклорной музыки и какой-то шарм музыки татарстанских удмуртов.
— Каждый четверг на проекте «Уроки Дружбы и согласия» мы задаем вопрос: «Что для тебя означает выражение «Быть частью своего народа?». Как бы ты ответил на этот вопрос?
— Если ты гордишься принаделжностью к своему народу, ты должен что-то делать, чтобы культура твоего народа обогащалась, становилась разнообразнее. В моем понимании это — оставить какой-то след, пусть небольшой, в истории своего народа.
— Ты профессионально занимаешься фольклором, принимаешь участие в экспедициях, собираешь материал. Чем для тебя стал фольклор?
— Фольклор — это сугубо личное. Фольклор — это поколение, и каждое поколение воспринимает его по своему. Когда я начинал заниматься фольклором, мои представления о нем, как оказалось, были недалекими. Когда начинаешь заниматься этим с точки зрения науки, ты больше начинаешь его понимать и чувствовать. И рассматривая фольклор с этой стороны, появляется огромное уважение к людям, которые занимаются этим. Не приученный зритель может сказать: «Да что там эта бабка поет?», а на самом деле в фольклорных песнях заложен глубочайший смысл, сложнейшая музыка, которые достойны изучения, достойны любого слушателя.
— А как по-твоему, можно добиться популяризации фольклора, в той же молодежной среде, например?
— Я считаю, что нужно совмещать его с современной музыкой, но делать это не вычурно. Как пример, можно привести репертуар группы «Энигма»: она совместила католическое григорианское пение с электронной музыкой и пользуется огромной популярностью. В России успешным проектом, который удачно соединил фольклор и электронную музыку, можно назвать проект «Иван Купала». Их музыка считается классикой симбиоза фольклора и электронной музыки. Доказательством правильности такого подхода является то, что их композиции ушли в массы. Одно использование их музыки на открытии Олимпиады в Сочи чего стоит!
— Песня, написанная тобой, думаю, не последняя в твоем репертуаре. Поделись творческими планами, например, записать альбом?
— Таких грандиозных планов у меня нет. Специально себя настраивать, выжимать из себя соки, специально писать альбом… Нет, такой идеи у меня не было. Я — человек творческий и то, что я делаю, делаю, как правило по наитию, наплывами. Но я много экспериментирую и на классических инструментах, и на традиционных, стараюсь исполнять фольклор, мне нравятся эксперименты в электронной музыке. В принципе, планы есть, но я пока не буду их раскрывать.
— Успехов тебе, удачи на конкурсе и до встречи по возвращении. Все болеем за тебя!
— Спасибо! До встречи.
Информационный центр ДДнТ