(20 июня 2017) Художественный руководитель школы-студии «Алтын» Дома Дружбы народов Татарстана дала интервью порталу «Наш дом — Татарстан» в котором рассказала об итогах года, планах на будущее и о том, что дает умение танцевать народные танцы.
— Гульнара Фанильевна, чем запомнился прошедший год? Какие достижения есть у ансамбля «Алтын»?
— Наш коллектив принял участие во множестве различных фестивалей и выступал на различных площадках: Театре оперы и балета имени М.Джалиля, Пирамиде и многих других. Для детей это было очень значимо и интересно. Мы успешно съездили на конкурс «Радуга танца» в Чебоксары, где все группы школы-студии «Алтын» заняли призовые места.
— Насколько я знаю, год тоже завершился победой. Расскажите поподробнее, пожалуйста.
— Сложилась хорошая традиция, что мы каждый учебный год завершаем концертом 1 июня. И совершенно случайно узнали, что 3 июня в Казани состоится IX Международный конкурс-фестиваль музыкально-художественного творчества «Восточная сказка». Мы заявились на него в самый последний момент, хотя не планировали и не знали об этом конкурсе.
Все группы наши заняли призовые места, а старшая группа порадовала себя и нас гран-при конкурса. Мы вообще этого не ожидали. А для меня значимой оценкой работы стал диплом в номинации «Лучший хореограф-постановщик».
— Сколько всего детей занимается в ансамбле «Алтын?»
— На конец этого года в школе-студии «Алтын» занималось 95 человек.
— Какие национальности они представляют?
— Такой статистики нет. В ансамбле мы не разделяем их ни по национальному признаку, ни по статусу родителей: для меня все дети равны и привилегий нет ни у кого. Разве что в трудоспособности: если ребенок умеет трудиться, хочет работать, конечно, и отношение к такому ребенку будет должное.
— Вопрос по репертуару: танцы каких народов РТ танцуют дети в «Алтыне»?
— Есть русские, татарские танцы, танец крымских татар. Конечно же, танцы народов Поволжья: чувашский, марийский, удмуртский. Также есть наша новая постановка – бурятский танец. Про последний отдельно хочется рассказать. Бурятская община была очень рада тому, что появился такой номер. Вообще, номер очень яркий, красочный и девочки его с удовольствием танцуют. Самое интересное, что головные уборы для танца сшили родители. Мы долго искали тех, кто мог бы сшить для нас головные уборы, а в итоге люди либо отказывались, либо были готовы сделать работу за месяц-два, что, нас, не устраивало. И, конечно, цены были высоки: от 3 тысяч рублей за один головной убор, когда в постановке задействовано 16 человек. В итоге совместно с нашими родителями мы их сшили за три дня. Такие вот наши мамы молодцы.
— Какие танцы в планах?
— Конечно, это зависит от вдохновения. Мы, например, начали учить танец «Чак-чак», в котором задействованы все четыре группы. Сначала на сцену выходит старшая группа, затем средняя, младшая и ясельная. В конце они сливаются в единый танец. Также в планах есть монгольский танец «Вороной конь», где танцуют либо три, либо пять мальчиков. Танец с трюками, поэтому наши мальчишки с радостью подхватили эту идею.
— В Вашем репертуаре есть постановка «Дружба народов». Расскажите о ней подробнее.
— Да, этот танец – спецзаказ директора Дома Дружбы народов Татарстана Ирека Ильдусовича Шарипова. Это была его идея, мы ее подхватили и реализовали. В данной постановке представлены марийский, чувашский, удмуртский, татарский и русский танцы. В планах создать подобное с танцами других народов.
— Немного личный вопрос: назовите 5 Ваших любимых народных танцев.
— Что касается меня, то я очень люблю испанские танцы. В ансамбле танца «Казань» есть испанский блок, который мне очень нравится. Люблю также узбекские танцы. Просто обожаю казачьи танцы: с трюками, вращениями. Казачьи танцы в этом смысле очень яркие и эмоциональные. Русские и, конечно, татарские, куда без них?
— Вернемся к школе-студии. У многих коллективов есть проблема с мальчиками. Сталкивается ли «Алтын» с такой проблемой?
— К сожалению, это проблема №1. Мы привлекаем мальчиков всеми правдами и неправдами. (смеется) Бывает так, что я вижу на улице маму с ребенком, подхожу, даю листовки. Приходится и таким образом собирать мальчиков. Ну и хотелось бы сказать мамам наших детей. В частности Инне Портновой, Розе Гарифуллиной и Альсине Ахмедьяновой. Они очень много помогают школе студии. Например та же Роза Гарифуллина кроме своих двоих детей (мальчика и девочки) привела в ансамбль человек 10-20. Конечно, большую роль играет «сарафанное радио». Каждый ребенок в «Алтыне» заполняет анкету, где в конце есть вопрос: «Откуда Вы узнали о нас?». Для нас было удивительно, что порядка 90% ответов – это рекомендация от кого-либо.
— Есть такое понятие «Медведь на ухо наступил», когда говорят о музыкальном слухе. Есть ли подобное явление в танцах или танцевать может научиться любой?
— Думаю, здесь очень важна работа педагога. У нас прямо с ясельной группы мы начинаем с того, что просто хлопаем или топаем. Я им задаю разный ритмический рисунок, то есть учу не просто хлопать в ладоши, а делать это ритмично, в такт. При этом мы объясняем детям, что такое сильные и слабые доли. Главное, чтобы они слышали, слушали и видели. Если ребенок, к примеру, не справляется, то я ему советую смотреть на меня, чтобы он пытался хлопать вместе со мной. Здесь главное – тренировки и желание педагога объяснить и научить.
Конечно, немаловажным является желание. Если у ребенка есть желание, он всему сможет научиться.
— С какого возраста можно учить танцам?
— Думаю, с любого. Я знаю таких мам, которые начинают включать музыку ребенку в месячном, двухмесячном возрасте. А в год-два они уже начинают прыгать, делать подскоки. Это, конечно уже хорошо для будущего развития как танцора.
— А в «Алтыне» во сколько лет начинают дети заниматься?
— Пока с четырех. Но мы планируем начать набор с трех лет, потому что очень много желающих.
— Как помогает умение танцевать народные танцы? Казалось бы, на дискотеке движения абсолютно другие.
— Дело даже не в движениях. Ведь дети, занимаясь танцами, учатся слышать и понимать музыку. По крайней мере, моих ребят сразу видна осанка, пластика. Тут стоит отметить, что у нас несколько девочек пришло в коллектив из современной хореографии.
А если говорить в целом, то народные танцы несут и образовательную функцию. До того, как мы начали учить тот же бурятский танец, дети ничего не знали о бурятах. Получается, через танец они познают страну, в которой живут и узнают много нового о ее народах. При постановках танцев я стараюсь рассказать детям о движениях, их значении.
— Национально-культурные автономии как-то привлекаются к такому процессу познания?
— Пока не практиковалось, но эта идея очень интересная. Думаю, стоит ее внедрить, чтобы представители тех или иных народов могли сами о себе рассказать.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет начать заниматься танцами?
— Принять решение и прийти заниматься: ничего сложного.
По вопросам записи в школу-студию «Алтын звоните по телефону 8-903-306-33-54 (Гульнара Фанильевна Гимаева). Группа школы-студии Вконтакте: https://vk.com/kazanaltyn
Информационный центр ДДнТ