(10 апреля 2017) Более 200 представителей национальных диаспор Казани и 500 представителей из районов республики получили мандаты на III Съезд народов Татарстана, который состоится в Казани 22 апреля.
Сейчас в республике проживают представители 173 национальностей. И главная задача форума — объединение всех наций, народностей и общин, поддержка их языков, культуры и духовности, сохранение межнационального мира и согласия в России.
Первый Съезд народов Татарстана был организован в 1992 году — по инициативе и при участии первого президента республики Минтимера Шаймиева. Тогда по итогам работы съезда в республике появилась «прародительница» нынешней Ассамблеи народов Татарстана — Ассоциация национально-культурных объединений и первый Дом Дружбы народов. Второй съезд состоялся в Казани десять лет назад — в ноябре 2007 года и собрал более 700 участников и около 300 гостей.
В нынешнем году на съезд кроме 700 делегатов из Татарстана приглашены гости из федерального центра, других регионов, а также из-за рубежа.
В марте во всех муниципальных районах Татарстана прошли заседания общественных советов по избранию делегатов на III Съезд народов Татарстана. В целом они будут представлены на съезде 500 делегатами. Это представители органов местного самоуправления, ветеранских и общественных организаций, работники культуры, образования и других сфер общественной жизни.
В III Съезде народов Татарстана примут участие и представители 36 национальных общественных объединений (НОО), входящих в состав Ассамблеи народов Татарстана, а также — Молодежной Ассамблеи народов Татарстана. Заседания Советов НОО проходили с февраля по март. Открыла череду собраний региональная общественная организация «Еврейская национально-культурная автономия Республики Татарстан», а завершила региональная общественная организация «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан».
В итоге было избрано 230 делегатов — представителей разных национальностей и возрастов (от студентов до активных пенсионеров).
— Количество делегатов зависит от численности НОО, — сообщил руководитель исполкома Совета Ассамблеи народов Татарстана Николай Владимиров. — Например, от русской национально-культурной автономии, а также от чувашской и кряшенской — по 14 человек. От Ассоциации работников татарского национального просветительского объединения РТ «Магариф» — тоже 14 делегатов. От удмурдского, мордовского, марийского, украинского, башкирского, азербайджанского, узбекского, армянского, таджикского и белорусского НОО избрано по 10 человек.
Есть в Татарстане и немногочисленные национально-культурные автономии, которые отправят на съезд по одному делегату. Это такие общины, как бурятская, НКА турок-месхетинцев, индийская, ассирийская, афганская и ингушская.
— Все наши делегаты — обычные граждане Российской Федерации, которые живут и работают в нашей республике, — подчеркивает Николай Владимиров. — А в свое свободное время они занимаются на общественных началах сохранением своего языка, культуры и традиций.
Делегат III Съезд народов Татарстана от грузинской диаспоры Маринэ Хухунашвилли приехала в Казань еще в советские времена — на учебу. Сейчас работает директором Центра образования «Многонациональная воскресная школа». Одновременно она возглавляет НКА грузин в республике «Сиони» и является зампредседателя Совета Ассамблеи народов Татарстана.
— Меня выдвигали делегатом II Съезда народов Татарстана, — рассказывает Маринэ Хухунашвилли. — Мой доклад касался школы, которую я возглавляю с 2001 года. Тот форум был эпохальным событием, потому что тогда была создана Ассамблея народов Татарстана, которая приняла форму общественно-государственного партнерства. Это более высокий уровень общественной организации, нежели Ассоциация национально-культурных объединений, которая функционировала в республике ранее. На площадке II съезда обсуждали все документы, которые принимались потом: Концепцию национальной политики Республики Татарстана и Стратегию национальной политики РФ до 2025 года. И очень многие поправки, которые мы вносили, потом в этих документах появились.
Грузинской НКА Маринэ Хухунашвилли отдает едва ли не больше времени, чем своей основной работе в школе. Говорит, что, пройдя в свое время нелегкий пусть адаптации на чужбине, которая сейчас стала родной, помогает пройти этот же путь и своим землякам. Это и языковой барьер, и разница в менталитете, и поиск подходящей работы, и множество других проблем. Но, по словам главы НКА грузин, в Татарстане решать все эти проблемы проще, потому что приезжие не замыкаются в своем национальном вакууме, их сразу вводят в это многонациональное сообщество, благодаря тому что в республике есть Ассамблея народов Татарстана и Дома Дружбы народов. Поэтому люди не чувствуют себя оторванными от Родины.
— Каждый человек, очутившись за пределами своей исторической родины, сначала ощущает себя в чужой стране, потом в другой стране, и на каком-то этапе эта страна становится нам родной, — рассуждает Маринэ Хухунашвили. — Все эти этапы я тоже прошла. И я поняла, что нужно объединить соотечественников, сохранить культурные традиции, язык, передать все это детям, и не только своим собственным. Конечно, все это мне удалось благодаря поддержке супруга. Потому что когда в семье трое детей, а жена еще и общественной работой занимается, это не каждый выдержит. И я сейчас смотрю на педагогов, которые работают у нас в воскресной многонациональной школе, на руководителей национальных культурных автономий как на миссионеров XXI века. Они не только сохраняют свои национальную идентичность в России, в Татарстане, но обогащают ею другие народы, проживающие здесь.
По мнению главы грузинской диаспоры, ее народ объединяют со многими народами, живущими в Татарстане, гостеприимство, любовь к детям, отсутствие раболепия перед начальством — только уважение. Приказывать грузину или грузинке — это не прокатит, как выразилась Маринэ Хухунашвилли. По ее мнению, людей нужно заинтересовать, и тогда они горы свернут:
— Ка-а-ажж-дый из них, — подчеркивает она, мягко растягивая первый слог и на грузинский манер, — должен быть уверен, что делает что-то такое, чем будут гордиться его дети и внуки.
Ну и, конечно же, грузины славятся на весь мир своими застольями. Причем не только блюдами и тостами. Ни одно грузинское застолье не обходится без песни. Но, по мнению, Маринэ Хухунашвили, если человек не вырос в Грузии, эту музыкальность можно потерять, поэтому в ее школе грузинские дети обязательно занимаются музыкой, танцами и пением на грузинском языке. И детей не отбирают на эти занятия по способностям — берут всех.
— Мы всех принимаем — есть ли у ребенка слух или нет, — говорит директор школы. — Ребенок имеет право надеть национальный костюм и почувствовать себя грузином. Это самое главное.
Делегат III Съезда народов Татарстана от ассирийской диаспоры Арсен Савва — представитель россиян-ассирийцев в четвертом поколении. Он тоже принимал участие в предыдущем съезде и ждет от предстоящего еще большего — новых контактов с соотечественниками и представителями других диаспор.
Ассирийцы живут в Казани с 1918 года и всегда создавали свои диаспоры. А в наше время именно Арсен Савва стал инициатором и организатором создания НКА ассирийцев в Татарстане и до сих пор ее возглавляет. Сейчас, по его подсчетам, в республике проживает 326 ассирийцев. А 126 человек постоянно общаются в рамках НКА.
Арсен Савва считает, что статус ассирийцев в России очень специфический. Поскольку это древний народ, который когда-то жил на территории так называемой Передней Азии — в Месопотамии. Родным языком ассирийцев считается новоарамейский, который сейчас находится на грани исчезновения, потому что современные ассирийцы говорят на языках тех стран, где живут. Это преимущественно арабский, персидский и турецкий. А российские ассирийцы говорят по-русски.
— Это уникальный цветок в многонациональном букете народов России, — говорит про свой народ Арсен Савва. — В Татарстане сейчас живет сорок семей, чьи предки прибыли сюда с 1918 по 1921 год. И никто никуда больше не уезжает.
А вот свое традиционное ремесло — ремонт обуви, которым ассирийцы стали заниматься в России сто лет назад, этот народ сохранил. Председатель ассирийской НКА одновременно работает директором Казанской ремесленно-промысловой компании и возглавляет коммерческую структуру, которая оказывает населению республики услуги по ремонту обуви.
— Ассирийцы очень дружелюбный народ, — говорит Арсен Савва. — Они совершенно не умеют врать, им чужды какие-то интриги и подлости. Причем если между собой мы еще как-то можем поругаться и поспорить, как и в любой большой семье, то с другими народами мы дружим. Есть такая пословица, что ассирийцы всегда верны флагам, под которыми живут. Ведь у нас нет государственности как таковой. Все народы в крайнем случае могут уехать на родину. А нам некуда ехать. Наша родина — Россия, Татарстан. Все давно здесь живут, никуда не собирается, какая бы сложная ситуация ни возникла. Ассирийцы будут здесь жить и работать и, как все россияне, будут стараться, чтобы жизнь в России стала лучше. Мы взаимодействуем с ассирийскими диаспорами из других регионов, у нас очень плотные контакты.
Но если свой язык обрусевшие ассирийцы практически забыли, то другие традиции чтут. Так, например, в диаспоре существует Совет старейшин, без одобрения которого не решается ни один вопрос, вплоть до примирения поссорившихся супругов.
Председатель бурятской НКА Татарстна Сэсэгма Бубеева делегирована на Съезд народов Татарстана в первый раз. Она приехала в Казань в 2012 году, чтобы организовать Клинику тибетской медицины.
— Я чуть ли не с детства привыкла заниматься общественной деятельностью, — рассказывает она. — А так как я патриот своей Родины, своей культуры, то решила объединить всех бурятов, проживающих в Татарстане, чтобы общаться, вместе решать все проблемы и сохранять наши традиции и язык. Я была приятно удивлена, что мне не придется изобретать что-то с нуля, а просто войти в дружную семью Ассамблеи народов Татарстана. Не в каждом регионе есть такая организация. Мне просто везде дали зеленый свет, помогли юридически оформить все документы и зарегистрировать нашу НКА. Национальная политика в Татарстане на очень высоком уровне. Никаких сложностей не возникло. Наоборот, меня даже подгоняли. А за последний год наша диаспора увеличилась в разы. Если в 2012 году мы начинали с двух-трех человек, то на сегодняшний день в бурятской НКА Татарстана — свыше 100 человек. Включая тех, кто давно здесь живет. Я таких тоже знаю: одна бурятка вышла замуж за татарина, другая за местного корейца. Наши земляки из Бурятии и других регионов стали приезжать в Казань на наши мероприятия.
А между тем еще четыре года назад Сэсэгма Бубеева, ее друзья и родные о Казани знали только из учебников географии. Некоторые даже отговаривали подругу: дескать, лучше в Москву поезжай или в Питер. Она, конечно, побывала и в этих городах, но свой выбор все- таки остановила на столице Татарстана.
— И меня все стали спрашивать, дескать, ну что? Как там, в Казани? Что это за город, что за народ? — улыбается Сэсэгма Бубеева. — И я всем отвечала и сейчас отвечаю, что Казань — это московская инфраструктура и бурятская простота. Потому что здесь есть всё то же самое, что и в Москве, но в то же время очень радушные и открытые люди.
Мнения
Владимир Зорин, первый зампредседателя Совета Ассамблеи народов России, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям (Москва):
— У нас в России очень увлекаются съездами отдельных народов, это традиция еще 90-х годов и начала 2000-х. Они, безусловно, нужны. Но нужно откровенно сказать: собрать Съезд всех народов региона, чтобы шел откровенный разговор о важнейших межэтнических проблемах, — это уникальное событие. Татарстан стал первопроходцем в этом позитивном аспекте. И тут сыграло большую роль то, что в республике есть Ассамблея народов Татарстана, которая имеет статус государственного общественного органа, и она эффективно работает. Такая ассамблея на региональном уровне — это прецедент для многонациональной России. Это показатель того, что модель такого многонационального и мультиэтнического общества, которая создана в вашей республике, не только жизнеспособна, но и помогает развивать ее и двигать вперед.
Александр Сидякин, депутат Госдумы РФ от Татарстана:
— Мы всегда подчеркиваем, что наша сила — в нашей многонациональности. История нашей страны — главное тому доказательство. И великое переселения народов, и то, что Лев Гумилев называет пассионарностью — то есть взаимодействием развивающихся этносов как движущей силы исторического процесса. И скифы, и печенеги, и тюркские народы, которые жили на территории нашей республики, ковали нашу историю, наши традиции. Сейчас в Татарстане живут представители еще большего количества этносов, которые тоже развиваются, взаимно обогащают друг друга и движут нашу историю дальше. И Съезд народов — это тоже своеобразное движение к толерантности и взаимоуважению. Для многонациональной и многоконфессиональной страны это абсолютно правильный рецепт.